Великий пост: смысл Вселенской родительской субботы, или Как победить смерть

Какое горе испытывает маленький человек в детстве, когда вдруг ясно понимает, что его папа и мама умрут! Это, действительно, огромное потрясение. Ребенок неожиданно открывает в мире сем власть греха, открывает то, что последовало за отказом от Бога и жизни в Нём тогда, в райском саду. Земное существование, завершающееся какой-то поистине страшной и бессмысленной смертью, кажется таким неправильным, таким несовершенным... Но реальным.
Протопресвитер Александр Шмеман

Протопресвитер Александр Шмеман

И какую огромную радость испытывает человек, когда вдруг узнаёт и осознаёт, что Христос победил смерть! Поистине, пасхальный тропарь звучит в сердце при мысли, что там, наверху, невидимая нашими плотскими очами, торжествует наша Церковь – молится перед Престолом Божиим Пресвятая Богородица, воздевают руки три святителя, воспевает псалмы святой царь Давид… И наши родные, так, казалось, бессмысленно ушедшие из жизни, тоже там. И, что еще удивительнее и трогательнее, они ждут там, наверху, наших молитв. Или внизу – еще сильнее ждут.

Вчера вечером в наших церквях прошла особая заупокойная служба – Парастас, а сегодня – Вселенская родительская суббота. Именно о ней рассказывает нам протопресвитер Александр Шмеман, продолжая свое разъяснение Великого поста.

Страшный суд (Неделя мясопустная)

Следующее воскресение называется мясопустным, так как в течение недели, следующей за ним, Церковью предписывается частичный пост, воздержание от мяса. Это предписание надо рассматривать, принимая во внимание всё, что было сказано раньше о значении приготовления. Церковь начинает теперь завершать подготовку к тому подвигу, которого она ожидает от нас через семь дней. Она постепенно вводит нас в начало этого подвига, зная нашу неустойчивость, предвидя нашу духовную слабость.

Накануне этого дня, в Субботу мясопустную, Церковь совершает всеобщее поминовение усопших (умерших, навек заснувших) в надежде воскресения и жизни вечной.

Связь между постом и молитвой об умерших

Это действительно особенно важный день церковной молитвы за ушедших членов Церкви. Для того чтобы понять значение и связь между постом и молитвой об умерших, надо прежде всего вспомнить, что христианство есть религия любви. Христос передал Своим апостолам учение не о личном, индивидуальном спасении, но дал им новую заповедь – «любить друг друга». И прибавил: «По тому узнают все, что вы мои ученики, если будете иметь любовь между собою».

Таким образом, любовь есть основание, сама жизнь Церкви, которая, по словам святого Игнатия Антиохийского, есть «союз веры и любви». Тогда как грех есть всегда отсутствие любви, разделение, разобщение, война всех против всех. Новая Жизнь, данная Христом и переданная нам Церковью, прежде всего есть жизнь примирения, «собрание воедино рассеянных», восстановление любви, разрушенной грехом. Но разве можем мы хотя бы положить начало возвращению к Богу, примирению с Ним, если сами не вернемся к единственной новой заповеди любви?

Фото: novotroitsk-blago.ru

Фото: novotroitsk-blago.ru

Как встретиться с ушедшими близкими

В молитве за умерших Церковь главным образом высказывает свою любовь. Мы просим Бога помнить тех, кого мы поминаем (вспоминаем), а мы помним их, потому что мы их любим. Молясь за них, мы встречаемся с ними во Христе, Который – сама Любовь и Который победил смерть, эту наивысшую степень разобщения и разлуки.

Во Христе нет разницы между живыми и умершими, потому что в Нем все живы. Он Сам – Жизнь, и эта «Жизнь – свет человеков» (Ин. 1:4). Любя Христа, мы любим всех, кто в Нем; любя тех, кто в Нем, мы любим Христа; это – закон Церкви и ясное объяснение ее молитв за умерших. Благодаря нашей любви к Христу и они живы «во Христе», и как ошибаются, как безнадежно ошибаются те западные христиане, которые либо сводят молитвы за умерших к учению о законных «заслугах» или «наградах», либо просто отвергают их, считая их бесполезными.

Образец для заупокойных служб

Заупокойная служба в Мясопустную субботу (Парастас) служит образцом для всех других служб поминовения умерших и совершается еще во вторую, третью и четвертую субботу Великого поста.

В следующую субботу «Правмир» расскажет о том, как притча о Страшном Суде помогает глубже подготовиться к странствию Великого поста, может ли Церковь превратиться в службу социальной помощи и каким образом «каждый из нас несет на себе ответственность за какую-то крошечную частицу Царствия Небесного».

Подготовил Илья Тимкин

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи