Валерий Панюшкин vs о.Сергий Круглов: Бытовые подробности, или Плохая ли примета – встретить попа?

Журналист Валерий Панюшкин продолжает задавать вопросы, а о.Сергий Круглов— размышлять над ними — вместе с читателями будут искать ответ. Сегодня речь пойдет о том, каково быть священником в быту.

Валерий Панюшкин

Валерий Панюшкин

Валерий Панюшкин. Фото: Валерий Лукьянов

Забавный эпизод, рассказанный Вами, батюшка, (про то, как некая женщина, встретив Вас на лестнице, перепугалась, что в доме, стало быть, кто-то умер, раз пришел поп), заставил меня вспомнить еще пару забавных эпизодов с участием священников и спросить Вас, каково это — быть священником в быту.

Было такое время (до того еще как Москва и Подмосковье стали непроезжими из-за пробок), когда семья моя жила постоянно на даче. Каждый день я ездил с дачи на работу в город и каждый вечер возвращался.

И вот однажды возвращался поздно. Шоссе было пустое. Почти уж доехав до дома, я увидал вдруг на обочине сельского нашего батюшку отца Александра. Он копался что-то под капотом старенькой своей «Оки». Очевидно было, что машина безнадежно сломалась, не доехав всего пару километров до церкви и домика приходского священника.

На секунду у меня в голове мелькнула мысль, что странно как-то — пожилой и грузный священник не «голосовал», не просил о помощи проезжавших по дороге водителей, а копался в моторе сам, на холоде и в темноте без фонаря. Ну, подумал я, наверное нету никого на шоссе об эту пору. Остановился, поздоровался, предложил помощь, и помощь была с благодарностью принята. Я подцепил батюшкину «Оку» тросом к своей машине и доволок до церкви. А там, прощаясь, отец Александр вдруг сказал мне:

— Молодец, остановился, не побоялся.

Я не понял:

— Чего не побоялся?

— Ну, — улыбнулся батюшка. — Попа встретить на дороге — это ж ведь плохая примета считается.

В другой раз я вез оптинского иконописца батюшку Илариона в Оптину. Напросился посмотреть, как они работают.

Путь долгий. Я вел машину и, что греха таить, превышал скорость. Разумеется, был остановлен гаишниками и, разумеется, должен был быть оштрафован. Инспектор повел было меня в свою машину составлять протокол, но тут отец Иларион вышел из моей машины размять ноги.

— Так вы батюшку везете, Валерий Валерьевич? — прошептал инспектор уважительно. — Что ж сразу не сказали? Я ж не заметил. Поезжайте. Поосторожнее.

Отдал мне права и не оштрафовал. А я подумал, что поп в машине — это, оказывается, что-то вроде мигалки. Без попа в машине, стало быть, правила нарушать нельзя, а с попом в машине правила нарушать можно.

Третий забавный случай произошел в загородном доме моих приятелей на праздновании дня рождения их сына. Дом, надо понимать, богатый. Дело было летом. Гостей пришло много — весь «элитный» детский садик, в который ходит мальчик. Дети играли с какими-то клоунами-аниматорами, а мамаши, привезшие своих чад на детский праздник, разбрелись с бокалами шампанского по лужайке.

И тут вошел священник. Никакого богослужения не предполагалось. Просто приятельствует с отцом ребенка, просто зашел поздравить мальчика.

При появлении священника все гости, все эти дамы в коктейльных платьях побросали свои бокалы и бросились к попу за благословением. Я, батюшка, не монах, я ничего не имею против голоногих женщин на каблуках-стилетах. Но когда дюжина их, словно вокруг поп-звезды, толпится вокруг священника, громко обсуждая, как именно следует складывать для благословения руки — это, по-моему, перебор. Во всяком случае, священник выглядел смущенным.

И пока он смущается, я повторяю вопрос: каково это быть священником в быту? Как к Вам относятся? И как бы Вы хотели, чтобы к Вам относились?

Я — священник из Спасского собора!..

Священник Сергий Круглов

Священник Сергий Круглов

Помню, много лет назад, шел я после ночной Рождественской службы по Минусинску домой. Ночь, люди гуляют по улицам, но уже не по-новогоднему, устали, видимо, и пьяных не видно… Тихо, снежок идет… Навстречу мне — стайка девчонок лет 15 — 17 примерно. «Как вас зовут?!» — кричат. Гадают, сиречь: какое имя первое услышат, так и парня («суженого» —как-то старомодно звучит) звать будут…

А я тогда был еще новоначален и строг, ко всем гадающим относился одинаково, как к врагам Божиим, подлежащим истреблению. И ответствую: «Я — священник из Спасского собора!..» Эх, и перепугались они, несчастные. Как ветром сдуло…

