Вифлеемские младенцы и дети Христовы

|

Почему Церковь празднует память Вифлеемских младенцев? Правда ли их 14 тысяч? Что общего у нас с этими убитыми детьми?

Между двумя великими Праздниками-Тайнами Пришествия Бога во плоти есть день памяти Вифлеемских младенцев. Число «14 тысяч» — не только страшно, но и символично, оно указывает на полноту Церкви мучеников.

Дети, убитые в Вифлееме…

О чём говорит их икона? Только ли напоминает она, в какой страшный мир пришёл Младенец Рождественской Ночи, которую мы недавно так ликующе праздновали?

Только ли младенцев Вифлеемских, страдальцев, не знавших маленького Иисуса, и даже не успевших поиграть с Ним в салки или пятнашки до своей страшной жестокой и бессмысленной гибели, изображает она?

Христос и вифлеемские младенцы. Современная икона

Христос и вифлеемские младенцы. Современная икона

Иисуса унесет Иосиф — унесет в Египет, и там Он будет играть с египетскими детьми — они станут его первыми друзьями детства. Придет время, и Он вернется на родину. Придет время, и Он разделит боль каждого вифлеемского ребенка — и иной Иосиф, Аримафейский, завернёт Его истерзанное Тело в полотно Плащаницы

От первых веков христианской эры до нас дошла надпись на могиле одного римлянина-христианина. Его звали Викторин. Надпись гласила: «Дитя Викторин, тридцати семи лет». Рядом было изображение рыбы — тайного знака христиан.

Неужели этот Викторин был, как бы мы сейчас сказали, городской дурачок, некий Форест Гамп Вечного Города? Нет, несомненно, это был взрослый римлянин, свободный гражданин, имевший жену и детей, а, скорее всего, и рабов — настоящий «отец семейства», «патер фамилияс», чья власть над домашними была очень велика. Он умер хотя и рано, но пережив большинство своих сверстников — до тридцати лет в ту пору доживали немногие. И на его могиле высечена надпись, гласящая — «дитя Викторин».

Вифлеемские младенцы. Афон, Иверский монастырь. Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге

Вифлеемские младенцы. Афон, Иверский монастырь. Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге

Это кажется несуразным, но попробуем поставить на место слова «дитя» слово «чадо» — и на нас тот час же повеет свежим ветром посланий апостола любви, апостола Иоанна Богослова:

«Чада! Детки!»

Так называли себя христиане. Они были детьми Христовыми.

Удивителен дошедший до нас гимн Климента Александрийского, где тема «детей Христовых» звучит во всей полноте первых веков Церкви мучеников:

Укротитель жеребят неукротимых,
Крыло птиц, летающих вечно,
Непоколебимое кормило юношей,
Пастырь агнцев царственных,
Твоих невинных детей собери,
Славить свято,
Петь искренне,
Невинными устами
Детей вождя Христа.
Царь святых,
Слово вседержавное,
Отца превышнего,
Мудрости податель,
Подпора страждущих,
Вечный владыка,
Смертного рода Спаситель Иисус,
Пастырь, пахарь,
Кормило, устье,
Крыло небесное
Святого стада.
Рыбарь всех смертных
Тобою спасенных
В волнах неприязненных
Из моря нечестия,
Рыбы чистые
Сладкою жизнью уловляющий.
Веди нас, овец разумных,
Пастырь Святый, веди нас,
Царь детей непорочных.
Стопы Христа
Путь небесный.
Слово превечное,
Век беспредельный,
Свет бессмертный,
Милости источник,
Правитель добродетели,
Святая жизнь Божиих певцов,
Христе Иисусе
Млеко небесное
Из сосцов сладких
Девы Милости,
Мудрости твоей источенное!
Мы питомцы
Нежными устами
Вскормленные грудью
духовной матери,
Дыханием влажным
Исполненные;
Хвалы невинные,
Гимны искренние,
Царю Христу
В награду святую
За жизни учение
Поем все купно,
Поем просто,
Младенца всемогущего.
Вы лик мира
Дети Христовы,
Народ разумный
Пойте все купно
Бога мира.

(Цит. по: Уваров А. С. Христианская символика. Символика древнехристианского периода)

…Вот они, дети — рядом с Ним. Новокрещённые христиане — крещёные в смерть Его, ибо они погреблись вместе с Ним Крещением в смерть Его (Рим.6:3).

Он посреди них, как Свидетель Истинный. Он стоит посреди Своих детей, Своих свидетелей — они победили и облечены в белые одежды (Откр.3:5). Он Сам есть — Аминь, Свидетель верный и истинный (Откр. 3:14), Великий Мартир, Великий Мученик.

Их белые ризы — ризы крещальные, ризы того же цвета, какого порой изображается и хитон Христа — ибо они причастились Его плоти, той самой плоти, которой Он приобщился ради них (Евр.2:14).

На заднем плане иконы изображено заклание младенцев. Случайно ли оно напоминает священные моменты Литургии — подъятие на копьях, заклание, возношение, воздевание рук в молитве… все это относится символически ко Христу в литургическом священнодействии.

Вифлеемские младенцы. Современная икона

Вифлеемские младенцы. Современная икона

Но ведь христиане «преискренне приобщаются Плоти и Крови» (Евр. 2:14). Христиане призваны — и иначе невозможно быть христианином — совершать мартирию в жизни, продолжать Евхаристию, причастившись Таин. Нет, не священнодействовать, подобно священнику, у себя в квартире и на работе.

Христианин продолжает Евхаристию в себе — и она является всем окружающим. Является Христос, воскресший из мертвых, поправший смертью смерть.

Один пример, сияющий, словно факел во тьме веков, словно дальний маяк среди просторов времени известен нам — это раннехристианская мартирия, мученичество. Это пример претворения Евхаристии в жизнь.

Но только ли такая форма мартирии возможна?

Монашество, родившееся в эпоху прекращенных гонений, ответило — «нет!» Монахи назвали себя наследниками и преемниками мартиров. Они свидетельствовали о Христе воскресшем.

Только ли монашество — мартирия?

«Мученики… преподобные… куда уж нам, немощным-грешным-слабым…»

Но постойте — ведь такова заповедь Христа! «Вы же — свидетели сему» (Лк.24:48). Мартиры. Мученики. Мы — свидетели Воскресшего Христа, носящего на Теле раны от гвоздей. Мы — дети Его. Наше свидетельство-то же, что и у тех христиан, что рисовали рыбу- IXTYC, в буквах которой светились таинственные и великие слова: «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель».

Между Рождеством и Крещением — этот день, памяти детей Вифлеемских закланных. Скоро мы увидим новую праздничную икону, на которой Христос сходит в воды, а из воды на Него взирают веселые рыбки.

И вспоминается, что ранние христиане называли себя не только «дети Христовы», но и «дети IXTYC», «детки-рыбки».

Какой Христос, таковы и Христовы.

«Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные» (1 Кор. 15, 48).

Читайте также:

Об убиенных Вифлеемских младенцах и памятнике Диме Яковлеву

Архиепископ Гродненский Артемий: Церковь стоит на крови мучеников, а не на приспособленчестве

Феодор и Иоанн: варяги-мученики

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
14 тысяч убиенных младенцев – реальное количество жертв или символ?

Почему Церковь называет такое неправдоподобно огромное количество казненных в Вифлееме детей?

Ты никогда не проиграешь, если будешь собой

Признак духовного успеха – когда человека не волнует мнение окружающих

Штурм заповедей

Расширять область дозволенного до пределов, которые сделают заповедь просто бессмысленной