Дивное дело: человек гнушается братом своим, таким же человеком, когда он беден или нечист, а Господь, как чадолюбивая мать дитяти своему, все нам прощает, и не гнушается никаким грешником, и даже дает ему дар Духа Святого.

Преп. Силуан Афонский

Пред иною мыслью станешь в недоумении, особенно видя грех людей, и спросишь себя: «взять ли силой, или смиренною любовью?» Всегда решай: «возьму смиренною любовью». Решишься так раз навсегда, и весь мир покорить возможешь. Смирение любовное — страшная сила, изо всех сильнейшая, подобной которой и нет ничего.”

Ф.М.  Достоевский, “БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ

Иногда мы действительно  стоим в недоумении, размышляя: «правильно ли я поступлю, если прощу?Есть ли ситуация в которой нельзя прощать?» или в горячности мы порою говорим: «Я никогда ни за что его/ее не прощу

Aпостол Петр спросил Иисуса похожий вопрос : Господи! сколько раз прощать брату моему , согрешающему против меня ? до семи ли раз ?” Господь ответил ему : “ Не говорю тебе : до семи , но до седмижды семидесяти раз (Мф. 18, 21–22).

Сам Господь призывает нас быть милостивыми и прощать тех, кто согрешает против нас. На просьбу своих учеников научить их молиться Христос оставил нам молитву «Отче Наш». В этой молитве Господь направляет нас к прощению ближнего: «..и остави нам долги наши, как и мы оставляем должникам нашим.» Поэтому можно сказать, что если хочешь научиться молиться – учись прощать.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) также связывает успех молитвы с прощением: “прощение всех, всех без исключения обид, и самых тягчайших,- непременное условие успеха в молитве.” “Когда стоите на молитве,” повелевает Спаситель, “прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших.” (Мк. 11, 25–26). «Молитвы памятозлобных – посевы на камне«, – сказал преподобный Исаак Сирский (Слово 89).

Из разных поучительных историй мы видим плоды добродетели  прощения и трагические результаты, когда человек ожесточается перед своим ближним и не прощает. Вспомним рассказ из Ветхого Завета о Иосифе Прекрасном и его прощении после сделанного ему зла своими братьями, и как это подействовало на них (Быт. 37:2-50:26). Вспомним о прощении отцом своего блудного сына (Лк.15,11-32). Вспомним о Христе Спасителе и Его примере всем нам, когда Он молился о тех, кто распинал Его : Отче , прости им , ибо не ведают , что творят !” ( Лк. 23,34 ) Прислушаемся к себе, что мы переживаем по отношению ко Христу, когда читаем в Евангелии рассказ о распятии и Его слова в этот момент к Отцу Небесному. Читая, мы соприкасаемся с тем духом Христовой жертвенной любви, который передается и на нас и нам легче, пережив это, сказать: “прощаю и благославляю каждую человеческую душу.”

Но все таки прощение – это парадокс, чаще всего не совсем укладывающийся в логику нашего мышления. Например, нам, даже христианам, кажутся парадоксальны слова из Евангелия: «…любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас (Лк 6:27-28). Посмотрим вокруг себя и обратим внимание на то, как мы относимся к тем, кто нас обидел, причинил какую-то боль, оскорбил, оклеветал, нагрубил, унизил, огорчил, обманул и т.д.? И посмотрим на себя: какое у меня к ним отношение? И если постараемся отнестись к ним по Евангельскому призыву, не покажется ли это нам трудноисполнимым или даже абсурдным, хотя нам хорошо известны слова молитвы, которые мы так часто говорим: «…и остави нам долги наши, как и мы оставляем должником нашим»?

Но, попробуем поступить согласно призыву Христа! Возьмем и, просто, без упрека, в щедром и добром расположении духа — простим. Тогда мы на деле увидим и испытаем то, к чему призывает нас Христос. И парадокс прощения покажет нам, что обращаясь доброжелательно к тем, кто обидел нас, на самом деле дает возможность получить исцеление в своих духовных немощах.

Вот как учил о прощении священномученик Арсений (Жадановский), убитый большевиками в 1937 году: «Добродетель всепрощения еще тем привлекательна, что она тотчас же приносит за себя награду в сердце. На первый взгляд тебе покажется, что прощение унизит, посрамит тебя и возвысит твоего недруга. Но не так в действительности. Ты не примирился и, по-видимому, высоко поставил себя — а смотри, в сердце свое ты положил гнетущий, тяжелый камень, дал пищу для душевного страдания. И наоборот: ты простил и как бы унизил себя, но зато облегчил свое сердце, внес в него отраду и утешение».

