Вечер памяти композитора П. Г. Чеснокова

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, № 40, 2004
Вечер памяти композитора П. Г. Чеснокова

Музыкальная культура Русской Церкви, начиная с середины XVIII века, определяется певческими традициями петербургского и московского направлений. Московская школа выступает против усложненного итальянского стиля, воспринятого певцами придворной певческой капеллы Петербурга. Олицетворением Московской музыкальной традиции являлся преимущественно Синодальный хор, который был создан на основе Хора Патриарших певчих дьяков. Директором Московского Синодального училища был заведующий кафедрой Истории русского церковного пения Московской консерватории С. В. Смоленский. Традиции С. В. Смоленского и А. Д. Кастальского продолжал замечательный представитель московской музыкальной школы — Павел Григорьевич Чесноков (1877–1944).

Он родился 12 октября 1877 года в поселке Новый Иерусалим в семье регента. В семилетнем возрасте он поступил в Московское синодальное училище церковного пения, закончив его в 1895 году с золотой медалью. В 1901–1904 годах был помощником регента Синодального хора, а годом ранее стал управлять хором в московском храме у Троицы, что “На грязях” (у Покровских ворот). В 1913 году он поступил в Московскую консерваторию, в класс композиции выдающегося русского музыканта С. И. Танеева. В 1917 году хор П. Чеснокова пел на Литургии при интронизации Святейшего Патриарха Тихона. В 1920–1944 годах он — профессор Московской Консерватории. Таковы главные вехи жизненного пути композитора.

Павел Григорьевич входил в плеяду замечательных композиторов предреволюционной поры. Это был композитор, регент, деятель церковно-певческого дела. Среди его работ — аранжировки различных хоровых сочинений, обработки уставных распевов и оригинальные композиции. Сочинения П. Г. Чеснокова отличаются стилистическим своеобразием и всегда удобны для исполнения. Первоначально небольшой труд “Записки регента”

П. Г. Чесноков

П. Г. Чесноков

был доработан им со временем в книгу “Хор и управление им”, которая имеет важное значение для овладения мастерством хорового исполнительства. Что же касается его музыкальных произведений, то справедливо следующее замечание: “В отличие от сочинений, написанных до 1917 года, ничему из написанного Чесноковым в заключительный период не суждено было выйти в свет”1.

24 сентября 1977 года в Московской Духовной академии было отмечено столетие со дня его рождения. В актовом зале Академии прошел вечер памяти композитора П. Г. Чеснокова, на

На вечере памяти П. Г. Чеснокова

На вечере памяти П. Г. Чеснокова

котором выступил заведующий Регентским классом Н. В. Мат­веев. Он рассказал о творчестве композитора; были прослушаны его произведения2. Было отмечено, что характерной особенностью творчества П. Г. Чеснокова “является высокое религиозное вдохновение, задушевность, глубокое раздумье и созерцательность. Как церковный композитор Чесноков является одним из самых известных и популярных. Нет такого православного русского хора, который бы не исполнял произведений Чеснокова, звучных, с ясной декламацией текста и изобразительностью музыки, с широкой обработкой церковных мелодий, с преобладанием в музыке народного характера. Его переложения древних церковных распевов — это не обычное гармоническое сопровождение мелодии, а скорее — художественная реставрация, дающая возможность понять и прочувствовать всю красоту древнего подлинника”3.

Двадцать семь лет спустя, после первого академического вечера, 14 марта 2004 года, в Регентской школе при Московской

На вечере памяти П. Г. Чеснокова

На вечере памяти П. Г. Чеснокова

Духовной академии было отмечено шестидесятилетие со дня кончины знаменитого композитора4. В конце вечернего Богослужения в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника преподаватель игумен Михаил совершил заупокойную литию о упокоении почившего композитора.

В последовавших затем на вечере выступлениях учащихся был освещен жизненный путь композитора, рассказано о его музыкальном даровании. Выступления перемежались исполнением написанных им музыкальных произведений, прозвучавших в однородном исполнении, смешанном и сольном. Они органично дополняли текст выступлений, не только отражая композиторский стиль и талант музыканта, но и своим смыслом показывая его жизненный путь.

Данный вечер явился вкладом в учебный процесс Школы. Кроме углубленного знакомства с жизнью композитора, последовало усвоение на практике его творческого наследия. Одновременно это способствовало выявлению дарований учащихся, силами которых был подготовлен вечер. На вечере присутствовали преподаватели, братия Троице-Сергиевой Лавры, учащиеся, гости. К этому дню была подготовлена также выставка фотографий и нотных изданий Павла Григорьевича5. Память о замечательном церковном композиторе живет в Московских Духовных школах.

На могиле П. Г. Чеснокова

На могиле П. Г. Чеснокова

1Диакон А. Нефедов. Церковно-певческое наследие П. Г. Чеснокова. Сергиев Посад, 2002. С. 40.

2Матвеев Н. В. Памяти церковного композитора П. Г. Чеснокова (1877–1944) // ЖМП (Журнал Московской Патриархии). 1978. № 2. С. 18. См. о нем также: В-ов А. П. Г. Чесноков (Некролог) // ЖМП. 1944. № 4. С. 27–28; Горячев А. Чесноков // ЖМП. 1998. № 2. С. 75–77.

3Матвеев Н. В. Памяти церковного композитора П. Г. Чеснокова… С. 18.

4В некрологе, однако, в качестве даты его кончины указано 11 марта (В ов А. П. Г. Чесноков (Некролог) // ЖМП. 1944. № 4. С. 27), тем не менее в свидетельстве о смерти названо 14 марта (Чесноков П. Собрание духовно-музыкальных сочинений. М., 1999. Тетрадь 7. С. 4).

5Нужно отдать должное, что в последнее время письменное наследие композитора (письма его и к нему, а также дневниковые записи), которое оставалось ранее неизвестным, публикуется в различных изданиях (см.: Отмечая 120-летие со дня рождения П. Г. Чеснокова // Музыкальная академия. 1998. № 2. С. 169–180; Неизвестные письма Павла Григорьевича Чеснокова // Московский журнал. 1999. № 6. С. 42–46).

Помоги Правмиру
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Проповеди. Воскресенье перед Рождеством…

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, № 50, 2007

В сети появился электронный архив журнала «Альфа и Омега»

«Альфа и Омега» некоммерческий культурно-просветительский журнал, посвященный богословским вопросам православия

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!