Мы ответили на 15922 вопросов
Опубликованы ответы на 2464 вопросов
Навигация
Человек
Задать вопрос священнику Наши священники

Как относиться к исихазму?

Здравствуйте, отец. У меня неполное высшее гуманитарное образование, моя специальность сопряжена с религиоведением. Много и долго изучал мировую историю религии, а так же сами эти религии. Замечу, что русское православие всегда было для меня духовно-культурной базой, в моих религиозно философских воззрениях и в серьёзных жизненных вопросах я полностью полагаюсь на опыт и знания православной церкви. Хотя я и не крещен. Прочтя множество трудов о православном взгляде на ключевые жизненные вопросы, я был поражен изобилием и красотой православной мысли, но в своих поисках я обнаружил внутри православия такую вещь как исихазм. Это явление ставит меня в тупик, на эту тему множество трудов, от около оккультных шарлатанов до вполне благовидных иерархов церкви. Все же, меня исихазм наводит на мысли о ереси, которая может привести к прелести (прошу прощения, т.к. кто я такой, чтобы заявлять подобное) этот вывод я делаю, на основе косвенных данных из церковного учения, т.к. критики исихазма в лоне православной церкви я не смог обнаружить. Я понимаю, обычных верующих не интересует такой не насущный вопрос, но все же, отец, Подскажите, пожалуйста, как относиться к исихазму? Илья.
священник Филипп Парфенов

Отвечает священник Филипп Парфенов:

Здравствуйте, Илья!

К исихазму стоит относиться как к одной из многовековых традиций и практик внутри православной Церкви, прежде всего монашеских. Подозрения в ереси или сектантстве не новы (в дореволюционной, конца XIX в., «Настольной книге священнослужителя» С.В. Булгакова есть упоминание об исихазме в негативном ключе как о секте). Но обычно в подобных случаях судят не по традиции и её плодам в целом, а по отдельным не самым лучшим её представителям, скорее её компрометирующим, то есть поверхностно. Это как судить о православии в целом по разным людям, считающим себя православными, но не знающим часто элементарные истины веры или же живущим в противоречии со своим вероисповеданием. В прелесть можно впасть на самом деле по очень многим причинам, совсем не зависящим от исходного источника. Например, от чтения того же Священного Писания, представьте себе! Хотя Писание является главнейшим источником и церковного вероучения, и молитв церковных, и всего остального. Просто и в чтении Писания, и в исихазме на начальных этапах необходимо духовное руководство, которое возможно только в связи с церковной средой и при живом общении с теми, кто имеет больший духовный опыт, и в этот опыт необходимо врастать. В прелесть, таким образом, чаще всего впадают плохие ученики или те, кто пытается всё постичь в одиночку, опираясь только лишь на свой ум и свои силы.

С уважением, священник Филипп Парфенов.

Поделиться

Читайте также