Мужчины не понимают, что они делают

"Меня глубоко поразила полемика вокруг московской 57-й школы. Серьезные взрослые мужчины проявляют «мужскую солидарность» и говорят, что они сами липнут, эти молоденькие ученицы. То есть они на стороне не благородных людей, а тех, кто «не дурак клубничкой на дармовщинку полакомиться», забывая, что это не ягода, а живой человек, которого можно очень глубоко и на всю жизнь ранить. Такое потребительское отношение к человеку – повсеместно." Сколько можно «проверять» отношения до свадьбы? Почему тот, кто говорит о сексуальной близости до брака – за двойные стандарты? Об этом размышляет протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре (Москва).
Протоиерей Александр Ильяшенко

Протоиерей Александр Ильяшенко

Техника безопасности

Священнику приходится общаться с самыми разными людьми. Как правило, в церковь человек приходит в трех основных случаях. Первый – когда он родился в традиционно верующей семье, и для него это естественно. Второй – в церковь приводит радость, например, крестины или свадьба. Но чаще всего человека в храм приводит горе.

Очень часто приходят девушки, женщины, у которых по тем или иным обстоятельствам не сложились личные отношения, это вызывает глубокое сожаление.  Женщины нередко жалуются на бросившего их мужа, девушки – на свои первые неудачи, когда уже жизнь успела побить. Они изливают свое горе, ищут сочувствия и совета, что делать дальше. Это реальные страдания и настоящие переживания, очень глубокие и сильные.

Мужчины же просто не понимают, что они делают. Когда отношения развиваются, скажем, негативно, то вроде бы обе стороны одинаково неправы. Но все же, мужская и женская психология очень сильно разнятся, не зря американский психолог назвал свою книгу «Мужчины с Марса, женщины с Венеры» – они действительно будто с разных планет. Говорят об одном и том же, совершенно по-своему относясь к предмету.

В отношениях женщина ищет семью (если речь идет не о каких-то развратницах). С самого детства девочки мечтают о том, чтобы иметь мужа, детишек, любить и быть любимой, чтобы в доме был уют. Это заложено в женскую природу. Я часто спрашивал у девушек: «Выйдешь замуж, будет всё хорошо, хотела бы детишек иметь?» И практически 100% опрашиваемых реагируют одинаково – непроизвольная улыбка и тихий ответ: «Да». Это настолько глубоко, сокровенно, драгоценно для женщины.

Но если такой вопрос задать молодому человеку, то, скорее всего, он покрутит пальцем у виска. Потому что мужчины, как правило, об этом не думают.

Так что в отношениях между мужчиной и женщиной, как правило, женщина ищет семью, а мужчина – женщину. Не эту, так другую. И поэтому он гораздо легче переносит разрыв.

Что делать? В том-то и дело, что не зря у нас есть заповедь «не прелюбодействуй». Это элементарная техника безопасности. Понятно, что девушки – прекрасные, привлекательные, вызывают определенные ассоциации и стремления у молодого полноценного и не привыкшего себя сдерживать человека.

Но хорошо бы, если бы наши дорогие мужчины поняли, что это, мягко говоря, не благородно – стремиться пользоваться женской красотой, используя женские слабости. А точнее, используя сильные стороны женщины, оборачивая их против нее. Речь о женском стремлении к семье. Да, говорят, что отношения вне брака начинаются с согласия женщины. Но она согласилась потому, что не может выдержать натиск своих именно благородных стремлений, а не каких-нибудь низменных.

Старорежимное мракобесие и мужчины-естествоиспытатели

В свое время великий социолог Питирим Сорокин провел исследования и пришел в ужас от того, что в Петрограде начала 20-х годов на десять тысяч заключенных браков – 93 развода. Он написал об этом статью и сказал, что современная форма брака позволяет любителям клубнички на законном основании удовлетворять свои аппетиты.

Великий демократ и либерал Владимир Ильич Ленин прочитал эту статью и в ответ написал свою, в которой сказал, что Сорокин – феодал, крепостник и дипломированный лакей поповщины. Думаю, что вся наша современная демократическая общественность согласилась бы с Владимиром Ильичом.

Попробуй священник встань и скажи: «Вступать в интимные отношения до брака, помимо брака – плохо», сразу начинается: «Конечно, попы такие-сякие, тянут нас назад». Вот недавно прозвучало, что священники рекомендуют молодым людям, соблюдая строгое воздержание, прожить до свадьбы примерно год, чтобы действительно узнать, что речь идет о глубоком, серьезном чувстве, а не о поверхностной влюбленности, которую вызывают молодые и эмоциональные люди по отношению друг к другу. Посмотрите, какой шквал возмущения поднялся!

Недавно приходит ко мне молодой человек, говорит, что живет с девушкой. Спрашиваю: «А чего не женитесь? Вы друг друга любите, правда же?» «Правда, – отвечает он. – Но надо еще проверить, насколько мы подходим для того, чтобы создать семью».

