В борьбе с алкоголизмом нужно сочетать медицинские и духовные средства – Патриарх Кирилл

|
Выступая перед участниками V Общецерковного съезда по социальному служению 3 сентября 2015 года, Святейший Патриарх Кирилл рассказал о своем видении борьбы с алкогольной угрозой.

Отношение к здоровью всей нации  имеет тема алкоголизма. Думаю, что какие-то положительные сдвиги все-таки стали происходить, но самый положительный сдвиг вижу в том, что люди во власти, а также руководители предприятий, банков не имеют больше моды обсуждать деловые вопросы с бутылкой коньяка. В советское время было так – хочешь договориться, неси коньяк. Все это хорошо знают. Теперь я с огромным удовлетворением отмечаю, что среди руководства нет людей, злоупотребляющих алкоголем. Эта мода полностью ушла, и слава Богу, потому что речь идет об элите нашего общества, а пьяная элита – это очень опасно. Эту задачу решили, в том числе, через пропаганду здорового образа жизни, в том числе, через здоровый образ жизни первых лиц Российского государства, что является прекрасным примером для всех остальных.

Но остается проблема на уровне малых городов, и в крупных городах, и на уровне сельских поселений. У нас, если я хорошо помню, 50 примерно реабилитационных центров и где-то 230 организаций, работающих в сфере преодоления алкогольной зависимости. В каждой епархии должен быть церковный центр с алкозависимыми, с женщинами, находящимися в трудной жизненной ситуации, особенно в связи с рождением ребенка, в связи с отказом от аборта. Но работа с алкоголиками должна строиться с использованием духовных средств, весьма эффективных в прошлом.

Мы знаем о замечательных результатах наших православных обществ трезвости до революции. Но есть один фактор, который сегодня понижает использование церковных средств, по крайней мере, делает их не всегда эффективными. Этим фактором является уровень реального воцерковления нашего народа.

На чем строилась работа дореволюционных обществ трезвости? С человеком работали, он вовлекался в общую молитву, а затем приносил перед крестом и Евангелием клятву в том, что он отказывается от употребления алкоголя. И сильная вера, страх Божий помогал такому несчастному выдержать все эти муки посталкогольного синдрома и оставить дурную привычку.

Современный россиянин, православный человек не всегда имеет такой уровень воцерковления и такую силу Божьего страха, поэтому наша работа с алкоголиками должна сочетать духовные факторы, в первую очередь, связанные с организацией жизненного пространства для этих людей. Они должны попасть в благоприятную духовную атмосферу. Сама атмосфера должна снимать стрессы, ведь известно, что алкоголик страдает от множества фобий, страхов, стрессов. Вот церковная среда должна эти страхи, и стрессы, и фобии снимать, но одновременно наша работа должна сопровождаться и медицинским фактором.

Нужно привлекать медиков, образованных людей, специализирующихся с области преодоления алкоголизма. Сочетая медицинские факторы с духовными, мы можем добиваться очень высоких показателей, что, в частности, имеет место в целом ряде наших реабилитационных центров, как работающих с алкоголиками, так и работающих с наркоманами.

Я опасаюсь употреблять цифры, потому что разные цифры есть, но более 60% реабилитированных наркоманов в наших реабилитационных центрах – это прекрасный показатель. Совершается это совместно усилиями медиков, духовенства, волонтеров, которые работают на преодоление этой национальной проблемы.

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
В России составили «Национальный рейтинг трезвости»

Составители рейтинга сравнили регионы страны по степени алкоголизации

Как молиться о страждущих недугом винопиянства или наркомании

В каждый монастырь, в каждый храм обращаются люди, которые страдают наркоманией или пьянством