Виртуальный миссионер в 3 D -аду

«Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари», — сказал ученикам Господь две тысячи лет назад. Сейчас уже сложно найти уголок на Земле, где не было бы возможности узнать Благую весть о Боге, — но появились новые миры и новые твари. Теперь миссионеры могут проповедовать не только людям, но и гномам, эльфам, а также говорящим кошкам. Над теоретическим обоснованием миссии в виртуальной реальности работает секретарь ученого совета МДА протоиерей Павел Великанов. Вдохновленный его идеями корреспондент «НС» отправился с проповедью в другой мир. Мир Варкрафта.

Один день Ивана Ивановича

С девяти утра до пяти вечера Иван Иванович, сисадмин крупной фирмы, муж и отец, работает в офисе. С пяти до шести он едет домой. Все это время он думает о предстоящей битве. В семь, плотно поужинав, Иван Иванович включает компьютер и до часу ночи работает орком по кличке Дедушка в мире многопользовательской сетевой игры. Как раз сегодня Дедушка вместе с 39 товарищами по гильдии собирается атаковать дракона Ониксию в ее логове недалеко от порта-крепости Терамор, что на восточном побережье материка. Дедушка будет отвлекать внимание дракона от магов и жрецов, пока первые будут посыпать хтоническое чудовище градом огненных шаров, а вторые — творить защитные и лечебные молитвы. Надо только помнить про кладку яиц: если вылупятся дракончики, они прорвутся в задние ряды, и атака захлебнется. Так Иван Иванович живет пять дней в неделю. А в выходные старается вычитать правило и сходить на службу — если хватает сил вовремя оторваться от монитора.

pravoslavnaya_gildiya

Желающих создать миссионерскую гильдию (объединение игроков) в Варкрафте оказалось немного

Пока в Церкви нет однозначной оценки феномена виртуального пространства (как нет пока ни у кого и точного определения, что это вообще такое). Миссионер протодиакон Андрей Кураев считает, что если мы запретим детям играть в компьютерные игры, то вырастим поколение прислуги. Доктор медицинских наук, руководитель реабилитационного центра для наркозависимых, игроманов и жертв тоталитарных сект игумен Анатолий (Берестов) уверен, что в виртуальной реальности нет места Богу, но есть место дьяволу. Есть и третий взгляд: вся техника — просто орудие, которое в руках хорошего человека станет хорошим, в руках плохого — плохим. Секретарь ученого совета МДА протоиерей Павел Великанов уверен, что все три определения неверны. «Любой здравомыслящий родитель найдет что возразить идее, что дети должны жить в виртуальном пространстве. Если, наоборот, все виртуальное запретить, то тем самым мы объявим, что православные ни на что не способны, кроме как “поститься, молиться и слушать радио «Радонеж»” (популярная в интернете дразнилка православных). Определение “нейтральной среды” также неверно, потому что, в отличие от традиционных технологий, IT (информационные технологии) активно вмешиваются в нашу жизнь и меняют ее.

Есть литература бульварная, есть литература хорошая, есть литература спасительная, а есть глубоко душевредная. Мне кажется, такое же ранжирование должно произойти в сфере ай-ти».

Проповедь ветеранам WoW

Когда в России вышла официальная русская версия игры Lineage2 (вторая по популярности в жанре массовых многопользовательских онлайновых ролевых игр ( MMORPG ) в России), технические вузы забили тревогу — студенты ушли в «игровой запой». Возможна ли проповедь в мире подобных игр? Насельник Иоанно-Богословского Макаровского монастыря игумен Спиридон (Баландин), занимающийся миссионерской работой в социальных сетях, считает, что возможна: «Если “ Христос… находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал” (1 Петр 3: 18-19), то почему нельзя проповедовать в созданных человеком мирах? Виртуальная реальность предполагает человеческую активность, волевое действие личности — почему бы этой деятельности не быть христианской? Основной задачей миссии в искусственной реальности может стать контакт, налаживание добрых взаимоотношений с зависимыми (а в современных многопользовательских играх сложно найти игрока, который не был бы от них зависим. — К. М.) с последующим выводом этих несчастных обратно в телесность. Вернуть ребенка родителям, мужа семье, заблудшую душу Богу — достойное и правильное занятие. В принципе, также возможна организация внутри симулятора Second Life и ему подобных игр миссионерских “представительств” для свидетельства о Боге и о сотворенном Им мире».

WoWScrnShot_5

Игумен Спиридон (Баландин) уверен, что проповедовать лучше в тех «мирах», где есть возможность адекватной передачи личности миссионера. То есть там, где проповедующий о Христе священник сможет выглядеть как человек с бородой и в рясе, а не как эльфийка синего цвета. В WoW нельзя загрузить свою фотографию, поэтому приходится выбирать из имеющихся вариантов внешнего вида. Почему бы не взять, например, вот этого «рыцаря смерти» -- за его миссионерский огонек в глазах?

Пока православные миссионеры и богословы еще только ломают голову над осмыслением виртуального бытия, пиарщики держат нос по ветру. В 2008 году в игре World of W arcraft сторонники кандидата в президенты США Рона Пола провели предвыборный марш в его поддержку. Значит, можно организовать и миссионерский поход? Но WoW хоть и представляет интерес в качестве самой популярной MMORPG в мире, но все же слабо приспособлен для этого: ни видео свое нельзя вставить, ни фотографию, ни храм возвести. Разработчикам просто невыгодно, чтобы в игру проникал солнечный свет из реала. Игрок должен забыть обо всем, с головой погрузиться в вымышленный мир, ведь за это он платит совершенно реальные деньги.

По заданию редакции я создал в «Варкрафте» персонажа по имени Послушник и организовал гильдию (сообщество, куда могут вступить и другие игроки) «Православная миссия»: надел поверх доспехов черную накидку с белым крестом и пошел на столичную площадь, чтобы провести несколько часов в роли уличного проповедника. Поначалу все восприняли это как шутку и кое-кто заинтересовался. Но серьезно разговаривать решили только трое, настроенные к Церкви весьма критично. Остальные начали раздражаться: «Шли бы вы с такими разговорами в отдельный чат и не мешали бы нормальным людям». Это понятно, ведь «нормальным людям» надо «развивать персонажа» и торговать, а тут с религией пристают. Общение происходило в реальном времени, поэтому отвечать грамотно, аргументированно и без опечаток всем троим оказалось практически невозможно — особенно когда к беседе подключился один очень агрессивно настроенный игрок. Впрочем, нашелся и один апологет. Когда пальцы заныли, не справляясь с чрезмерной нагрузкой, я ретировался с поля. Мой вывод: игроки о Христе и без меня слышали, мнение свое составили, и никаких ощутимых результатов вот так наскоком, за два часа, достичь не удастся.

Second Life … во Христе?

Более перспективной для миссии может стать виртуальная вселенная Second Life («Вторая жизнь»). Ее разработчики разрешили игрокам самим создавать игровое наполнение, импортировать в игру из внешних источников звук, видео и фотографии, зарабатывать в игре настоящие деньги. Все это делает SL больше чем игрой. Это скорее попытка моделирования реальности, конструктор, из которого каждый может собрать то, что ему нужно. Швеция открыла здесь свое посольство. Визы в страну оно не выдает, зато регулярно проводит выставки фотографий, устраивает кинопоказы и концерты. А Массачусетский технологический институт и Гарвардский университет используют SL в качестве виртуального лектория. Крупные компании открывают свои представительства: например, в виртуальном представительстве компании Toyota можно купить игровую копию машины этой компании, примерить на нее различные варианты оборудования и записаться на реальный тест-драйв понравившейся модели. Компания IBM использует SL в качестве площадки для проведения семинаров и тренингов. Для этих целей более пяти тысяч сотрудников компании завели себе персонажей в SL . Министерство обороны США планирует в ближайшем будущем открыть в SL военную базу. На базе можно будет научиться водить танк, стрелять и прыгать с парашютом. А самое главное, для чего и был затеян весь проект, — связаться с военным рекрутером.