——

Стараясь простить кого-то, давайте посмотрим, как описывает в своей книге Роберт Энрайт «Прощение — это выбор» что ни есть прощение или что есть псевдо-прощение. Сразу хочется отметить, что корень псевдо-прощения — надменность, самолюбие и гордость.

Иногда мы легко  произносим слова: «я тебя прощаю,» когда прощения на самом деле нет, а говорятся они, чтобы надменно манипулировать человеком: «я прощаю, но теперь ты должен делать то и слушаться меня в этом». Т.е. другими словами говорится: «ты гадкий человек, который должен прочувствовать свою ошибку и не думай, что я тебе это забуду.» Или используются слова: «я тебя прощаю» как орудие для оскорбления и отмщения, когда при этом детально перечисляются свои обиды в надежде, что этим мы причиним страдание обидчику.

Псевдо-прощение выражается в надменном поведении по отношению к обидчику, не имеющее ни грамма сочувствия или сострадания. Это можно хорошо увидеть в супружеских отношениях, когда жена говорит, что прощает своего мужа за причиненную ей обиду, на самом же деле при первом удобном случае укоряет, оскорбляет или унижает его, проявляя свой гнев на нем (или наоборот: муж к жене). Так что, прощая, стоит обратить внимание на себя и посмотреть есть ли во мне чувство сочувствия или сострадания.

Иногда слова: «я тебя прощаю» означают «не думай, что ты можешь меня обидеть.» Такой подход, где человек отрицает, что его можно обидеть — есть также проявление своего нарциссизма и надменности над своим ближним, так как на самом деле в нашем подсознании усмешливо говорится: «кто ты таков/такая, чтобы мне на тебя обижаться?» Обратим внимание, что этим мы проявляем надменность над другим человеком, возвышая себя и забывая недавнее подготовительное к Великому Посту евангельское поучение о Мытаре и Фарисее. В этом поучении Церковь настраивает нас, что наши предстоящие дни Поста должны проходить не в самодовольном и гордом исполнении добродетелей, а в сокрушении о своих грехах и в смиренном проявлении себя к ближнему и Богу.

Прощение не всегда приводит к примирению. Прощение есть только шаг на пути к нему, так  как настоящее примирение обуславливается  прощением с обеих сторон и восстановлением доверия, что чаще всего не случается. Чаще только одна сторона готова примириться и возобновить отношения. Но это не означает, что без примирения мы не можем простить.

Прощение друг друга даже с обеих сторон, иногда к сожалению, не означает, что мы вернемся к прежним отношениям. Только со временем, с восстановлением доверия, отношения могут постепенно вернуться к изначальным.

В прощении мы не ожидаем, чтобы только освободить себя от гнева. Мы прощаем не для того, чтобы освободиться от негативных эмоций, искусственно прививая себе положительные.

Мы не становимся нейтральными к обидчику: «ты мне безразличен, но держись подальше от меня» — ни есть прощение.

Спокойное состояние  после взрыва эмоций ни есть результат  прощения. Прощение не умаляет меры того, что произошло; оно меняет наш взгляд на человека не смотря на то, что он причинил нам.

Простить — не означает извинить человека или попустить обидчику его злодеяние. В таком случае мы смиряемся со злом (попускаем зло), подвергая себя или других насилию. К примеру, супруга, регулярно подвергающаяся насилию мужа, извиняет его и винит себя за то, что сама раздражала мужа и настраивала его этим к его насильственному поведению. Такой подход дает прощению искаженный вид, так как мы начинаем думать, что простить означает позволить себе унижаться перед насилием. И в таком случае оправдание нами того, кто обидел нас, не является прощением, так как человек продолжает жить со своим ближним под террором, в страхе и неприязни, а не в любви и доверии.

Прощение не означает просто принять обиду как  факт и идти дальше по жизни не обращая  внимания на боль.

Как шрам остается после глубокой раны, так, и прощая, нам нужно понять, что обида  и боль не забудутся. Да и пытаться просто забыть или отрицать обиду не полезно. Наоборот, нам нужно понять себя в этой обиде, осознать, что нам причинили боль и что мы имеем право чувствовать боль, обиду и гнев. Но уже как мы направим в себе энергию гнева или негодования зависит от нас. Ее можно направить на унижение и оскорбление ближнего или на борьбу со грехом. Нам нужно направить свои силы на борьбу со своим эго, со своими плохими уже сформировавшимися привычками. Преподобный Ефрем Сирин так учит по этому поводу: «С теми, кто ненавидит тебя не прерeкайся, ни лицом к лицу, ни в своем сердце. Не имей себе врага никого, как только одного дьявола.»

