Оглашение: а где же прихожане?

|
Дискуссию об оглашении перед крещением продолжает рассказом о собственном опыте иерей Антоний Сенько, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в селе Трубино.
Иерей Антоний Сенько

Иерей Антоний Сенько

Случай №1

Вспоминаются некоторые случаи из практики. После воскресной литургии, вышедши из храма, на церковном дворе вижу большое количество людей, от которых отделяется молодая женщина и, подойдя, просит совершить крещение ее младенца. Собираемся в храме. После первого же вопроса «Зачем?» папа с младенцем из церкви исчезает.

Оставшиеся предлагают известный набор аргументов про ангела-хранителя, всеобщую православность и пр. Выясняется полное отсутствие каких-либо знаний о Христе, крестная твердо стоит на позициях морального кодекса строителя коммунизма, крестный отмалчивается.

Мама сообщает, что в трех храмах им уже сегодня отказали в крещении младенца, объяснив необходимость подготовки. При этом она категорически отказывается что-либо читать, слушать или смотреть. Крестите, и всё тут. В результате огорчены все: родители – «не хотят крестить НАШЕГО РЕБЕНКА», родственники – «уже давно пора собраться за столом, а ТУТ…»

Случай №2

Другой случай, характерный своей противоположностью. Прихожанка приводит двух молодых женщин – будущую крестную и маму с младенцем. Беседуем. Она заранее познакомила подруг с Евангелием, женщины задают достаточно глубокие вопросы о молитве, покаянии, исповеди.

Позже, в конце недели, исповедую обоих и еще раз беседую. На крещение, неожиданно для меня, собирается немалое количество родственников с детьми. Несмотря на многолюдность, в храме – тишина. Сродники молятся, младенец, немного поплакав, осваивается и тихо гулит. Остальные детки в меру любопытствуют, но без лишнего шума. После крещения уходить никто не торопится, и мы еще беседуем, переживая совершившееся Таинство.

Наш храм стоит прямо у дороги, и поток людей из окрестных городов и сел, желающих крестить младенца без всякого оглашения, не иссякает. Участие активных прихожан в катехизации крайне важно и неоценимо.

Сначала – к прихожанам, потом – к священнику

Как радостно услышать поручительство прихожан: «Батюшка – с этими людьми я беседовал о Христе, познакомил их с Евангелием, поделился опытом приходской жизни, рассказал о нашей общине. Вижу у этих родителей младенца неподдельный интерес и стремление к христианской жизни».

Конечно – это идеальная ситуация: сами прихожане в таком случае более ответственны к своей вере, больше заботятся о приходе. Поэтому уверен – прежде чем подойти к священнику, родителям и крестным хорошо бы пообщаться с прихожанами того же возраста. И прихожане должны быть к этому готовы. Не нагружая пришедших схемами или алгоритмами, а имея основные знания о вере и христианской жизни, они могут помочь людям сориентироваться в темах предстоящих бесед со священником.

Мы проводим огласительные беседы уже около 10 лет, делают это священники храма. До одной трети всех приходящих либо отказываются беседовать, либо, получив пожелание прочитать Евангелие и прийти на богослужение, уходят в другие храмы. С оставшимися беседуем больше на темы, которые позволяют по-иному смотреть на жизнь.

Прежде узнаем – чем человек интересуется, где и кем трудится, а дальше стараемся искать примеры и наставления из жизни святых, близких нам по времени жизни. Я рассказываю о новомучениках и их житии. Эта тема крайне актуальна и абсолютно неизведанна нецерковными людьми. Реакции разные, но живой след остается.

Первые вопросы: когда и сколько стоит?

Два самых частых первых вопроса – «Когда?» и «Сколько стоит?» Хотя про стоимость спрашивают уже реже, чем раньше, видимо, дежурные по храму успевают рассказать об отсутствии тарифов. Ответить на вопрос «Когда?» предоставляю часто самим родителям, установив потребное для них время подготовки.

Еще достаточно активно интересуются, как правильно подготовиться к крещению младенца, имея в виду, что подготовка именно к крещению, но не вхождению в эту общину, в церковную жизнь. И именно в этом случае настроение пришедших может радикально поменяться – «Как!? Нам только покрестить! Всё! Довольно! Батюшка, хватит!»

Одной беседой в таком случае не обойтись. Нужно время, чтобы пришедшие на встречу смогли усвоить и принять мысль о том, что крещение не самоцель, а один из первых шагов в христианской жизни, который делается родителями и крестными вместе с младенцем.

Мостик между человеком и Христом

Часто люди приходят с убеждением, что о Христе им всё известно из прочитанных бабушками книжек, детских воспоминаний о хождении в храм, фильмов на евангельские темы… И неожиданно оказывается, что их знания о Христе невероятно малы и ложны. Это бывает очень больно, и люди всячески пытаются скрыть свое незнание.

Тогда приходится искать понятные им и близкие к их жизни евангельские и житийные ситуации и смыслы. И через такие примеры попытаться создать некий мостик между человеком и Христом. Очень важно поговорить с каждым о душе, о том, что душа нуждается в Боге, что мир невидимый близок.

После бесед – крещальная Литургия

Огласительные беседы необходимы. Эта стало очевидным после того, как мы ввели в нашем храме крещальные литургии. Мы увидели огромную разницу между «требным», совершаемым в приделе храма крещением с участием мало вникающих в происходящее родственников и крещением на Литургии при молитвенном участии всей общины.

Конечно, вряд ли даже самое большое количество бесед с родителями и крестными способно приготовить их к полноте восприятия происходящего, но направление движения в таком случае задается. Поэтому для тех, кто не готов к литургической жизни, крещение совершается отдельно, но с пожеланием входить в церковную жизнь, «опережая» своих новопросвещенных детей.

После крещения

После крещения человеку на приходе бывает трудно. Он общался со священником часто и подробно во время оглашения. Теперь же подойти к батюшке труднее, много желающих. Что-то и самому уже нужно привыкать делать, например, строить взаимоотношения с родственниками и другими прихожанами.

Очень важно, чтобы на приходе можно было продолжить общение. Мне ближе та форма, которая существует в семейных клубах трезвости. Община еженедельно собирается за чаем и беседует о трезвой жизни здесь и сейчас.

Причем под трезвой жизнью мы подразумеваем не только отказ от употребления алкоголя, но и уход от других пристрастий. У нас доброжелательная обстановка, отсутствие споров, стремление оказать поддержку каждому пришедшему, возможность оказать сочувствие и поддержку друг другу. То есть и после оглашения стараемся воспитывать себя в «любви, радости, мире, долготерпении, благости, милосердии, вере, кротости, воздержании».

Записала Валерия Потапова

Портал «Православие и мир» и независимая служба «Среда» проводят цикл дискуссий о приходской жизни. Каждую неделю – новая тема! Мы зададим все актуальные вопросы разным священникам. Если вы хотите рассказать о болевых точках православия, своем опыте или видении проблем – пишите в редакцию, по адресу discuss.pravmir@gmail.com.

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Крестная улетает завтра – дайте справку!

Как происходит оглашение в спальном районе?

Господь не спросит, ходил ли ты на огласительные беседы

Что важнее – забота о ближнем или богословские формулы?

Специальное предложение: крещение за тридцать тысяч рублей

Что делать с родителями младенцев, которые хотят всё и сразу