Протоиерей Павел Великанов поддерживает связь с членами российского SL -сообщества. «Люди, играющие в SL, ждут, чтобы там было какое-то присутствие Церкви, были священники, которым можно задать вопросы, — утверждает он. — Я не вижу, например, особой проблемы в том, чтобы создать в SL некий виртуальный храм, в котором человеку можно было бы объяснить, что где находится, какова история появления того или иного предмета в храме. SL может быть также интересной площадкой для реконструкции богослужений в том виде, который в реальности уже нереализуем. Но для начала надо решить, чего мы хотим от этого присутствия и какое место там будут занимать миссионеры. Есть и вопросы по форме: икона в виртуальном пространстве — что это? Должно ли к ней сохраняться такое же отношение, как и в реальном мире? Допустима ли исповедь по интернету, как иногда она допускается по телефону?»

Своя игра

В качестве пробного шара отец Павел и созданная им группа энтузиастов начали разработку компьютерной игры, посвященной проблеме теодицеи, то есть наличия зла в сотворенном всеблагим Богом мире. Игра в жанре РПГ реконструирует эпоху раннего христианства. Нелинейный сюжет с множеством финалов покажет игроку, что некоторые из принятых им решений влияют на всю его последующую жизнь.

«Христианство всегда шло от опыта, и опыт подсказывает, что игнорировать это явление мы не можем. Я вам скажу по себе — одним из первых сильных толчков  для принятия православной веры для меня послужили протестантские комиксы про Христа, эта примитивная, доступная для сознания, еще чуждого какой бы то ни было религиозности, форма. После этого, взяв в руки Евангелие, я сказал: это — мое. А так, кто знает, может быть, через две-три страницы евангельских родословий я бы их закрыл и никогда больше не открывал. Конечно, это не может быть основной формой миссии. Но это может быть хорошей “затравкой”, заделом». Для обсуждения этих вопросов создано с ообщество в ЖЖ — http://community.livejournal.com/cyber_theology.

СПРАВКА

Что такое MMORPG

Массовые многопользовательские онлайновые ролевые игры, или MMORPG ( Massively multiplayer online role – playing game ), дают возможность большому количеству пользователей (примерно 5 тыс. человек на одном сервере) играть одновременно . Средний возраст игроков — 28 лет. Как правило, игрок представлен в игровом мире своим виртуальным воплощением. Большое количество индивидуальных черт и особенностей, доступных при создании alter ego , множество путей его игрового «развития» в совокупности дают практически неповторимый образ. Для расчета возможности персонажа совершить то или иное действие используется математическая модель. Чем больше, скажем, сила персонажа, тем выше его шансы выбить дверь. Игроки помногу часов раз за разом повторяют одно и то же действие: выстрелил 100 раз из лука — навык владения луком повысился на один пункт. Более развитый персонаж имеет преимущество над менее развитым. Мир, по которому перемещаются и взаимодействуют между собой персонажи игроков, пытается подражать реальности. Это некоторое пространство — область, континент или планета, — которое существует и развивается само по себе, независимо от того, смотрит ли на него игрок или нет. Игру невозможно выключить или поставить на паузу — даже если один игрок отключится от виртуального мира, другие продолжат играть и изменять мир своими действиями. Выиграть невозможно : глобальной цели — конца — у игры нет. Наоборот, она постоянно растет. Ведь авторы создают ее не для того, чтобы ее прошли и отложили в сторону. А для того, чтобы в игре жили и регулярно вносили «за постой» арендную плату.

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.
Похожие статьи
Патриарх Кирилл: Экстрим не является подвигом

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня мы вспоминаем основоположников монашеского жития здесь, на…

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!