Владимир Хотиненко: От чего русский человек звереет…

Правмир продолжает обсуждение направлений развития культурной жизни в России.

Владимир Хотиненко

Режиссер, Народный артист Российской Федерации. С 26 июля 2010 года — член Патриаршего совета по культуре. Фильмография: «Один и без оружия» (1984), «Зеркало для героя» (1987), «Макаров» (1993), «Мусульманин» (1995), «Гибель империи» (2004), «72 метра» (2003), «1612» (2007), “Достоевский” (2011).

Владимир Хотиненко

Владимир Хотиненко

Совершенно очевидно, что современная культура переживает кризис. А дальше – характерные для России вопросы: «Что делать?» и «Кто виноват?». Последний вопрос несколько расширенный и состоящий из стольких факторов, поэтому затрагивать его в небольшой статье не стоит.

А к вопросу «что делать» нужно, как минимум, подходить разумно. Не впадать в крайности. Например, замечательная идея «Пермского культурного проекта». Но, насколько мне известно, огромные усилия закончились ничем. Хотя можно было работать с существующими традициями, изучать и развивать их. Это не исключает и чего-то нового, например, «красных человечков», появившихся в Перми в рамках проекта «Паблик – арт». Но когда это желание «необычности», эпатажа становится главным, когда все строится на стремление удивить- это ни к чему хорошему не приведет. Мне кажется, это очевидно было в самом начале. Не обязательно было съедать всю кастрюлю пересоленных щей, достаточно было бы ложку попробовать.

С другой стороны, так не бывает, что культура – постоянно на взлете или постоянно в упадке. Наблюдается волнообразное движение. Сейчас мы, к сожалению, не на взлете. Причин этому много. Главная, на мой взгляд, – разброд в умах, шатание необыкновенное, смятение. И оно, на самом деле, сильнее, чем видится на первый взгляд.

В этом смятенном состоянии невозможно что-то выделить, осознать. Тем более, имеет место не только смятение умов, но и души. Я и сам на себе ощущаю эти волны смущения. Непонятно, к чему мы идем. Кажется, что всё повторяется, всё уже было – до слов, до поступков.

Как в этом смятении определить, что такое современное искусство? Часто все ограничивается формой, словоблудием. По существу оно никак не взаимодействует с реальностью, с реальными интересами человечества.

Поговорить?

У меня нет ответа на вопрос, с чего нужно менять ситуации в культуре в положительную сторону. Тем более в каждой области культуры и искусства есть свои проблемы, требующие решения.

Основная проблема, существующая в кино, которая меня в данный момент волнует – невозможность для большого количества талантливой молодежи дебютировать в профессии, заявить себя. Я уже много лет бьюсь за то, чтобы у молодых режиссеров были варианты показать, на что они способны.

Кроме того существует неприятие зрителем (в основном это – молодежь) отечественного кинопродукта. Это касается и других областей культуры, но в кино – особенно ярко выражено.

Я считаю, что для решения этой проблемы нужно запустить встречную волну – молодежные проекты, работы молодых авторов.

Все равно у нас в прокате ничего такого особенного не идет. И деньги, которые государство сегодня тратит на кино, частично уходят в песок. Пока у нас на кино сегодня всерьез не заработаешь. Это точно. Кинематографу о заработке думать преждевременно.

Почему в этой ситуации не рискнуть и не запустить как раз молодежную программу? Хотя бы на год. Но сразу – много картин. Только тогда можно будет наладить диалог с киноаудиторией, найти с ней общий язык. А сейчас мы имеем отсутствие контакта между зрителем и кинопроизводителм.

На это стоит решиться и это, в принципе, не сложно.

Вообще проблему стоит обсуждать. Только не очень долго, а то у нас сразу, как заходит речь об осуждении чего-либо, сразу же создаются всевозможные комитеты и тогда все благие начинания заканчиваются, гибнут.

Что не –так, – это все видят. А вот предложить варианты изменения ситуации – с этим сложнее. У нас в стране любят порассуждать о недостатках.

И заниматься налаживанием диалога с молодой аудиторией, помощью молодым кинематографистам должно государство. Тем более, что у нас практически все кино государственное. Тот, кто снимает на свои деньги, пусть снимает все, что хочет, это его личное дело.

А вот что касается государственных средств, на которые, в основном и делается сегодня кино, здесь нужна продуманная политика.

Персонаж под усадьбу

Есть такая хорошая поговорка – «не знаешь, что делать, делай, что знаешь». То есть нужно хоть что-то делать, не останавливаться. Очень важно сохранять музеи в провинции, то наследие, которое позволяет людям вернуться к себе, понять многое о себе и стране.

Сейчас моя ученица собирается снимать фильм, в основе сюжета которого – замечательная история про то, как в некотором маленьком городке была усадьба, которой грозило разорение, опустошение. И собиралась группа неравнодушных людей, которые выдумали под эту усадьбу некоего исторического персонажа, который якобы общался с Гоголем, чтобы придать усадьбы статус исторического наследия.

В провинции необходимо делать хоть что-нибудь. Только не такие Нью Васюки, как в Перми, со вгроханными туда средствами…

Это трудно, но для этого и существует огромный чиновничий аппарат. Нужно выявлять и поддерживать инициативных людей, которые могу что-то делать, изменять ситуацию. Сколько я не ездил по провинции, вижу, что что есть замечательные люди, по-хорошему сумасшедшие, на которых можно опереться. Дабы поддержать и развить уже имеющееся, а для этого необходима системная работа.

Наш же аппарат министерств обычно и выдумывает новые схемы, кучу ненужных бумаг, бессмысленной отчетности. Вместо того, чтобы заниматься выявлением, структурированием моментов, которые могут сыграть позитивную роль в развитии культуры. Рутинная работа, она точно принесет плоды.

Работы везде много, но сосредоточиться надо все-таки на провинции.

И это должна быть забота государства. Если не подразумевать под культурой только коммерцию. КОгда происходит подобным образом – самое страшное.

Если государство не поймет важность проблем, все может закончиться печально. Достоевский писал, что без веры, религии, русский человек звереет. Но еще и от бескультурья русский человек звереет.

 Читайте также:

Иван Лубенников: Кризис культуры живет в грязных подъездах

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность о семье и обществе.

Похожие статьи
Алексей Бородин: Почему я поставил “Нюрнберг”

Худрук РАМТа о том, научил ли нас чему-то фашизм

Егор Клинаев: Жизнь, наполненная светом

Близкий друг семьи рассказывает о молодом актере, погибшем в ДТП

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: