Вехи жизни Всероссийского Митрополита Антония

Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», № 20, 1999
Вехи жизни Всероссийского Митрополита Антония

Сведения о Предстоятелях Русской Церкви последних лет жизни царя Иоанна Грозного довольно скудны, и отечественная историография уделяла им мало внимания. Одним из них был Митрополит Антоний. У П. Строева читаем о нем: “Антоний, бывший архиеп. Полоцкий, с мая 1572; † в начале 1581” 1.

Недавно была опубликована поминальная запись митрополичьего рода из Синодика-помянника Кремлевского Успенско­го Собора. Первым назван “епископ Галахтион” 2. Несомненно, он был духовно близок к будущему Митрополиту. Кто же он был и какую кафедру занимал? В поисках жившего в близкое к тому времени епископа Галактиона следует остановиться на единственном возможном варианте, связанном с именем владыки Сарского и Подонского, о котором читаем у П. Строева: “Галактион хирот. 8 апр. 1565 из архим. Новоспасских; по 1567. Погребен на Крутицах” 3. О предшествующем настоятельстве этого владыки в Новоспасском монастыре известно следующее: “Галактион в 1558 перев. из Иосифова, а 8 апр. 1565 хирот. в еписк. Сарского” 4. О его предыдущем периоде, то есть настоятельстве в Иосифо-Волоцкой обители, говорится: “Галактион, в 1552–1558; перев. в Новоспасский монастырь” 5. Его перевод в столичный монастырь, несомненно, был сделан по благословению тогдашнего Главы Русской Церкви — святителя Макария (†1563; пам. 30 дек.). Таковы некоторые ретроспективные вехи жизни Сарского епископа Галактиона, о котором считал своим долгом творить заупокойные молитвы Митрополит Антоний 6. Можно предположить, что именно в Новоспасском монастыре пересеклись пути двух будущих святителей, когда под духовным руководством настоятеля обители возрастал будущий Предстоятель Русской Церкви.

До своего поставления в Митрополиты святитель Антоний, как известно, занимал Полоцкую кафедру. А поскольку в святительское достоинство на Руси традиционно возводились настоятели монастырей, то представляется интересным обратить внимание на Новоспасских архимандритов. Сразу после уже названного архимандрита Галактиона идет “Антоний, 1565–1568” 7. Справочные сведения о Полоцких иерархах довольно скудны. Вторым и последним Полоцким епископом после присоединения Полоцка в 1563 году Иоанном Грозным назван “Афанасий (Палецкий; бывший епископ Суздальский) с 11.08.1566; 17.05.1568 удалился на покой в Кирилло-Белозе­рский монастырь, где и скончался” 8. Таким образом логично предположить, что в 1568 году именно Новоспасский архимандрит Антоний стал Полоцким архиепископом, а через четыре года он был поставлен во главе Русской Церкви.

Однако не менее чем его происхождение проблематична и последующая судьба Митрополита Антония. Бывший в 1581 году в Москве с дипломатической миссией иезуит Антонио Поссевино пишет о Предстоятеле Русской Церкви того времени, что он “даже и не Митрополит, потому что другой, который называется Митрополитом, жив до сих пор и находится в монастыре” 9. Издатели так прокомментировали это высказывание: “Здесь Поссевино, вероятно, передает какие-то слухи о судьбе убитого Митрополита Филиппа и, возможно, намекает на уход в отставку Митрополита Антония, предшественника Дионисия” 10. Хотя в литературе и встречается сообщение о погребении Митрополита Антония в Успенском соборе 11, однако, как можно думать, хронологически последним в Успенском соборе был погребен святитель Макарий (†1563) 12. В таком случае встает вопрос: где место упокоения Митрополита Антония? Возможно, на этот вопрос может пролить свет опять Синодик Успенского собора. В конце записи митрополичьего рода позднее было дописано: “Да Антоней же Митрополит, поедучи в монастырь, дал другую пятьдесят рублев 7089-го” 13. В какой же монастырь он мог уехать в 1581 году? Очевидно — в Новоспасский, где он был в свое время настоятелем и там же, нужно думать, принял монашеский постриг. Так поступил, например, в 1566 году Митрополит Афанасий, оставивший кафедру и поселившийся в Чудовом монастыре 14. В таком случае Митрополит Антоний и скончался в Новоспасской обители, будучи на покое, и был здесь погребен 15. Так завершился его жизненный путь, начатый монашескими трудами в Новоспасском монастыре, куда он в конце своей жизни и возвратился. Со временем память о событиях конца XVI века утратилась, но запись митрополичьего рода в Синодике позволила воссоздать жизненный путь Митрополита Антония.
 