…Священник я безлошадный, езжу на общественном транспорте или на своих двоих. Если по делам службы ехать надо в рясе — весьма неудобно по маршруткам-автобусам, и я пользуюсь иногда способом, который применяют многие братья-сослужители: полы рясы подворачиваю вверх, за пояс, сверху — куртку, на бегу не мешает. Вот так подхожу однажды к храму (в большом городе, где никто меня не знает) , дело — зимой. Расстегиваю у входа куртку, вытаскиваю из-за пояса полы рясы («легким движением руки брюки превращаются…») , поправляю крест…

А из храма только что вышло семейство: мама, папа, девочка младшего школьного вида. Все трое — как иллюстрация к книгам Шмелева: папа с окладистой бородой, мама в теплом платке и темном чем-то до земли, дочка примерно так же одета, в русском народном стиле, только что не в кокошнике. С первого взгляда видно — крепко воцерковленное семейство. И семейство это, разинув рты, остановилось и завороженно смотрит на меня тааакими глазами!… На превращение просто человека — в попа. Сам себя этими глазами на минуту увидел — в таком замедленном движении, как в кино бывает…

… Как часто в быту мы руководствуемся своими иллюзиями, мнениями, предубеждениями, то и дело попадая из-за этого в нелепые ситуации!.. Помню одну в Минусинске даму, видную представительницу городской общественности. Умный она человек, но светский, церковных обычаев не знает — их ведь со стороны не поймешь, хоть тыщу книг про них прочти. Да и необязательно их знать, никто ж не заставляет, но коли есть нужда, так спроси — нет же!… Знакомы мы с ней были еще до моего рукоположения, и после него отношения остались добрые. Приходилось нам встречаться на разных общественных мероприятиях, где я был в рясе. И замечаю — как-то она меня сторонится…

Что за антиклерикализм, думаю, вроде и в Церкви бывает, и «не отрицает»?… А она потом сама объяснила, с изрядным смущением: «Вы простите, отец Сергий, когда вы при исполнении, я не знаю, как вас приветствовать… Вроде бы знаю, что священникам при встрече положено руки целовать, как-то по-особому приседать, а я не умею…». Смеялся я зело, грешным делом… Кое-как убедил, что при встрече со священником бить челом не обязательно, достаточно просто поздороваться, священному сану это никакого урона не причинит.

Или вот — как поп, пойдя по базару в поисках кой-какого товару, может из сего похода и проповедь сотворить — и жернов осельский, себе же на шею.

Одна прихожанка вдруг резко перестала со мной разговаривать и при встрече благословения испрашивать. Ну, всякое бывает, я особо и не задумываюсь — коли надо, всё откроется… Точно — через несколько месяцев подходит, прощения просит. «Я, говорит, вас осудила, и в искушение впала… Случайно видела вас на рынке — вы в пост куриные печенки покупали и желудки… И сразу в голове: ага, вот они попы какие, нас поучают — а сами!…». — «Так это же, говорю, нормально. Это в духовной брани классический прием врага — внушать человеку мороки и иллюзии. Одно из средств борьбы с ним — прииди и виждь. Надо было вам тут же подойти на рынке и спросить, мол, на кой тебе, отче, в пост печенка куриная? А я бы тут же и ответил: а коту варить. Ибо кот грехопадением не согрешил, потому и постить котика — надобности нет…».

…Каково быть священником в быту? Да таково же, каково и всем прочим. На улице, в троллейбусе, в очереди люди реагируют на рясу и крест — так они будут примерно так же реагировать, если космонавт пройдет по тротуару в скафандре или балерина побежит за хлебом в пачке и пуантах. Или вот вы, журналист, попробуйте встать в очередь, имея в руках микрофон, а рядом — оператора с камерой. Наверняка и внимание обратят, и вопросы будут задавать, да еще какие!…

Смех смехом, но, конечно, от священника люди ожидают чего-то особого, связанного с верой и Христом, и не только в храме, но и в житейской жизни, и ряса — не просто роба, но облачение, об этом нашему брату попу помнить надо. Есть и смешные, и досадные стереотипы у обывателя насчет священника — но многие люди все-таки всё понимают правильно и реагируют по-человечески. И таких людей в обществе — больше, внешний вид священника уже не является на улицах городов и весей такой экзотикой, какой он был, например, в советские атеистические времена.

А я — как бы я хотел, чтоб относились ко мне люди?… На мой взгляд, лучше всего и правильнее всего этот вопрос определяется старой максимой, которую озвучил в Евангелии Господь: «Как хотите, чтоб люди поступали с вами, так и вы поступайте с ними». Так что в первую очередь это я бы хотел научиться относиться к людям как следует — а остальное как-нибудь приложится…

Читайте также:

Валерий Панюшкин vs о.Сергий Круглов: Последнее причастие — значит, сдаться?

Валерий Панюшкин vs о.Сергий Круглов: Тайны ремесла

Валерий Панюшкин vs о.Сергий Круглов: Двойное вероисповедание

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Русский храм на немецком курорте

Прилетала птичка, била по кресту клювиком – звала людей в храм

Страсти по веточкам

Как же сделать, чтобы второстепенное не отвлекало от главного?