Угодно ли Богу ожирение, или Великий пост и здоровое питание

Началось время Великого поста. Время строгих ограничений, в том числе и в пище. Как быть тем, кто не может позволить себе строгое соблюдение поста? Жертва здоровьем – оправданная жертва? На вопрос, который подняла на своей странице в социальной сети Татьяна Александрова, преподаватель Свято-Тихоновского гуманитарного университета, отвечает директор портала «Православие и мир» протоиерей Александр Ильяшенко.

Татьяна Александрова: Не верю, что Богу угодна фигура «грушей»!

Татьяна Александрова

Татьяна Александрова

Я посты начала соблюдать очень давно, всего имею опыт в 30 лет. Долгое время старалась придерживаться устава. «Рыбу можно – рыбу нельзя», «в первую неделю Четыредесятницы до среды вообще не есть», «масло разрешается только по субботам и воскресеньям» и т.п. Мне это не трудно. И даже Великий пост с маслом по выходным.

Но где-то после тридцати пяти такая жизнь стала давать прибавку в весе примерно килограмм в год (бывали колебания, но тенденция неуклонная). А теперь посчитайте за пятнадцать лет (плюс некоторые гормональные нестроения).

В 47 лет я начала заниматься фитнесом. И тренеры объяснили, что мне нельзя углеводную пищу во второй половине дня. И есть надо часто, чтобы обмен не останавливался. Попробовала. Действительно, так оно и есть. Вне поста все получается легко. А в пост есть определенные сложности. Потому что, придя после четырех пар преподавания, благочестиво ограничиться капустным листом невозможно.

В общем, стала я над этим всем думать и пришла к неутешительным выводам. Посты хороши только для людей с быстрым обменом веществ. Для людей с медленным обменом они вредны. Отсюда и распространенная в православии фигура грушей, в том числе у священников, которых постоянно винят в обжорстве и чревоугодии, и напрасно. Просто обмен не у всех хорош и перерывы между приемами пищи большие.

С одной стороны, можно сказать: да подумаешь, какая фигура, мы же в Царство небесное стремимся, по сравнению с ним это мелочи!

Оно, конечно, так. Однако прежде чем попасть в Царство, надо достойно дожить эту жизнь и по возможности никому не стать обузой.

Поэтому я для себя рацион строю так, как считаю нужным. Если я считаю, что мне нужно есть рыбу в среду и пятницу, я буду ее есть и даже не стану спрашивать священника. У него нет медицинского образования, чтобы ставить мне запреты. Если я не могу зеленый чай без молока, я буду пить его с молоком даже в пост. Хотя могу пить черный без молока или с сахаром, и тот же зеленый – с медом.

И даже каяться в этом я не буду, потому что у меня есть грехи и пострашнее. Может, когда-нибудь покаюсь, если осознаю это как грех.

Лично у меня никаких проблем нет. Для себя я со всем разберусь.

Идею поста я люблю и от нее не откажусь. И Великий пост буду стараться проводить поближе к уставу.

Но вот задуматься о приходском уставе поста на уровне священноначалия, я считаю, необходимо. Чтобы не надумывать людям лишние грехи. Не верю, что Богу так уж угодна эта пресловутая фигура грушей. Надо как-то сообразовать устав с возможностями и потребностями.

***

Протоиерей Александр Ильяшенко: В чем заключается главная цель поста?

Протоиерей Александр Ильяшенко

У поста духовная цель. Не так важно, что мы едим, и чего мы не едим. Важно – злимся ли мы? Огорчаемся ли? Огорчаем? Обуздываем ли свой длинный язык? Как говорят Святые отцы, «Постом хоть мясо ешьте, только друг друга не ешьте».

Вторая стихира на вечерне понедельника 1-й седмицы Великого поста говорит нам о духовной цели поста: «Истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления».

Постные правила написаны тем, у кого нет явных проблем со здоровьем. Пост способствует более глубокой и более чистой молитве.

Если у человека нет возможности, по состоянию здоровья и обмена веществ, строго поститься, ему важно помнить, что речь идет о душе, а не о желудке. Если физическое состояние препятствует строгому соблюдению поста, то нужно прислушаться к советам врача.

Пост должен быть путем в Царствие Небесное, а не в больницу. Нельзя за важными вещами забывать о самых важных.

Известен пример в житии святителя Спиридона Тримифунтского, который Великим постом ничего не вкушал, но на Великий Четверг на Страстной Седмице к нему пришел голодный путник, а у него не было запасов пищи, не считая скоромной, приготовленной к Пасхе. Тогда святитель Спиридон велел дочери взять пищу и подать, а, чтобы путник не смущался, и сам стал вкушать скоромную пищу.

Это вовсе не было преступлением Заповеди Божьей, это было проявлением настоящей христианской любви к голодному путнику. Святитель Спиридон не забывал основные цели духовной жизни, мы же часто путаем главную цель и то, что способствует ее достижению.

Не можешь строго поститься – постись не строго, но строго следи за состоянием своей души.

Главное – удержи язык свой от зла, удали пустые, нечистые, постыдные мысли из своей головы. Живи так, как Богу угодно, всё остальное приложится.


Читайте также:

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
10 минут духовного чтения. Сколько укоров, наветов и гонений терпит пост!

Почему же пост такой строгий, – когда Господь Сам говорит, что не входящее в человека сквернит…

Что означают слова «Я нарушил пост»?

Пост – время свободы от страданий, в которые мы превратили свою жизнь