Notes:

  1. Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви. СПб., 1877. — Стб. 6.
  2. Архимандрит Макарий. Поминальные Синодики // Вышенский паломник. Рязань. 1998. № 1 (6). — С. 76.
  3. Строев. П. Списки иерархов… — Стб. 1035.
  4. Там же. — Стб. 142.
  5. Там же. — Стб. 182.
  6. Говоря о почитании преподобного Сергия (†1392; пам. 25 сент.), используют такие, ставшие традиционными, понятия — “ученики преподобного Сергия” и “ученики учеников преподобного Сергия”. Прилагая их к Митрополиту Макарию, епископа Галактиона следует отнести к лицам, кто общался со Святителем, а Митрополита Антония к “ученикам учеников”. Став же главой Церкви, он, несомненно, сталкивался с документами Митрополита Макария. Приведем такой интересный пример. Святитель Макарий рукоположил “в свою митрополью к церкви ко Введению Пресвятей Богородицы в волость в Осугу в Торопецкую десятину” диакона Стефана Еремеева и дал ему ставленную грамоту, которая датируется 10 сентября 1556 года (РИБ /Российская историческая библиотека/. Т. 32: Архив П. М. Строева. Т. 1. Пг., 1915. — Стб. 422). Прошли годы и он, очевидно, овдовев, принял монашеский постриг в Кирилло-Белозерском монастыре с именем Стахия. А в 1576 году Митрополит Антоний дал ему грамоту, благословляя переход в Ростовскую епархию (Макаров В. Е. Очерк истории Рогожского кладбища. М., 1911. – С. 23).
    © Архимандрит Макарий (Веретенников), 1999
  7. Строев. П. Списки иерархов… — Стб. 143.
  8. Митрополит Макарий Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 4. Ч. 2. М., 1996. — С. 355.
  9. Поссевино А. Исторические сочинения о
    России XVI в. Изд МГУ, 1983. — С. 86.
  10. Там же. —
    С. 246.
  11. Дуров Н. Г. Иерархия Всероссийской Церкви.
    Т. 3. М., 1895. — С. 543.
  12. Панова Т. Д. Загадка большого Успенского собора
    // Мир Божий. 1998. № 1 (3). — С. 24–26.
  13. Архимандрит Макарий. Поминальные Синодики. —
    С. 76.
  14. Игумен Макарий. Всероссийский Митрополит Афанасий (1564–1566) //
    Богословские труды. Сб. 25. М., 1984. — С. 250.
  15. Подобным образом обстояло дело и с другими Митрополитами: в 1533 году в Спасо-Кубенском монастыре скончался Митрополит Варлаам (1511–1522); в 1555 году в Троице-Сергиевом монастыре почил Митрополит Иоасаф (1533–1542); в 1547 году в Иосифо-Волоколамском монастыре скончался его постриженник Митрополит Даниил (1522–1539).

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Проповеди. Воскресенье перед Рождеством…

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, № 50, 2007

В сети появился электронный архив журнала «Альфа и Омега»

«Альфа и Омега» некоммерческий культурно-просветительский журнал, посвященный богословским вопросам православия

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: