Мы ответили на 15922 вопросов
Опубликованы ответы на 2464 вопросов
Навигация
Человек
Задать вопрос священнику Наши священники

Как понять, какие правила и каноны сейчас должны действовать, а какие — нет?

Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, разрешить мои недоумения ,касаемые вопросов канонического права Православной Церкви. Существует масса правил Вселенских соборов,которые в реальной современной жизни нашей Церкви не исполняются...Например, Правило третье Первого Вселенского собора ЗАПРЕЩАЕТ священнослужителям иметь у себя в доме женщину, которая не является близкой родственницей!!! Но сплошь и рядом в наши дни батюшкам (а особенно монахам на приходе) по хозяйству помогают далеко не родственницы и не монашки, а их же прихожанки. Другой пример. Правило двадцатое того же собора ЗАПРЕЩАЕТ приклонять колена в день воскресный... Разве это соблюдается? Правило седьмое Четвёртого Вселенского собора ЗАПРЕЩАЕТ клирикам и монахам,ПОД УГРОЗОЙ АНАФЕМЫ,вступать в воинскую службу или мирской чин.Уж о нарушениях этого канона можно и не говорить,их множество!!!Отец Павел(Флоренский)прекрасно трудился в госучреждении;монах-профессор Лосев преподавал в МГУ (а ведь профессор-это мирская должность!),Владыка Питирим-вечная ему память,-заседал на Съезде народных депутатов при Горбачёвеи т.д и т.п... Получается,что каноны необязательны к исполнению,или обязательна только та их часть,которая соответствует реалиям настоящего времени, а не 4-8 векам,в которые они писались?.. Если это так, то, может быть, Церкви стоит разъяснять своим чадам этот вопрос или выпустить сборник, в котором бы разъяснялось, какие каноны актуальны, а какие устарели. В противном случае в головах прихожан возникает недоумение и в сердцах - соблазн. Смущает, правда, правило первое четвёртого Вселенского собора,подтверждающее необходимость соблюдения ВСЕГО постановленного на Соборах.... Заранее благодарен р.Б. Димитрий.
священник Филипп Парфенов

Отвечает священник Филипп Парфенов:

Здравствуйте, Дмитрий!

Вы затрагиваете довольно болезненную для всего православного мира проблему, поскольку она пока никак не решается, и что делать со всем этим наследием церковного права сейчас, совершенно не понятно ни мне, ни многим другим членам РПЦ. Ясно лишь следующее: 1) Каноны относятся к области скорее земной, чем духовной, поскольку они начали вырабатываться тогда, когда среди христиан стала угасать и оскудевать любовь. А когда по любви люди не могут или не хотят поступать, вступает в силу право, регламентирующее внешне-дисциплинарные отношения между людьми. 2) Сами же законы, отражающие эти отношения, неизбежно меняются, если не на бумаге, то на практике, по крайней мере, поскольку они относительны, а не абсолютны. Никому не придёт в голову из современных российских управленцев возвращаться сейчас к нормам «Русской правды» времён Ярослава Мудрого, например. А многие церковные каноны писались гораздо раньше, то есть не тысячу, а полторы тысячи лет назад. Другое дело, что для того, чтобы общецерковным решением постановить, какие каноны окончательно устарели и отошли в прошлое, а какие остаются по-прежнему актуальными, нужен всеобщий православный собор, по типу прежних Вселенских. Но такие общеправославные соборы не созывались уже слишком давно, с 879 года или же с 1341-го, если считать тот собор с поднимавшимися на нём вопросами, на котором принимал участие свт. Григорий Палама, по значимости равным вселенскому. Созвать такой общеправославный собор сейчас уже само по себе является немалой проблемой – разговоры о нём ведутся уже несколько десятков лет, но пока конкретных результатов так и не достигнуто, притом, что есть и те, кто категорически против самой возможности созыва такого собора. Думаю, что пока просто надо привыкнуть к тому, что по многим вопросам, в частности, юридическим и каноническим, не имеющим всеобщего вероучительного значения, всегда были и будут разные точки зрения.

С уважением, священник Филипп Парфенов.

Поделиться

Читайте также

Вопросы и ответы в рубриках:

Вопросы о Церкви