Вера и наука помогают друг другу

Ваше Святейшество, порой молодые люди считают, что Церковь отстала от жизни, не хочет идти в ногу со временем. Что бы
Вы могли ответить на это?

Я совершенно не согласен с такой постановкой вопроса, которая, по существу, была весьма характерной для атеизированных представителей естествознания прошлого века. Тогда открытия в этой области, олицетворявшей собой науку того времени, безапелляционно противопоставлялись всем основам христианского вероучения, и, прежде всего, церковному пониманию бытия Божия, происхождения мира и человека. Мы хорошо помним огульные обвинения в адрес Церкви при советской власти – в “серости”, “мракобесии”, во “вражде к науке”.

О какой несовместимости науки и религии может идти речь на сегодняшний день? Наконец, и в России происходит активный и плодотворный диалог с ведущими представителями науки, ширятся контакты с Московским государственным университетом. В последнее время учреждена представительная Юбилейная комиссия по подготовке к празднованию 2000-летия Рождества Христова, куда вошли, наряду со священноначалием Русской Православной Церкви, президент Российской Академии наук, президент Российской Академии образования, ректор Московского государственного университета и многие другие. Нам предстоит совместно провести целый комплекс богословских, научных и культурных акций, посвященных осмыслению
значения христианства в двухтысячелетней истории человечества.

Могу также с ответственностью сказать, что и различные достижения научно-технического прогресса – такие, скажем, как Интернет – активно используются Церковью. Ведь мы отнюдь не против научных и технических успехов и открытий. Важно, чтобы они работали во благо человека и не использовались для отчуждения его от Бога.  Другое дело – использование того же Интернета в безнравственных, а то и преступных целях.
Этому надлежит противиться, а от возможных соблазнов воздерживаться самим.

    – Скажите, является ли продолжающееся сопротивление Православной Церкви программам полового “воспитания” в их нынешнем виде свидетельством отсталости? А обличение показа фильма “Последнее искушение Христа”?

– Осуждение мотивов этого показа не только нашей Церковью, но и представителями других христианских исповеданий и религий, а также не осознающими свою религиозность, но честными перед самими собой людьми есть не что иное, как существенно необходимый залог духовного здоровья общества. В этой связи хочу напомнить о том, чем кончалось мое заявление от 1 декабря 1997 года, сделанное в связи с показом пресловутого фильма: “Демократия, свобода слова не могут быть таковыми, если оскорбляются самые святые человеческие чувства. Понимание этого простого факта и приведет к Примирению и Согласию в обществе, к возможности мирного диалога, который верующий человек всегда предпочтет конфронтации”.

К оскорблению чистоты человеческих чувств относятся, конечно же, и пошлое видео, эпатирующие этику телепередачи, смакование скандалов в прессе вместо зрелого воспитания, все, что без конца нагнетает страсти и будоражит греховность человека. Здесь мы, как и всегда, остаемся на твердых позициях неприятия всякого рода попыток духовного растления, лишения социальных ориентиров, и особенно это касается подрастающего поколения.

Что касается храмового богослужения, то оно на Руси по- прежнему совершается на церковнославянском языке. Наверное, это тоже ставят Церкви в вину? Да, часто приходится слышать приблизительно следующее: “Ваши богослужения непонятны, и их надо переводить на русский язык – тогда и народу к вам будет ходить больше”.

    – Каково Ваше личное мнение по этому вопросу?

– Должен сказать сразу – богослужебный язык Церкви делается вполне понятным и легко доступным всякому, кто решил серьезно  отнестись к делу собственного воцерковления. А вот если такой серьезности нет,  то никакие переводы не увеличат численности людей в храмах.

Изданы соответствующие пособия по активному усвоению  основ славянской грамматики. Регулярное и осмысленное участие в богослужебной  практике позволяет его применять почти без проблем. И ведь подразумевается, что  православный человек приобщается к церковнославянскому языку с детства. То, что  несколько поколений были в детском возрасте отчуждены от нормальной  богослужебной практики и теперь испытывают трудности с языком, является  трагедией, а не правилом. Церковнославянский язык – язык глубокий, емкий,  возвышенный. Любые естественные изменения в языке происходят органично и  медленно. В этом процессе сотворчески участвует весь народ. И просто невозможно  враз все перевести на новый язык. Потери и искажения от такой насильственной  акции будут неимоверными и катастрофическими не только для Церкви, но и для всей  национальной культуры.  

Коснусь еще одного момента,  за который нас время от времени также упрекают в «отсталости». Речь идет о  призывах уподобить нашу возрождающуюся миссионерскую деятельность  распространенной практике многих иностранных проповедников – арендовать  кинотеатры, залы и стадионы, эмоционально агитировать за свою религию в метро  или на улицах города и т.д. с тем, чтобы расположить к проповедуемым идеям как  можно больше народа. Однако такая деятельность является для нас принципиально  неприемлемой, поскольку в ней широко используются рыночный принцип саморекламы и  этически сомнительные приемы волевого воздействия на психику человека. Кроме  того, православное вероучение отнюдь не стремится охватить всех без исключения  людей любой ценой. Нас прежде всего волнует вопрос добровольности и –  потому – надежности.

