Грядут Светлые Праздники – Рождества Христова, а за ним – Богоявление. В это время мы часто вспоминаем о душе, о Боге, о милосердии. Именно в это время, когда в душе ликование – «Христос Рождается!» – хочется поделиться этой радостью с другими, с теми, кто не может встретить Праздник в кругу семьи.

В это время проходят благотворительные мероприятия для воспитанников детских домов, больниц и социальных учреждений. Да и сегодня мы можем с уверенностью сказать, что не только в праздники, а и в течение года, мы слышим о делах милосердия. Благотворительность активно развивается. А значит, уже можно говорить и о культуре милосердия – о том, кому и как помогать, чтобы эта помощь была нужной. Об этом мы говорим со старшей сестрой православного сестричества при Санкт-Петербургской 15-ой городской больнице Наталией Гусевой.

Сестричество призвано помогать не «внешне», а «внутренне»

– Наталия, сегодня наряду с благотворительными организациями, появляются и православные сестричества. Наверное, их можно отнести к форме социального служения Церкви. Что это за организации?

– Сестричества – это сравнительно новая форма церковного женского служения. Во время Крымской войны были сформированы первые общины сестер милосердия, одним из горячих защитников и поборников женского медицинского служения был знаменитый врач Н.И.Пирогов. Ну, и если посчитать, сколько времени прошло от начала сестринского движения в России до его окончания в 1917 году – можно понять, что опыта построения сестринских общин в настоящее время весьма и весьма немного, а соответственно зачинателям этого святого дела приходится быть первопроходцами.

Прежде всего, как мне кажется надо понимать, что сестричество призвано помогать не «внешне», а «внутренне». То есть ты – как сестра милосердия – помогаешь, прежде всего, СЕБЕ. К этому-то приходишь довольно быстро, очутившись ВНУТРИ этого служения, хотя, на первых порах людьми движет естественное желание ЧТО-ТО ДЕЛАТЬ, как-то служить Богу и Матери-Церкви, ближнему своему. Возможно, где-то и нотка тщеславия проскальзывает: ведь это служение, в отличие от ИСКОННО ЖЕНСКОГО служения в семье – служение ВНЕШНЕЕ, ВИДИМОЕ, ЗАМЕТНОЕ…

– Какую помощь призваны оказывать православные сестричества? Это только помощь в больницах или ещё какое-то служение?

– Разброс «специализаций» сестричеств только по Санкт-Петербургу, не говоря уже о России, Беларуси, Украине и т.д., просто огромен. Это и медицинское служение, и социальное (по типу соцработников), и воспитательское (в детских домах), и катехизаторское (когда сестры только беседуют с людьми, обучают основам веры)… Много направлений. И никогда нельзя угадать – чем именно сестричество будет заниматься – одна скорбь людская приводит за собой еще 10… Так, например, в сестричестве Святой Преподобномученицы Елисаветы в Лахте при хосписе № 1 Санкт-Петербурга поначалу было медицинское служение. Но когда стали появляться в поле зрения сестер сироты, чьи родители умерли в данном хосписе, само собой родилось педагогическое служение…

Сейчас служение ближнему уже не вызывает столько косых взглядов как, скажем, 10 лет назад

– Могут ли подключаться к такой помощи люди со стороны? То есть те, кто хочет помочь, но не готов вступать в сестричество?

– Надо сказать, что очень большую помощь оказывают нам наши помогающие – то есть те, кто почувствовал в своем сердце жажду служения, но боится или не решается пока облечь ее в сестринскую форму. И, слава Богу, что не решаются: помощь Божия, конечно, присутствует, но дисциплина, ответственность перед сотрудницами, требовательность со стороны руководства рождают множество нестроений как общественных, так и духовных. А с помогающих спрос пока не столь строг, поэтому им немножко «повольготнее». И заодно они имеют возможность присмотреться к этому служению, понять: надо ли мне оно?

– Активно ли сегодня помогают люди?

