Воскресные
Новость о том, что Русской Церкви будет разрешено использовать школьные классы общеобразовательных учебных заведений города Москвы для проведения занятий воскресными школами, вызвала оживленное обсуждение в СМИ и соцсетях. Правозащитники и блогеры наперебой вопрошают: как, почему, зачем, нет ли здесь дискриминации по вероисповеданию, не пострадает ли образовательный процесс? «Правмир» постарался найти ответы на эти вопросы, опросив экспертов.

Только по согласию

Одним из первых на общественный запрос отреагировал Департамент образования города Москвы, опубликовав официальное разъяснение:

В адрес Общественного совета при Департаменте образования города Москвы неоднократно поступали обращения по вопросу предоставления школами помещений для ведения занятий культурологической направленности воскресными школами Русской Православной Церкви. Изучив существующую нормативно-правовую базу, Общественный совет разъясняет:

  1. У образовательной организации (школы) есть право безвозмездного предоставления помещений под организацию в воскресное внеурочное время дополнительных занятий культурологической направленности.
  2. Помещения могут быть предоставлены только по решению администрации школы при обязательном согласии Управляющего совета школы.
  3. Занятия носят светский характер и организуются как один из видов дополнительного культурологического образования.

1_3187_25022013124626_4-600x398

Епархия предложила – власть поддержала

О том, как появилась данная инициатива и как она будет реализовываться, «Правмиру» рассказал руководитель информационной службы Отдела религиозного образования и катехизации Московской городской епархии Федор Дядичев.

— C чем связана инициатива по предоставлению помещений общеобразовательных школ для занятий воскресных школ?

— В связи с увеличением числа воскресных школ и расширением форм и видов их деятельности Отделом религиозного образования и катехизации Московской городской епархии совместно с Департаментом образования был проработан вопрос о возможности использования помещений общеобразовательных учреждений для проведения факультативных занятий приходских воскресных школ.

— Кто выступил с данным предложением? 

— 28 октября на Общественном совете при городском Департаменте образования председатель Отдела религиозного образования и катехизации Московской городской епархии иеромонах Онисим (Бамблевский) выступил с инициативой о предоставлении помещений общеобразовательных учебных заведений для проведения занятий воскресных школ. Вопрос обсуждался на еженедельном селекторном совещании Департамента образования города Москвы в режиме он-лайн 6 ноября (по ссылке доступна видеозапись совещания – Ред.)

— Как будет реализовываться эта инициатива?

— Настоятели храмов будут проинформированы о возможности безвозмездной аренды классов. Затем нуждающиеся смогут обратиться с прошением в Управляющий совет ближайшего образовательного учреждения. Школы не обязаны предоставлять помещения, но если Совет школы одобрит инициативу, то школа направит заявку в Арендную комиссию для оформления безвозмездного пользования требуемыми помещениями учениками воскресных школы.

— Сколько в Москве воскресных школ, сколько из них нуждаются в помещениях?

— В ведении Московской городской епархии на данный момент находится 278 воскресных  школ и групп. Половина из них нуждаются в помещениях.

— Почему предоставлять аренду будут безвозмездно?

— На основании законодательных актов. Московский центр образовательного права по запросу Департамента образования подтвердил возможность безвозмездной аренды.

— Школы понесут какие-нибудь затраты в связи с этой инициативой?

— Школы только приобретут. Возможно, они будут приглашать педагогов из воскресных школ для преподавания курса ОПК в рамках общеобразовательной программы.

628896_html_m645c8062

Не проповедь, а обучение

На вопросы «Правмира» о цели проекта и о характере занятий в светских школах ответили в Отделе религиозного образования и катехизации Московской городской епархии:

Цель проекта – расширения области взаимодействия светских и воскресных школ с целью взаимной выгоды.

В связи с увеличением числа воскресных школ и расширением форм и видов их деятельности Отделом религиозного образования и катехизации Московской городской епархии совместно с Департаментом образования был проработан вопрос о возможности использования помещений общеобразовательных учреждений для проведения факультативных занятий приходских воскресных школ.

Занятия будут проходить по факультативным направлениями и не дублируют курс ОПК. К примеру, дети из воскресной школы смогут использовать спортивные залы для физической подготовки во внеурочное время.

Светский характер подразумевает, что занятия не носят специального вероучительного характера, а лишь позволяет школам проводить свои  кружки и секции на площадях общеобразовательных школ, при взаимном согласии.

Думается, что общеобразовательные школы смогут многое получить. Они смогут приглашать понравившихся преподавателей воскресных школ, которые обладают соответствующими компетенциями для проведения дополнительных занятий. Также это взаимодействие, несомненно, станет серьезным подспорьем для ведения школьного курса «Основы религиозных культур и светской этики», в особенности модуля «Основы православной культуры», который в этом учебном году уже изучает каждый третий четвероклассник.

Необходимо четко понимать, что изучение православной культуры – это ключ к пониманию целого блока гуманитарных дисциплин, таких как литература, мировая художественная культура, обществознания и пр., которые дети изучают в средней школе. Более того, культура православия открывает любому человеку богатейшее историческое наследие, дает возможность реально погрузиться в понимание столь обсуждаемого сегодня вопроса русского мира.

Самое же яркое и интересное, что может принести присутствие воскресной школы – это проведения самых различных мероприятий, приуроченных к таким праздникам, как Рождество, Пасха, День народного единства, святки, День славянской письменности и культуры и др.

