Почему
Не пора ли Русской Церкви отказаться от старого календаря и таким образом «выйти из православного гетто к людям»? С этим предложением Ильи Забежинского не соглашается иеромонах Феодорит (Сеньчуков) и объясняет, почему не стоит спешить с подобной реформой.

Есть у меня отцовский перекидной календарь. Такая коробочка из металла с символами Ленинграда. Крутишь ее – и выскакивает дата. А полоски с названиями месяцев меняются вручную. Поэтому – хочешь поставь себе 13 декабря, а хочешь – 30 ноября. Календарю всё равно – он металлический.

Иеромонах Феодорит (Сеньчуков)

Иеромонах Феодорит (Сеньчуков)

Не всё равно людям. Статья Ильи Ароновича Забежинского «Выйти из православного гетто к людям», опубликованная на «Правмире», буквально взорвала Ортонет. Все стали бурно обсуждать – в гетто мы или не в гетто, имеет ли право православный человек честно праздновать Новый год и как обойти уставные требования, путешествуя в Грецию.

Что, собственно, пишет уважаемый Илья Аронович? Да, в общем, обычные вещи. Что живем мы по новому стилю, и Патриарх свои указы датирует по новому стилю, и братья наши православные живут по новому стилю (точнее, по новоюлианскому каледарю), и Новый год приходится на пост, и вообще – как праздновать Новый год, если Рождество Христово еще не наступило?

Ну, на последний вопрос ответ прост – собственно, церковное новолетие бывает 1 (14) сентября, а это задолго до Рождества. Новый год ПОСЛЕ Рождества мы (в России) начали праздновать с Петра I, а он вовсе не святой равноапостольный. Так что с «раньше-позже» разобрались легко. Но вот с другими вопросами сложнее.

Откуда взялась эта приверженность старому календарю? Кроме традиций, есть ли что-нибудь более серьезное?

Конечно, есть – это наличие Петрова Поста и отсчета недель по Пятидесятнице. Если Рождество «переедет» на две недели раньше, то изменится и счет недель, некоторые недели вместе с евангельскими чтениями просто пропадут (они и сейчас при поздней Пасхе могут пропасть, но всё же это бывает редко). Ну а Петров пост либо урезается, либо исчезает вовсе.

Сторонники новоюлианского исчисления любят апеллировать к тому, что Петров пост – «поздний», Церковь его установила позже всех других постов и притом только для тех, кто по какой-то причине не соблюдал Пост Великий. И это-де делает его необязательным.

Что можно сказать таким людям? Пост – дело, в сущности, добровольное, Патриарх в твой холодильник не залезает: хочешь – ешь мясо, хочешь – листья салата. Но, что-то, наверное, свербит, раз хочется на Патриарха переложить ответственность за несоблюдение Поста. «Жена, которую Ты дал мне…»

А свербит понятно что. Все установления были когда-то поздними, и какая нам теперь разница – установила Церковь данный пост 18 или 5 веков назад? Всё равно это было очень давно. А насчет Великого поста – кто же у нас его соблюдает по Уставу? С сухоядением, однократным приемом пищи (и лишь вечером), вычитыванием всего положенного правила и неукоснительным посещением всех богослужений (или вычитыванием их мирским чином)? Я таких, даже среди самых ревностных монахов, не встречал. Так что от Петрова поста нам никуда не деться.

И тут у Ильи Ароновича припасен самый убийственный аргумент – новогодние праздники. Все празднуют Новый год, а мы, православные 4%, страдаем, давясь квашеной капустой. Так прям и пишет: «Мы какими взглядами всё это чужое веселие провожаем, когда набиваем свои оголодавшие постом глотки кисленькой опостылевшей уже за время поста капусткой? Нет, не провожаем? Показалось?»

Показалось, любезный Илья Аронович! Меня, как и Вас, вообще не заботит проблема научности/ненаучности календаря, его современности или несовременности. Я праздники люблю, а их у меня, в отличие от мира сего, не три (Рождество, Новый год и Крещение), а четыре. У меня еще Старый Новый год есть, он же Обрезание Господне, он же память святого Василия Великого. У меня есть, у грузина и серба есть, в Иерусалиме есть, а у грека (болгарина, румына…) нет. Потому что у него этот праздник с обычным Новым годом совмещен. И либо он в новогоднюю ночь не празднует, либо не причащается в великий праздник.

А другий же празник
Святого Василя.
Радуйся, ой радуйся, земле,
Син Божий народився.

Нет! Не хочу вашего дурацкого новоюлианского календаря!

Хочу четыре зимних праздника, а 25 декабря по григорианскому календарю католиков поздравлять (шучу! память святителя Спиридона праздновать). Вот я уже меню на эти праздники продумал (гости-то придут): на Новый Год осетрину запеку и с гранатовым соусом съем под шампанское; на Рождество – гуся с яблоками; на Старый Новый год (здесь можно и до 12 ночи сесть и покушать – настоящий-то Новый год уже был!) – свинину запеку, по украинской традиции. Ну и Крещение Господне – конечно, утка, на этот раз – по-старочешски! ВотЪ!

Для любителей Устава в скобках замечу, что Новогодний молебен Церковь начинает литургическим возгласом «Благословенно Царство…» Есть еще только одна служба с таким возгласом – браковенчание. Так что Церковь вполне воспринимает гражданский Новый год (в какой бы день и по какому календарю он ни наступил) как праздник. Так что рыбу вкусить не грех (но вообще это решают с духовником, конечно).

Но есть у Ильи Ароновича и еще одна мысль, вполне серьезная. Вот она:

«Смотрите, как здорово. Каникулы будут начинаться в Рождество, 25 декабря. Где-то в середине каникул будет Новый год. А в конце каникул, 6 января – Крещение. Каникулы эти называются Святки. Настоящие будут Святки, у всего нашего народа! И в такие каникулы – не грех нам всем будет и погулять, и порадоваться».

Здорово, Илья Аронович. Правда, здорово! Только не в Рождество будут начинаться каникулы, а на память святителя Спиридона Тримифунтского. И продлить их следует до Богоявления. Так настоящие праздники будут, не то что нынешние, усеченные…

Правда, и в нынешних праздниках смысл есть. Начинаем мы их праздником гражданским, но Церковью освящаемым, 20 декабря (2 января н.с.) – последний день «мягкого» поста, а дальше – пост строгий и приуготовление к празднику Рождества – время сугубой молитвы. А потом – Рождество и Святки начинаются. А если Рождество на 25 декабря перенести – то и в Сочельник на службу не попадешь, и в другие важные дни.

Слово «гетто» после Второй мировой войны имеет очень неприятный оттенок. Но если мы вспомним, что это понятие означает на самом деле, то убедимся, что это – район компактного проживания евреев (а потом и других меньшинств). С историей гетто связано много всего, но следует помнить, что именно гетто и сохранили европейское еврейство. И если мы хотим сохранить свою идентичность, то, может быть, и не надо так стремиться слиться с миром? Даже в праздновании наших праздников…


Читайте также:

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.