– Слава Богу, сейчас служение ближнему уже не вызывает столько косых взглядов как, скажем, 10 лет назад, когда я только пришла в сестричество. Я не могу судить об остальных церковных организациях, потому что, к сожалению, практически «безвылазно» нахожусь на своих послушаниях, могу наблюдать и рассказывать только то, что вижу у нас. Так вот: люди присмотрелись, привыкли, потянулись и доверились. Конечно, пришлось преодолевать искусы и насмешки. Помню, когда мы второй или третий раз пришли в Новогоднюю ночь мыть приемный покой и помогать тем, кто попал в этот час в больницу, на нас вышел смотреть весь персонал отделения. А врачи скорой, похоже, передавали о нас информацию по цепочке, потому что смотреть на ненормальных, оттирающих угаженный туалет и смотровые, приходили целыми бригадами. Теперь все реже встретишь удивленный взгляд и покручивание пальцем у виска – уже знают, узнают.

Пусть многие сильные мира сего занимаются благотворительностью «по моде», главное – что они это делают

– Благотворительность сегодня – какой она должна быть? Какие проблемы нужно решать сегодня? Ведь мы можем говорить уже об определённой культуре.

– Благотворительность сегодня делает первые некрепкие шажки, как годовалый ребенок. Очень радостно видеть, что заниматься благотворительностью стало «модно». И не надо кривых усмешек: вспомните мытаря Петра, кинувшего в нищего краюхой хлеба от злости, и в момент смерти увидевшего, как краюха эта перевешивает все злые дела его жизни. Пусть многие сильные мира сего делают это «по моде», главное – что они это делают. А дальше – оставим на Суды Божии. Ибо они – милосерднее наших.

Поэтому говорить, как надо жертвовать и кому, – дело не очень благодарное. Естественно, я скажу то, что ближе мне, за что болит моя душа. То есть, я – лицо заинтересованное, поэтому не могу беспристрастно судить о том, как и кому надо помогать.

Единственное, что мне кажется, настала пора подключаться властным структурам. Вот тут попытаюсь объяснить почему. На благотворительность, как я уже сказала, стали выделять средства. Стали выделять даже гранты. Но чтобы составить план на его получение, а паче – отчитываться по нему, надо содержать специалиста – бухгалтера-экономиста. Что естественно автоматически отсекает от соискательства маленькие сестричества вроде нашего. У нас все сестры – волонтеры, трудятся бесплатно, в свое свободное время, на износ. И выделять из наших и без того крошечных пожертвований на зарплату экономисту в ущерб основной деятельности – рука не поднимется. Потом: вот выделяют гранты. Но в этот год только на программу с детьми. С остальным – не суйся. А ведь тот же бомж – он ждать год не может. У него сейчас проблемы, например, с документами и определением в интернат.

Бомжом может стать любой из нас, если в незнакомом городе у него украли документы и мобильник

– Как на ваш взгляд можно решить эти и другие проблемы?

– Почему бы не рассматривать гранты с позиции «на милосердную деятельность», и сделать отчетность по ним элементарнее. Не знаю. Далее: большего беспредела чем при оформлении утраченных документов я еще не встречала. Бомжом, дорогие мои, может стать любой из нас, если в незнакомом городе у него украли документы и мобильник. Всё! БОМЖ готов! Любой запрос об удостоверении личности идет по нашей необъятной Родине по почте. В то время как по электронной почте можно подать жалобу, послать прошение хоть во Владивосток, но получить запрос о том, что данный человек был прописан по данному адресу: будьте любезны – по почте отправить ТУДА, и получить ответ ОТТУДА. Прибавьте к этому официальный срок, за который вам обязаны ответить (а будьте уверены, что раньше этого срока вам не ответят), то можно понять, что человек за это время успеет обовшиветь, обтрепать одежду и вообще пропасть… Но, кроме государства, эту проблему не решит никто.