Оказывается, что «проверяет» он уже целых пять лет. И это в порядке вещей. А время-то идет, красота-то ее не вечная, и здоровье с годами лучше не становится. Он, видите ли, естество испытывает, естествоиспытатель, не может принимать непродуманные решения. Пять лет ему даже не хватило. Кто же он такой после этого? Для большинства сегодня – вполне нормальный человек. А что? Закон не преступает, человек взрослый, всё можно. А брать на себя ответственность – для чего? Ему и так хорошо. Глядишь, лет пять еще пройдет, он на другую, помоложе, променяет и дальше будет испытывать.

gold-apple-pomo-de-ouro-pequi-dourado

Я когда-то давным-давно прочитал рассказ, написанный до революции, – самый конец XIX – начало XX века. Убеленного сединами офицера спросили, что было самым трудным за его долгую и трудную воинскую жизнь. Оказывается, самое трудное было в ранней молодости, когда он только-только окончил воинское училище.

Его послали на погранзаставу в неприступное место. Орлиное гнездо, 50 казаков, он один офицер. А вокруг горы, пустыня и местные жители со своими нравами, что по эту сторону границы, что по ту сторону. Причем воюют друг с другом. То одни идут в набег, то другие. Своим он позволял ходить в набеги, а для тех, кто с другой стороны – держал границу на замке.

И вот как-то видит офицер: по узкой горной тропинке поднимается караван, впереди аксакал, несколько человек везут мешок на лошади. Поднимаются. Он их встречает, Восток – дело тонкое, – за стол сажает, угощает.

После еды гость говорит: «Ты нам друг, ты нам много помогал, мы тебе благодарны. В прошлый раз мы тебе барана привозили, а теперь – девушку, – слаще барана». И сами уехали.

Так вот самое трудное было этому молодому офицеру не притронуться к прекрасной молоденькой девушке. Это по-настоящему благородный человек.

Двойные стандарты

Меня глубоко поразила полемика вокруг московской 57-й школы. Серьезные взрослые мужчины проявляют «мужскую солидарность» и говорят, что они сами липнут, эти молоденькие ученицы. То есть они на стороне не благородных людей, а тех, кто «не дурак клубничкой на дармовщинку полакомиться», забывая, что это не ягода, а живой человек, которого можно очень глубоко и на всю жизнь ранить. Такое потребительское отношение к человеку – повсеместно.

Можно продемонстрировать элементарный психологический прием. Приходит парень, у него отношения с девушкой, может, она и не первая у него. Я говорю: «Хорошо, ты считаешь, что это в порядке вещей, все сейчас так делают. Посмотри кино, журналы – все только об этом и пишут, и говорят, и показывают. А теперь скажи, пожалуйста, пройдет время, ты женишься, дай Бог, родится у тебя девочка, доченька. Будет она расти, – сначала пухленьким бутузиком, потом в школу пойдет с бантиками в косичках, нежная, ласковая такая, будешь ты ее за ручку водить. Вот вырастет она, станет прекрасной девушкой. Вот ей лет 17. Представь себе, у нее роман и до постели дело дошло. Тебе, отцу, горько будет или нет?» Он задумывается и говорит: «Горько».

Тогда я резюмирую: «Хорошо, с твоей дочерью так крутить нельзя, а с дочерью других родителей можно, ты же это делаешь». Элементарные двойные стандарты.

У нас общество по этим двойным стандартам очень уверенно и хорошо живет. При этом ругают тех, кто тоже по этим двойным стандартам живет.

Чего тогда хорошего нам ждать?

Не мужественное отношение

Мне кажется, что в нашем обществе угасает по-настоящему мужественное отношение и к жизни, и к трудностям. Вспомним замечательное произведение Михаила Юрьевича Лермонтова «Песня о купце Калашникове». За что купец убил Кирибеевича? За то, что тот приставал к его жене. Если ты смеешь приставать к чужой жене, то тебе придется за это ответить. Это нормально, хотя совершенно не толерантно, я согласен. В нашем толерантном обществе наше правосудие, безусловно, Калашникова бы осудило.

Но вот зариться на чужих жен, дочерей по нашим законам вполне допустимо. Почему? А потому, что если будет не так, тогда порно-шоу-наркобизнес понесет очень большие убытки. А убытков нельзя допускать. Вот они опять, двойные стандарты – деньги превыше всего. Но разве это нормально?

Поэтому, мне кажется, тут не может быть каких-то полутонов.

Мне кажется, речь идет о том, что нам нужно очень пристально взглянуть на самих себя, сделать очень серьезные выводы. Может быть, удастся восстановить гармонию в отношениях мужчины и женщины, и тогда наши дети будут другими, и детей в семье будет больше. Изменится отношение людей друг к другу, будет не таким потребительским. Тогда будут невозможны скандалы, которые произошли недавно в этой знаменитой школе. Тогда уйдут из жизни эти страшные двойные стандарты…

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Где мужчина

Тот, кто ушел от ответственности, не слышал слов Христа

Чего хочет женщина

В погоне за карьерой можно не заметить, как семья испарилась и остался только кот

О сексе до брака

Девственность до брака не сделает брак счастливым. Зачем же выполнять эту заповедь?