На самом деле, нежелание принять чувства обиды  и гнева создают препятствия  на пути к прощению. Нам не нужно стараться забыть боль и обиду, так как они не забудутся. Мы не можем намеренно волей изменить свои чувства. Например, стараться успокоить себя и сказать себе сто раз: «я не буду гневаться», наоборот, может привести к противоположному результату. Но, что мы можем — это предпринять некоторые действия, которые смогут поменять наше мышление. Мы сможем удивиться тому, что наши чувства могут измениться в ответ на наши действия. Например, когда несмотря на наши горькие чувствФото Александра Осокинаа мы поначалу с трудом делаем первый шаг к примирению, но зато после этого появляется радостное, облегченное и светлое состояние.

Довольно часто  в процессе прощения нам открывается, что на самом деле мы и не были жертвою несправедливости, а стали  жертвою своего недопонимания, мнительности, своего неправильного взгляда на ситуацию.

———

Прощение — это такой сильнодействующий опыт, который способен исцелить нас от эмоциональных тревог и переживаний, помочь себе и человеку, которого мы простили. Прощение помогает освободиться из собственного эмоционального заключения в котором мы можем находиться годами, ставя нас на новый путь жизни. Мы не будем больше считать себя жертвою кого-либо или мучиться под влиянием трагических событий. В нас произойдет внутренняя перемена, которая даст обновленный и более свободный ход в жизнь.

К сожалению, в нашей жизни случается столько  недоброго и горького, а жизнь  проходит так быстро, что нам слишком  дорого будет стоить, если мы будем  оставаться побежденными злом. Возможность сделать добро незаметно уйдет — только оттого, что мы так и не осознали и не пережили, в чем состоит главное содержание жизни.

Хорошо на эту  тему говорит старец Зосима в «Братьях Карамазовых»: «Отцы и учители, мыслю: «чтo есть ад?» Рассуждаю так: «Страдание о том, что нельзя уже более любить». Раз, в бесконечном бытии, неизмеримом ни временем, ни пространством, дана была некоему духовному существу, появлением его на земле, способность сказать себе: «я есмь и я люблю». Раз, только раз, дано было ему мгновение любви деятельной, живой, а для того дана была земная жизнь, а с нею времена и сроки, и что же: отвергло сие счастливое существо дар бесценный, не оценило его, не возлюбило, взглянуло насмешливо и осталось бесчувственным.

Таковой, уже  отшедший с земли, видит и лоно Авраамово, и беседует с Авраамом, как в притче о богатом и Лазаре (Лк. 16, 19-31) нам указано, и Рай созерцает, и ко Господу восходить может, но именно тем-то и мучается, что ко Господу взойдет он не любивший, соприкоснется с любившими любовью их пренебрегший. Ибо зрит ясно и оговорит себе уже сам: «ныне уже знание имею и хоть возжаждал любить, но уже подвига не будет в любви моей, не будет и жертвы, ибо кончена жизнь земная и не придет Авраам хоть каплею воды живой (то-есть вновь даром земной жизни, прежней и деятельной) прохладить пламень жажды любви духовной, которою пламенею теперь, на земле ее пренебрегши; нет уже жизни и времени более не будет! Хотя бы и жизнь свою рад был отдать за других, но уже нельзя, ибо прошла та жизнь, которую возможно было в жертву любви принесть, и теперь бездна между тою жизнью и сим бытием.»

Итак, в наших руках — прощение. Будем учиться прощать по настоящему, со всей щедростью и благородством, помня слова апостола Павла: не будь побежден злом, но побеждай зло добром. (Рим. 12, 21). Иначе, гнев и озлобленность усложнят и испортят нашу жизнь, введя нас в духовную смерть. Такое понимание может поможет нам предостеречь себя от этого и сделать шаг к прощению, а прощение — стать ключем к нашему духовному и психологическому оздоровлению, где вместо гнева, страха, озлобленности, сарказма и цинизма в нас будут жить сострадание, старание и желание понять ближнего, жертвенность, вера, надежда и любовь.

Особенно  большой помощью в воспитании и достижении выше сказанных добродетелей является Божественная Литургия. Если только мы полноценно участвуем в ней через молитву, слышание слова Божия и через великое таинство — Святоe Причастиe. Такая жизнь, через Литургию, погружает нас в духовную реальность, красоту и глубину Царствия Небесного, меняя и перерождая нас, соединяя нас со всепрощением и безграничной любовью Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.