Следующая проблема – с теми же документами. Беготни, я вам скажу, на три дня при полной загрузке. Туда-сюда подать заявления, оттуда-отсюда принести справки. Почему бы не найти решение, которое лежит на поверхности: создать ЕДИНЫЙ ЦЕНТР для потерявших документы. И, придя туда и обратившись к дежурному, человек сможет получить схему: в Вашем КОНКРЕТНОМ случае нужно оставить запросы в таких-то окнах, получить справки в таких-то и отдать все это в такое-то окно. То есть максимально уменьшить транспортные маршруты «потеряшке». Ведь помимо того, что организации находятся в разных концах города, они еще и имеют особенность работать так, что в два-три места за день не успеешь при всем желании…

– Люди любят помогать детям. Почему? Может, потому что это просто на первый взгляд – принёс игрушки, перевёл деньги на счёт. Или потому что много информации именно о больных детках, к примеру? Или такая помощь кажется благородней. Но ведь есть и другие категории тех, кому нужна помощь. Как соблюсти баланс и помочь всем?

– Насчет помощи детям… Ох, какой трудный вопрос… Как тут выделишь: надо-ненадо помогать. Помогать надо, ВСЕМ: и детям, и взрослым… Но понимаете… Есть у нас какое-то клише что ли… Дети – наше будущее. Нет, дорогие мои, дети – это наше прошлое. А наше с вами будущее – это старость. Помните, есть рассказ, как в деревенской семье старого немощного деда отсадили есть за печку из деревянной миски, потому что он проливал еду и разбивал глиняную тарелку. А через день родители увидели, как их сын вырезает деревянное корытце по типу свиного. На вопрос: зачем? малыш ответил: это для вас, мама и папа, когда вы состаритесь. Поучительнейший рассказ.

Мы должны помогать детям, но не в ущерб пожилым. Тут, понимаете, на мой взгляд, срабатывает стереотип. Каждый человек хочет видеть результаты своего труда, результаты своего доброго дела. Несмотря на то, что Господь учил нас чтобы одна рука не знала что творит другая, все равно хочется посмотреть: а как оно действует, мое доброе дело. Потому что, сделав это дело, ты уже кусочек своей души подарил этому человеку. Поняла это по себе: когда сдавала кровь для онкобольного, которому срочно нужно было переливание, а крови не было. Больной умер через день. И вот я стою возле его гроба и понимаю, что сегодня вместе с ним похоронят часть меня – мою кровь (переливание было срочное, прямое, то есть кровь была именно моя).

Самое трудное для нас – увидеть в них то, чего они и сами, зачастую, в себе уже не видят – ОБРАЗ БОЖИЙ

– Есть определённая категория людей, которая оказалась как бы на обочине жизни. Это БОМЖи, те, кто страдает от алкоголизма, наверное, можно сюда отнести и наркоманов, и заключённых. Помогать им не всегда спешат и не всегда легко. С одной стороны, есть мнение, что человек сам кузнец своей счастья и сам виноват в том, что оказался на дне общества. С другой стороны, не всегда понятно, какая помощь нужна этим людям?

– Мы зачастую считаем, что помощь должна быть материальна и ощутима. Помните, Мартышку из мультика про попугая, слоненка, удава и мартышку? Как удав передал ей через Слоненка привет, а она никак не могла его «пощупать». Так и мы, как глупенькая мартышка, все хотим потрогать. А людям очень часто надо просто наше участие, наши глаза, наше (ох, самое дефицитное!!!) время!

Тот же БОМЖ или безнадежный больной – кажется: чего в него вкладывать. Помню, привезли в отделение БОМЖиху, она сгнила заживо изнутри, из ее естественных отверстий сыпались личинки мух. Сдерживая рвотные позывы мы с сестрой (одной работать было невозможно из-за запаха, и мы менялись: одна работает, другая дышит в сторонке и пережидает спазм) взялись ее протирать пеной для мытья и переодевать грязные лохмотья, одевать памперс и мыть лицо. Фельдшер скорой, привезший ее, зло крикнул нам: она все равно умирает. Ей осталась пара часов. Зачем вы ЭТО делаете??? Тогда мы просто не успели ответить на этот вопрос, но я шла домой и думала: а и правда – зачем? Потом поняла: потому что она – Образ Божий, и она имеет право умереть по-человечески: чистой, умытой, ухоженной. И это нужно не ей – беспамятной уже, а мне и всем кто рядом… Вот примерно так можно ответить на вопрос о том, что надо БОМЖам: самое простое и самое трудное для нас – увидеть в них то, чего они и сами, зачастую, в себе уже не видят – ОБРАЗ БОЖИЙ.

Вопрос милостыни – очень сложный даже потому, что и поучения святых зачастую дают нам прямо противоположные ответы

– А как быть с теми, кто просит милостыню? Сегодня мы знаем, что среди этих людей не всегда нуждающиеся, и есть место обману, порой – жестокому. Подавать или нет?

– Вопрос милостыни – очень сложный даже потому, что и поучения святых зачастую дают нам прямо противоположные ответы. Наверное, надо поступать так, чтобы после встречи с нищим тебя «не царапала совесть». Ведь совесть – это Голос Божий в нас, и она может нам просигнализировать. Помню, как-то подошел ко мне выпивший БОМЖ и попросил денег. Я сказала ему: пойдемте к ларьку, я куплю вам еды. Он согласился. Пока мы стояли, я – вся из себя образец праведности – говорю ему: Вы бы вместо «бормотухи» себе сами еду и купили. А он мне отвечает: на 10 рублей я ничего не смогу себе купить, а купив на эти деньги «бормотухи» я приглушил чувство голода. Господи, так стыдно мне не было уже очень давно. Господь научил за один раз – не осуждай, пока САМА в этой же ситуации не окажешься!

Вообще, наш духовник так сказал сестрам: подавать не деньгами, а делом. Просит «на еду» – пройди в магазин, купи. Просит «на билет» – проедь на вокзал, купи. Просит «на лекарство» – марш в аптеку. И так далее. Это действительно будет МИЛОСТЫНЯ, так как, во-первых, потратишь ты всяк побольше, чем кинул бы в кружечку, во-вторых, потратишь свое драгоценное время, в-третьих, отсечешь от себя тех, кто собирает не на то, о чем просит….

Если вы пошли поработать Богу, то Он сумеет воспитать из ваших забалованных чадушек помощников

– У благотворительности бывает такая крайность. Человек искренне хочет помогать и делает это: посещает детские дома, занимается волонтёрством, отправляет пожертвования нуждающимся. Но часто не замечает тех, кто рядом. Например, пенсионеров и ветеранов, живущих по соседству. А бывает и так, что его семья не получает внимания и необходимого тепла. Крайность ли это или неизбежная сторона благотворительности? И можно ли её избежать?

– Как быть, если дела милосердия отнимают время у родных и близких? Понимаете, нам очень тяжело держаться срединного – царского – пути. А ответ-то на поверхности. В сутках 24 часа, в неделе 7 дней… То есть, если ты пошел к больным, то естественно, это время ты отнял, прежде всего, у себя, потом уже и у ближних. Но надо повнимательнее посмотреть: не то ли это время, которое ты потратила бы на смотрение в зомбоящик? Не то ли это время, в которое ты бы устроила себе 15-е «последнее» чаепитие с тортиком? Не то ли это время, которое ты провела за болтовней с подругой и перемыванием косточек своим мужьям? Если – то, то, Слава Богу, что его у тебя не осталось. И потом, посмотрите, как мы ограничиваем взросление наших детей. Мы же только что еду за них не пережевываем. Дитятке 12-15 лет, а он (она) ни завтрак-ужин разогреть (не говоря уж о «сделать») не умеет, ни белье постирать-погладить, ни в квартире убрать. Кто растет? – эгоист, собственник и «качественный потребитель». Нужны ли вы будете ему в старческой немощи своей – нет! А вот если вы пошли поработать Богу, то Он сумеет воспитать из ваших забалованных чадушек помощников. И все будет – слава Богу!

Но и в крайность кидаться не надо, «взваливая» все свои заботы на Бога. Все-таки понимать, что служение твое для твоего же усмирения надо. И потерпеть, и промолчать, и помолиться про себя, и обвинить себя, и лечь попозже, и встать пораньше, чтобы дела все дома переделать женских рук требующие. Все – на благо.

Наше служение – это брать и оттягивать на себя боль и скорбь наших подопечных

– Ещё один момент, касающийся больше служения в сестричестве или волонтёрской деятельности. Не каждому, наверное, легко выдержать чужое горе, особенно, когда тот человек, которому помогаешь, уходит из этой жизни. Да и в целом, не каждый готов видеть, если не ежедневно, то часто, болезни, тяжёлые диагнозы, страдание. А ведь нужно ещё и поддержать человека, вселить надежду. Как самому не сломаться?

– Насчет трудности в служении в этом океане скорбей – все верно. Но ведь не зря сестричества организуются при храмах. Милость Божия, если «у руля» сестринского корабля стоит Христос, а штурман – хороший и мудрый священник, который любит свое незаметное, «невыгодное» служение, который болеет за него всей душой, который молится с кровавым потом… Тогда все будет хорошо. Не «без проблем» – ибо им все равно быть положено коли дело Божие, а в смысле, что все проблемы будут обращаться на благо и на возрастание в себе… Единственно, к смерти нельзя привыкать. Потому что наше служение – это брать и оттягивать на себя боль и скорбь наших подопечных. Принять на себя часть ударов судьбы, чтобы немощный человек, не ведающий еще Бога, не сломался. А ты, знающая Его, можешь пойти на исповедь, можешь помолиться, у тебя есть Святое Причастие, поэтому тебе однозначно положено «брать удар на себя». Еще и еще, и еще… «Если после встречи с тобой больному не стало легче, значит, ты напрасно с ним встречался» – архимандрит Зосима (Сокур).

Уходят иногда. Правда, два только случая за все 10 лет…

– Бывает, что кто-то не выдерживает и уходит из сестричества?

– В сестричество и вступают, и, к сожалению, уходят. Уходят и по немощи физической (хотя, они остаются в сестринском молитвенном синодике, и все равно душой – с нами), и по самости (вот, о чем постоянно просишь на молитве – не попусти, Господи, самостью этой заболеть, не отпусти от Себя)… Все, конечно, добровольно, с советом и предостережениями духовника. Сейчас, как старшая сестра говорю, даже рекомендовать ко вступлению страшусь. Очень много проблем наваливается, чисто человеческая немощь берет верх: вот, примем, а она будет от своего послушания уходить, придется снова на кого-то «безотказного» его взваливать… Не хочу… Но что тут может значить мое «не хочу», коли человека зовет Господь. Приходят, страдают, ломают себя, очищаются от самостей в горниле скорбей… Ну, и уходят иногда. Правда, два только случая за все 10 лет, но больно до сих пор: значит, где-то не разглядела, не нашла ключик к сердцу. Ведь каждую сестру воспринимаешь как Богом данного тебе ребенка. И страшишься: Господи, сама-то я немощная, негодная, а еще и за них ответственность нести, за что мне это???

Попытайтесь смотреть на мир с позиции сильного человека

– Наталия, спасибо за этот разговор, искренний и мудрый. И в завершении. Грядут святые Праздники. Что хочется пожелать нашим читателям? И главное – что посоветовать тем, кто ещё сомневается, может ли он кому-то помочь, и не знает, с чего начать и как правильно оказать помощь ближнему?

– Хочется пожелать вам, родные мои, чтобы с вами всегда был Господь. А это – единственное, что может иметь ценность и в этой, и в будущей жизни. Вот, близится Праздник, когда наше Спасение уже явится на земле в холодной пещерке Вифлеема и сонм сил Небесных возгласит: «Христос рождается, славите!» Пусть сердечко ваше отзовется на Ангельский призыв славить Бога. А как мы можем Его славить? Как может славить отца и мать сын или дочь? Да своею жизнью, конечно! Своим добрым сердцем, своею справедливостью, своей щедростью и милостью. Чего и вам желаю. Попытайтесь смотреть на мир с позиции сильного человека. То есть с позиции: кому бы помочь? Ну, хотя бы несколько часов в день. И это не требует какого-то особого настроя: просто сказать спасибо дворнику за чистый двор, просто улыбнуться растерянной девушке, просто придержать за локоток старушку… Усилий мало, а удовольствие – на весь день. Проверьте! С Праздником!

Подготовила Мария Сметанина

Фото предоставлено Наталией Гусевой

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.