Владимир Бурега: Кем заменить Ленина?

|
Что означает снос памятника Ленину в Харькове? Как это событие вписывается в новейшую историю Украины? Об этом рассуждает кандидат исторических наук Владимир Бурега.

Я предлагаю несколько отстраниться от сиюминутной конъюнктуры и попытаться взглянуть на снос очередного Ильича в более широкой исторической перспективе.

Для меня совершенно очевидно, что все происходившее (и происходящее) в Украине за последний год тесно связано с нашим тяжелым советским наследием. И совсем неслучайно, что во время Евромайдана в стране начался «ленинопад» (точнее начался его новый этап). Украина мучительно пытается избавиться от своего советского прошлого. Украина пытается, наконец-то, стать несоветской. А стремление выйти из советско-вавилонского плена всегда проявлялось в том числе и в агрессии по отношению к символам советской эпохи.

Наш исход из «совка» длится уже более двадцати лет. Характерным индикатором этого процесса является отношение украинского общества к коммунистической идеологии в целом и к коммунистической партии в частности. В 1994 г. на первых парламентских выборах в независимой Украине компартия показала рекордно высокий результат. Она набрала наибольшее количество голосов из всех политических сил и по количеству полученных мандатов уступила лишь общему количеству беспартийных кандидатов, прошедших тогда в Верховную Раду. На парламентских выборах в 1998 и 2002 г. коммунисты стабильно получали свои 20 %. А в 1999 г. лидер украинских коммунистов Петр Симоненко на президентских выборах составил реальную конкуренцию Леониду Кучме. Так что в 1990-е гг. коммунисты были в Украине одной из сильнейших политических сил, и они сыграли не последнюю роль в формировании как тогдашних органов власти, так и всей политической системы в целом.

Думаю, именно поэтому после 1994 г. власть не инициировала акций по демонтажу символов советской эпохи. «Ленинопад», начавшийся в Западной Украине еще в последние годы советской власти, дойдя до Киева, фактически остановился. В самом Киеве было принято компромиссное решение: одного Ленина, который стоял на нынешнем Майдане Независимости, демонтировали, а второго (напротив Бессарабского рынка) – оставили.

Это временное равновесие было нарушено после первого Майдана (2004 г.). Коммунисты тогда стремительно теряли поддержку, и на парламентских выборах 2006 г. с трудом смогли попасть в Верховную Раду (они набрали лишь 3,66 % голосов). Тогда же проявилась и еще одна важная тенденция. В Украине стало сокращаться количество регионов, где коммунисты имели заметную поддержку. «Красный пояс» постепенно сужался, отодвигаясь все дальше и дальше на Восток страны. Это хорошо видно на диаграммах, отображающих результаты парламентских выборов по областям.

Декабрь 2013 г. стал началом второй волны «ленинопада», которая охватила Центральную и Восточную Украину. В декабре был уничтожен памятник Ленину в Киеве (тот самый, который уцелел в начале 1990-х гг.). 22 февраля 2014 г. Ленин рухнул в Днепропетровске, и вот в ночь с 28 на 29 сентября был уничтожен Ленин на одной из самых больших площадей Европы – в Харькове. Впрочем, его виртуальное уничтожение состоялось еще в 2012 г., когда в презентационных роликах об Украине, подготовленных к чемпионату Европы по футболу, памятник Ленину был стерт на кадрах, снятых над площадью Свободы в Харькове.

Вторая волна «ленинопада» свидетельствует об окончательном исчезновении «красного пояса». В Украине уже нет регионов, где коммунисты могли бы занять на выборах первое место. В 2012 г. представители компартии не смогли победить ни в одном из одномандатных округов (хотя при этом компартия в целом смогла набрать более 13 % голосов). Не исключено, что уже в скором времени электоральные шансы коммунистов не будут превышать размера статистической погрешности.

Понятно, что снос Ильича с его последующим ритуальным расчленением не решает проблем украинского общества. Эта агрессия лишь сигнализирует о наличии общественных проблем, равно как и о многолетнем нежелании властей эти проблемы решать.

Лично я считаю, что памятники Ленину давно должны были быть убраны с центральных улиц и площадей украинских городов. И это нужно было сделать централизовано. Это не значит, что памятники надо было уничтожать. В моем родном городе памятник Ленину на центральной площади демонтировали лет пятнадцать тому назад. По распоряжению городских властей его ночью тихо вывезли на окраину города, где он находится и по сей день. Думаю, так нужно было сделать и в других городах (в том числе и в Харькове).

321

Но тут нельзя не задаться и еще одним важным вопросом: кто (или что) должен занять место рухнувшего Ленина? И на этот вопрос украинское общество не может дать консолидированного ответа. Если в Галичине в начале 1990-х гг. на месте Ленина быстро выросли памятники Бандере, Шухевичу или Тарасу Шевченко (и это адекватно отражало самосознание галичан), то ни в Киеве, ни в Харькове такой однозначности не наблюдается. В Киеве на месте Ленина предлагали установить либо Крест, либо памятник святой Варваре. Но эти инициативы не вызвали какой-то заметной поддержки в обществе. В Харькове городские власти и вовсе заявили о намерении восстановить памятник Ленину.

Но давайте поставим вопрос иначе: а нужно ли нам, чтобы в центре наших городов обязательно возвышался монументальный памятник какому бы то ни было вождю? Сама по себе стилистика советских памятников – это плод тоталитарного нарратива, который в принципе неприемлем в демократическом обществе. И если сегодня в украинском общественном сознании место Ленина фактически оказалось свободным, то не означает ли это, что файл, отвечающий за поклонение тоталитарным идеологиям, наконец-то оказался стертым? Может это и хорошо, что, разрушая одного идола, мы не стремимся тут же поставить на его место нового?

В конечном счете дискуссия о сносе Ленина – это дискуссия о ценностях, об общественных ориентирах, о будущем страны. И лично мне хотелось бы видеть в этой дискуссии подлинное интеллектуальное усилие, направленное на поиск новых смыслов, которые не сводились бы к банальному воспроизведению образцов из нашего недавнего тоталитарного/авторитарного прошлого.

Помоги Правмиру
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Большинство россиян осуждает уничтожение памятников Ленину на Украине

Против предложения сноса памятников Ленину в нашей стране высказываются три четверти россиян (77%).

О памятниках и памяти

Повесите ли вы у себя в гостиной по доброй воле портрет человека, который убил вашего отца,…

Снос Ленина – триумф большевизма

Сегодняшние толпы погромщиков мало чем отличаются от толп погромщиков образца 1917 и особенно 1918 года

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!