Сотрудничество – взаимовыгодно

К чему может привести сотрудничество общеобразовательной школы с Русской Православной Церковью? Рассуждает Юрий Шичалин, филолог-классик, доктор философии, переводчик; директор основанного в 1990 году Греко-латинского кабинета, учредитель «Классической гимназии при Греко-латинском кабинете»:

— Если  московские общеобразовательные школы собираются предоставлять свои помещения для занятий воскресных школ и это происходит по взаимному согласию сторон, если найден способ взаимодействия, который подходит всем, то нет повода тревожиться.

Наоборот, нужно радоваться, если у москвичей возникает потребность избавиться от дикости в том, что касается Православия и Церкви. А раз существует потребность, значит, должна быть и форма, в которой на эту потребность можно откликнуться. Понятно, что здесь речи не должно быть ни о каком давлении с любой стороны.

Ну, а если представители других религий, конфессий захотят сделать то же самое, почему бы им не попробовать договориться? Я не вижу здесь проблемы: всё зависит от того, кто и как будет проявлять инициативу.

Договариваются же, например, в ВАКе мусульмане, иудеи, православные и буддисты, которые в течение многих лет благополучно работают вместе.

А для русской школы такое сотрудничество с Русской Православной Церковью пойдет лишь на пользу: школьники хоть немного узнают свою историю, смогут познакомиться с христианскими понятиями, на которых базируется вся европейская культура.

Юрий Шичалин. Фото: orthedu.ru

Юрий Шичалин. Фото: orthedu.ru

А что думают об этом в воскресных школах? Своим мнением с Правмиром поделился директор воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы на Городне Андрей Дамер:

— Православным христианам нужно не бояться, а уповать на Бога. Ведь Богу угодно, чтобы обычные школы также были причастны к православию. Образование как социальный институт общества в России оформилось в XII-XV вв. во многом благодаря православной Церкви. И даже на протяжении  XVIII- XIX вв. Церковь и государство сотрудничали в области образования.  Сейчас, к сожалению, разрыв между воскресными и общеобразовательными школами в плане религиозного образования огромный.

А свято место пусто не бывает. Если не будет сотрудничества общеобразовательных школ с местными приходами, то рано или поздно это место будет занято сектами. В преамбуле Федерального Закона «О свободе совести и религиозных  объединениях»  выделена «особая роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры».  Особое место Православия в России таким образом выделено законодательно.

Поэтому, если у воскресной школы нет помещения для занятий, наоборот хорошо, если появится сотрудничество между приходом и школой. Это будет плюсом для обычных школ. Есть сложности с выбором предмета Основы православной культуры (ОПК). По официальной статистике в Москве этот предмет выбирают 20%, а по неофициальной статистике – это всего лишь 1-2%. Одна из причин — незнание учителями средних школ основ Православия. Соседство с учителями воскресных школ позволит решить эту проблему. Педагоги быстро найдут общий язык. А для родителей появится возможность оставлять ребенка в школе после основных уроков (в субботу, например).

В любом случае, соседство двух образовательных институтов, государственного и церковного, пойдет на пользу обоим. У общеобразовательной школы будет возможность черпать силы из чистого источника воды, текущего в жизнь вечную (Ин. 4:14), а для преподавателей воскресной школы будет лишний стимул для методического совершенствования.

Без дискриминации

Не поставит ли приход православного священника в школу в неравное положение тех, кто исповедуют другие религии? Об этом мы решили спросить священника из поликонфессионального региона – Татарстана. Рассказывает иерей Виталий Ульянов, благочинный Высокогорского округа Казанской епархии:

Священник Виталий Ульянов

Священник Виталий Ульянов

— Я и Талгат хазрат Гайфуллин, имам-мухтасиб Высокогорского района  нередко вместе проводим  в школах района беседы, лекции для детей, классные часы. Один — два раза в месяц стараемся побывать во  всех школах в районе.

Местная администрация старается способствовать этому. Отдел образования по Высокгороскому району даже сам составляют приблизительный график, куда мы можем поехать и провести какую-либо беседу. Тему урока тоже может давать отдел образования. Мы что-то рассказываем, учащиеся делают по этой теме два – три доклада.  Мы задаём вопросы, нам задают вопросы – порой получается целая дискуссия.

Иногда священник и имам выступают вместе, если речь идёт о каких-то общечеловеческих ценностях. Например, о любви и уважении к другому человеку, о целомудрии, об отношении к старшим…

Если разговор об основах веры – то священник  и имам приходят или в разные классы или в разные дни. Священник, например, может рассказывать, что такое Церковь, каковы могут быть первые шаги человека в храме, о церковных Таинствах  и так далее. Стараемся проводить для желающих экскурсии в храм, показываем, как он устроен. Другие ученики, опять же, по желанию, направляются в мечеть с имамом. Никакого разногласия, противостояния в вопросах веры у нас нет.

Совсем недавно администрацией района было принято решение, чтобы как-то противостоять сектам, которые то и дело активизируются, еженедельно публиковать размышление православного священника и имама.

На местном телевидении – то же самое: один день будет выступать имам, другой – православный священник.

Постепенно устраивается работа и воскресных школ. Сейчас в районе будет строиться новое здание медресе и параллельно решили, что необходимо и новое здание воскресной школы.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Материалы по теме
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.