 Мы используем иные, традиционные способы ведения  миссионерской деятельности. Это – выезды в различные организации и заведения, по  городам, чтение лекций, распространение аудио- и видеопродукции, трансляция  теле- и радиопередач, издательская работа, а также организация семинаров и  конференций, которые проводятся на серьезной и вдумчивой основе, лишенной  всякого мишурного блеска и сиюминутных театральных эффектов. Основной же  миссионерский труд осуществляется, как и раньше, в приходской общине. Оживилась  проповедь. Внелитургические формы жизни в общине уже заметно расширились и  включают в себя встречи прихожан, тематические беседы на богословские темы во  внебогослужебное время, воскресные школы и т.д.

 – Какую роль, по Вашему мнению, играет  Университет в современной России?

– Значение Университета трудно переоценить. Это – лицо  нашего отечественного образования. И радует, что сами студенты также с любовью  отзываются о своей alma mater.  

Несмотря на  все нынешние финансово- экономические трудности, он по-прежнему готовит кадры  высококвалифицированных специалистов по самым различным отраслям знаний. И  сегодня для государства является делом чести обеспечить всех выпускников работой  по специальности, чтобы они смогли по достоинству применить полученные ими  знания.  

Среди православных священнослужителей –  немало бывших выпускников МГУ, которые в свое время трудились по гражданским  специальностям, а затем по зову сердца приняли сан. И должно сказать, что те  знания, которые они приобрели когда-то в стенах Университета, плодотворно  используются ими и сейчас.

 – Часто молодые люди, приходящие в Церковь,  пренебрежительно отзываются о светских науках. Как Вы можете прокомментировать  это мнение?

 – Приведу здесь, на мой взгляд, весьма характерный  пример: в Московских духовных школах отдельные учащиеся проявляют порой  пренебрежительное отношение к светским наукам, заявляя, что главное в жизни –  это быть святым. Как показывает опыт, за этими, в принципе, правильными, но  сказанными не к месту словами зачастую стоят, увы, элементарная лень и банальное  нежелание учиться, сдавать экзамены и тратить время на подготовку к занятиям. И  это касается не только таких светских дисциплин, как современные иностранные  языки или, скажем, история философии. Речь идет и о специальных богословских  предметах. Оправдывая себя высокопарными фразами, такие “митрофанушки” говорят:  “Святые не знали богословия – и спасались”.  

Полагаю,  что обретать знания все же легче, чем стяжать святость. Студент приходит в  богословскую школу именно учиться. Если не хочет или не может – пусть честно  уйдет. Будущий пастырь не сможет давать вразумительные и грамотные ответы всем  вопрошающим его о вере, если не поймет языка, на котором его спрашивают.    

Сколько выдающихся ученых с мировым именем были  верующими людьми! А сколько прославленных православных святых в совершенстве  знали различные светские науки! Истинные знания не могут противоречить вере. Они  утверждают путь к вере, а вера сообщает духовное зрение для познания. Таким  образом, вера и наука помогают друг другу и соработают ради исполнения главной  цели человека – его спасения в вечности.  

Думается,  что именно так должен решаться вопрос о соотношении веры и знания. Ну, а косное  его понимание, к сожалению, всегда имело место – в той или иной степени. Причем  с обеих сторон.

 – С чем связано Ваше особое внимание к  открытию и становлению домовой церкви святой мученицы Татианы при Московском  университете?

 – Действующий православный храм в главном вузе  страны – духовная потребность и необходимость. Студенчество – это молодежь, а  молодежь – это будущее. Чтобы стать настоящим человеком и ответственным членом  общества, недостаточно быть просто образованным специалистом. Необходимо иметь  также представление и о духовных традициях своего Отечества, осознавать всю  значимость 1000-летней православной истории своей страны. Задачу возрождения  христианских ценностей среди учащейся молодежи и призвана выполнять домовая  церковь при МГУ им. М.В. Ломоносова.  

В  храме св. мученицы Татьяны несут свое служение образованные и опытные пастыри,  сами когда-то окончившие МГУ и хорошо знающие его специфику. Это, несомненно,  оказывает самое положительное содействие в успешном осуществлении миссии  университетской домовой церкви, которая заключается в том, чтобы благовествовать  среди студентов и преподавателей МГУ о Господе нашем Иисусе Христе, с любовью  воцерковлять тех, кто приходит к Нему с чистым сердцем и помогать молодым  христианам Университета утверждать в своей жизни светлые Евангельские начала.  

Умиротворять нравы, воспитывать любовь к  ближним, преображать душу – вот чем призвана служить в наше тревожное время  церковь св. муч. Татианы в знаменитом вертограде российского студенчества.  Именно по этой причине я уделяю самое серьезное внимание деятельности  единственного на сегодняшний день православного прихода в МГУ, с которым в  настоящее время складываются самые перспективные взаимоотношения в области  научно-богословского делания.  

Желаю коллективу  редакции вашей газеты благословенных успехов в творческой просветительской  деятельности. Да поможет вам Всеблагий Господь и впредь публиковать  злободневные, глубокие и душеполезные материалы, написанные понятным и близким  для студенчества языком. Уверен, что ваша работа поможет многим студентам МГУ  сделать в жизни правильный духовный выбор.

 

Вопросы Святейшему Патриарху Алексию II задавали:

Владислав ТОМАЧИНСКИЙ и Александр ЕГОРЦЕВ
Источник: газета
Татьянин День (ТД№ 29, 1999)

Лучшие материалы Правмира можно читать на нашем telegram-канале
Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: