Мы ответили на 15922 вопросов
Опубликованы ответы на 2464 вопросов
Навигация
Человек
Задать вопрос священнику Наши священники

Правильно ли я понимаю, что те, кто не причащается, не будут бессмертны?

Благословите, батюшка! У меня такой вопрос. Из учения Церкви я знаю, что все люди (души их) бессмертны, и после смерти телесной пребывают пока либо в раю, либо в аду. В день второго пришествия Христа все воскреснут в своих земных телах. Но так же из учения Церкви я знаю, что Тело Христово, которого мы причащаемся на Евхаристии, есть источник бессмертия. Тогда получается, что те, кто не причащаются, не будут бессмертны? Я что-то запуталась. А еще хотелось бы узнать подробнее о той молитве, которую поют во время святого причастия: "Тело Христово примите, источника бессмертия вкусите". Спаси, Господи! Анастасия.
протоиерей Михаил Самохин

Отвечает протоиерей Михаил Самохин:

Здравствуйте, Анастасия!

Действительно, по учению Церкви человеческие души бессмертны, а тела будут воскрешены Господом в день Страшного Суда. Относительно места пребывания душ умерших святые отцы, как правило, осторожны. Они говорят о «предначинании» рая или ада, поскольку окончательное определение будущего души произойдет на Страшном Суде. Тело Христово есть действительно Источник бессмертия, и соединение человека со Христом действительно меняет его природу и приближает к бессмертию. Однако это все это имеет прежде всего духовный, мистический смысл. Природа человека не только телесна, а значит, речь идет не только о телесном бессмертии, но и о бессмертии души и духа. Христос есть Единственный Источник жизни и, соединяясь с Ним, мы становимся причастниками этой вечной жизни, ради которой и пытаемся быть христианами. У тех, кто не причащается, гораздо меньше шансов наследовать жизнь вечную со Христом в Царствии Небесном и гораздо больше шансов после Страшного Суда наследовать вечную смерть. Речь идет не о бессмертии по природе, а о бессмертии по «результатам» земной жизни. То есть все люди по природе своей бессмертны, но неверие во Христа может привести к тому, что это бессмертие превратится в вечную смерть в аду.
Приведенная Вами молитва «Тело Христово примите, Источника бессмертнаго вкусите» называется «причастен». Это древнее песнопение предлагается Типиконом для обязательного исполнения в момент причащения. Смысл данного текста как раз и отражает то понимание Тела Христова, о котором говорилось выше.

С уважением, протоиерей Михаил Самохин.

Поделиться

Читайте также