Власти Китая и неофициальное христианство: контроль или диалог?

Китайские власти провели очередные рейды на собрания «домашних» церквей. Неожиданному вторжению стражей порядка подверглись 3 общины в Синьцзяне. Люди без полицейской формы и удостоверений врывались в дома, где проходят богослужения и изучения Библии, допрашивали, задерживали молящихся и штрафовали их.

Известно, что в последние годы власти Китая стараются ужесточить меры в отношении распространения христианства среди молодежи. В середине июля были опубликованы результаты исследования, согласно которым «христианский прозелитизм быстрыми темпами развивается в кампусах университетов» и предостережения от участия в кружках, замаскированных под изучение культурологии.

Комментирует сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, специалист по истории православия в Китае протоиерей Дионисий Поздняев.

Тенденцию нельзя назвать новой. Основная интенция властей КНР, отражающаяся как в законодательстве, так и в практике применения законов и подзаконных актов, сводится к стремлению контролировать религиозную жизнь граждан и пресекать неофициальную. Неофициальная религиозная жизнь вызывает опасения и беспокойства властей, а официальная должна находиться в соответствии с требованиями властей. В последние годы власти столкнулись со стремительным ростом числа верующих. Многие китайские ученые говорят об интеллектуальном, духовном вакууме в стране на фоне “смерти китайской культуры” – и такие резкие оценки отнюдь не лишены оснований.

Основной же тенденцией в настроении китайских верующих (в том числе и христиан) является стремление к де-идеологизации и де-политизации своей религиозной жизни. Именно поэтому большинство религиозных организаций страны не желают обретения официального статуса. По некоторым оценкам, при 8-10% ежегодного роста числа верующих,  до 70% из них предпочитает членство в неофициальных религиозных организациях, также называемых “домашними церквями”. (Примерно 7-8 миллионов католиков в КНР относят себя к неофициальной католической церкви, подчиняющейся Ватикану. Еще больше число членов неофициальных протестантских церквей).

Власти, рассматривая в сугубо политическом контексте религиозную жизнь граждан страны, опасаются того, что не смогут контролировать возможные влияния религиозных групп на социальную жизнь общества. Кроме того, в ряде случаев власти полагают, что через неофициальные религиозные организации может осуществляться нежелательное влияние из-за рубежа.  Конечно, опасения властей понятны, однако нормально работающей в изменяющихся условиях жизни страны модели взаимодействия с неофициальными организациями власти так и не смогли разработать. Единственной стратегий пока остаются попытки подавления неофициальной религиозной жизни. Естественно, это вызывает рост социального напряжения, дальнейшее нежелание верующих сотрудничать с властями, а также критику страны со стороны иностранных государств и международных организаций в вопросах религиозной политики.

Светское государство и религиозный контроль

Мне представляется, что важнейшим недостатком в подходе властей, является узость взгляда на религиозную жизнь своих граждан, воспринимаемую ими как исключительно социальный феномен. Суть проблемы лежит в духовной сфере, и светское государство по определению не обладает инструментами, которые могли бы применяться для решения духовных вопросов.

Государство должно признать, что в ряде вопросов оно некомпетентно. Замечательный пример – Гонконг. В Гонконге юридически не существует процедуры регистрации религиозной организации. Они поступают последовательно, заявляя, что Гонконг – светское государство, и значит у него нет механизма для оценки духовных явлений. Есть законодательство, и если члены религиозных организаций нарушают его, они будут отвечать за нарушение существующих норм. В Гонконге нет тенденции контролировать религиозную жизнь – как раз по причине того, что это светское государство, которое не имеет инструментов для такого контроля, и это было бы нарушением религиозной сферы.

Как властям заинтересовать христиан?

Если предположить, что власти Китая начали бы решать проблему, то в первую очередь им нужно не допускать напряжения в социальной сфере. Для этого нужно понять, как взаимодействовать с неофициальными религиозными организациями, чем их можно заинтересовать, чтобы привести к сотрудничеству с властями. Для этого надо исходить не из презумпции того, что они – абсолютные властители, у которых все под контролем, а из того, что нужно и интересно людям с религиозной точки зрения.

Но проблема в том, что это очень большие группы – например, 7 млн. неофициальных католиков, еще больше – неофициальных протестантов. На сегодняшний день, кроме православных, в Китае нет маленьких религиозных групп, на которых можно было бы разработать эти модели. Православные очень немногочисленны, у них нет намерения противостоять властям, они имеют условно официальный статус, и в отношениях с ними стоило бы многое нормализовать. И если бы в рамках развития отношений Православной Церкви и властей Китая было придумано что-то хорошее, то это могло бы стать образцом для применения к другим группам. Парадоксальным образом малочисленность православных в Китае дает возможность такого эксперимента.

Беседовала Ирина Якушева

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность о семье и обществе.

Похожие статьи
Как коренной китаец стал православным священником

Мне подарили крашеное яйцо, и вскоре я принял Крещение

Православие в Китае – преждевременный оптимизм?

Какое место в Китае занимает Православие? Мешают ли местные власти его развитию?

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: