Верийский
История монашества в греческой области Верия, а точнее – в Верийском скиту, позднее известном нам как монастырь святого Иоанна Предтечи, построенном несколькими километрами южнее города в труднопроходимых местах правого берега реки Алиакмон, тесно связана с личностью местночтимого святого – преподобного Антония. По сей день не удается датировать период его деятельности, а житие святого, дошедшее до нас в трех вариантах, содержащихся в кодексе 83 афонского монастыря Филофей, остается, по большей части, неопубликованным. В первом варианте жития и, по всей видимости, самом раннем, созданном анонимным епископом Касторийским, святой Антоний избрал для себя вид аскезы, которому следовали древнейшие отцы Святой Горы, такие как Петр Афонский (IX век).

Как место его подвижничества в тексте указывается гора близ Верии, однако о наличии какого-либо организованного монашеского сообщества ничего не говорится. Подчеркивается, что почитался святой в храме Богородицы Камариотисской в Верии, где хранились его святые мощи. Напротив, во втором, более позднем варианте жития, созданного в монашеских кругах, Антоний представлен как монах, ведущий аскетическую жизнь в пустыне, взявший на то благословение у игумена некоего монастыря, существовавшего в этом районе.

Преподобный Антоний

Единственный и безоговорочный ответ на вопрос, когда жил преподобный Антоний, дает стенопись в храме Старой Верийской Митрополии, где святой изображен нагим, завернутым в гиматий – кусок ткани, со спутанными волосами и бородой и исторической подписью: “Преподобный Антоний Верийский, ради Христа юродивый”. Росписи датируются периодом с 1215/16 по 1224/5 гг. Упоминание о святом как о юродивом, а также несохранившееся свидетельство Зотоса Молоссоса (XIX) о том, что он видел службу святому, датированную 1050 годом, позволяют сделать вывод, что преподобный Антоний жил в X или, скорее, в XI веке. Как предполагается, после смерти святого место его аскезы стало центром притяжения для многих монахов.

В местности, в которой расположен скит, много естественных углублений и пещер, где сохранились следы жизни. В частности, в начале XIV века впервые упоминается о том, что скит был сформирован благодаря появлению здесь святого Григория Паламы. В 1326 году Палама покинул афонскую Лавру из-за турецких набегов и выбрал местом своей исихии Верийский скит. Его связь с Верией подтверждает и тот факт, что Палама поселил в женском монастыре этого города своих сестер. Кроме того, он поддерживал общение с иеромонахом Игнатием Калофетом, основателем монастыря Христа Спасителя (1314-1315 гг.) в Верии. Калофет, происходивший, как и Палама, из Лавры, впоследствии был назначен игуменом Сосфенийского монастыря в Константинополе, куда прибыл и Палама в 1341 году. Находясь в Верийском ските, Палама позаботился о создании монастырской школы.

Около середины XIV века мы находим в Верийском скиту преподобного Афанасия Метеорского, до основания им монастыря Великая Метеора. Житие Феодосия Тырновского (Болгария) позволяет сделать вывод, что около середины XVI века скит находился в периоде расцвета.

Преподобный Дионисий

В 1523 году другой славный подвижник македонской земли, преподобный Дионисий, впоследствии ставший основателем монастыря Святой Троицы на Олимпе, появляется в Верийском скиту и заботится о реставрации центрального храма, посвященного Пророку Предтече. Вторым его важным действием стала смена аскетического образа жизни на киновиальный. С этой точки зрения, преподобный Дионисий может считать основателем уже монастыря Иоанна Предтечи. В конце XVI века с монастырем был связан и преподобный Феофан Новый из Наусы.

Документальные свидетельства

Некоторые документы XVII – XVIII вв. говорят о монастыре как о патриаршем и ставропигиальном. В конце XVIII века монастырь приходит в упадок. В период с 1787 по 1792 гг. игумен Каллист просит финансовой помощи у русской императрицы Екатерины II, дабы изгнать из монастыря турок, превративших это святое место в “столовую, дубильню, обитель мусульманства и нечестия”. В 1819 году турками было распродано монастырское имущество, а в 1822 году, в период Македонской революции, он был полностью разрушен Лубут-пашой, после чего так и не смог оправиться.

Монастырская библиотека была разорена. Некоторые книги спасли бездомные монахи из деревень Пиерии. Сегодня, после катастрофы, кроме часовни Преображения, построенной у юго-западного края стены, датируемой второй половиной XVIII века, с пострадавшими от огня росписями, ничего не напоминает о прошлом величии этого скита. Расписанный кафоликон, восстановленный в 1822 году как простая трехнефная базилика, равно как и другие постройки, почти не имеют художественной ценности. Лишь иконы алтарной преграды, изображающие всех живших здесь святых, трогательно напоминают о былой духовной славе этого места. Но прекрасный вид на монастырь, открывающийся со скал противоположного берега Алиакмона, остается таким же величественным, как и во времена великих аскетов.

Источник: “Монастыри Македонии” // Η Καθημερινή. “Επτά μέρες”- αφιέρωμα, 14 Απριλίου 1996, σ. 26.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.