«Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему»

8-е воскресное евангелие на утрене – Ин 20:11–18 (зач. 64): В те дни Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. Сказав это, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! – что значит: «Учитель!» Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: «восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему». Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей.
«Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему»

На прошлой неделе мы слышали рассказ евангелиста Иоанна о том, как Мария Магдалина прибежала к Петру сообщить, что тело Учителя кто-то унес из гробницы. Петр, а с ним вместе и Иоанн, бегут к гробнице – и действительно не обнаруживают тела. После этого они идут домой.

Мария же, по всей видимости, прибежав вместе с ними (или придя позже, отдельно), никуда не ушла, но осталась чего-то ждать. Она стояла и плакала – и в какую-то минуту (не в первый раз, конечно) заглянула в гробницу. Казалось бы, что тут может быть нового? Навряд ли тело могло вновь появиться само. А если бы кто-то прошел мимо нее, она бы заметила. Но вот она заглядывает внутрь гроба – и вдруг видит двух сидящих ангелов. На их вопрос она произносит всё те же слова, с какими она прибежала к Петру утром этого дня: «унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его». В этот момент что-то заставляет ее обернуться.

И здесь мы второй раз сталкиваемся с ситуацией, когда ученик, ученица не узнают Иисуса (первый раз мы это видели у евангелиста Луки, когда двое шли в Эммаус). Клеопа и его спутник не узнали Иисуса, несмотря на то, что шли с Ним по дороге не один час, беседовали с Ним – т. е. и видели, и слышали Его, но, несмотря на всё это, не узнавали. Почему так происходило? – евангелист дает ответ: «глаза их были удержаны, так что они не узнали Его». Ответ, конечно, не вполне исчерпывающий, но одно ясно: это было не случайно – и, вероятно, входило в намерения Иисуса.

Здесь же, в случае с Магдалиной, причины могли быть иными. Во-первых, она не ожидала увидеть Учителя, хотя именно для этого, должно быть, и осталась у гробницы. Кроме того, она плакала – слёзы застили ей глаза. Может быть, ей пришлось смотреть на Иисуса против солнца. Но вместе с тем очевидно, что Иисус изменился. Он был таким же – и одновременно Он был иным.

Но вот Он обращается к Марии по имени – и в этот миг она узнает Его! Однако что же говорит ей Учитель в ответ на ее радостное восклицание «Раввуни!» и, очевидно, на попытку ухватиться за Его ноги, бросившись на землю? «Не прикасайся ко Мне!», – говорит Иисус. Можно подумать, что Он отталкивает свою преданную ученицу. Нет, конечно, это не так. «Не прикасайся ко Мне» (возможен вариант перевода «не удерживай Меня») – говоря это, Христос дает понять Марии, что Его смерть и воскресение – не просто трагическая история с неожиданно благополучным концом, после которой жизнь вновь пойдет своим чередом. Нет, теперь всё будет по-другому, и иными будут отношения Иисуса с Марией – да и со всеми людьми. «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему». Иисус должен взойти на Небо, ниспослать ученикам Духа – и вот тогда Он окончательно исполнит свою миссию, которая относится не к одним лишь апостолам и мироносицам и даже не к одному только избранному народу – но ко всей вселенной; и тогда возобновится Его общение с Марией, хотя оно и будет иным. А сейчас Мария не должна Его удерживать, не должна длить эту встречу – напротив, она должна бежать, чтобы возвестить братьям (заметим – братьям!) Иисуса Его слова: «восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему».

Это очень важные слова, но, кажется, мы обращаем на них слишком мало внимания. А ведь здесь Иисус ставит Себя на один уровень со всеми уверовавшими, а их (нас) – вровень с Собой. Да, Вышний, Творец неба и земли – это наш Бог; но Иисус, будучи Сыном Божьим и Богом, называет Его и своим Богом. Да, Господь – Отец Иисуса; но Он и наш Отец. Апостлов же, а через них и всех христиан, исполняющих Его заповеди, Иисус называет братьям и друзьями (Ин 15:14).

Думаю, будет правильно, если мы не будем здесь пускаться в многословные рассуждения, а предоставим читателю самому поразмыслить над словами Спасителя. Обрести такого брата, как Иисус, удостоиться дружбы Сына Божия – здесь есть над чем подумать, не правда ли? И есть чему порадоваться!

*   *   *

В субботу 5/18 января мы не услышим воскресного евангельского чтения, о котором у нас только что шла речь: вся воскресная служба отменяется из-за праздника Богоявления. Ближайшие дни, когда на воскресной утрене будет читаться евангельское повествование о явлении Спасителя Марии Магдалине, – это Неделя 5-я Великого поста (24 марта / 6 апреля) и Неделя о слепом (12/25 мая).

В качестве приложения приводим песнопения, соотносящиеся с евангельским чтением на утрене: воскресный ексапостиларий, его богородичен и евангельскую стихиру – в церковнославянском переводе и в русском переводе иером. Амвросия (Тимрота). Оригинал этих песнопений, а также сегодняшнего евангелия можно увидеть здесь.

Ексапостиларий:

Два Ангела видевши внутрь гроба, Мария удивляшеся,

и Христа не знающи, яко вертоградаря вопрошаше:

господи, где положил еси тело Иисуса моего?

Званием же Того познавши быти Самого Спаса,

слыша: не прикасайся Мне, ко Отцу отхожду,

рцы братии Моей.

Перевод:

Двух Ангелов увидев внутри гроба, Мария поражалась

и, Христа не узнавая, как садовника Его вопрошала:

«Господин, где положил ты тело Иисуса моего?»

Но по возгласу Его узнав, что это – Сам Спаситель,

услышала: «Не прикасайся ко Мне,

Яко Отцу отхожу, –

скажи об этом братьям Моим!»

Богородичен:

От Троицы родила еси, Отроковице,

единаго неизреченно, во двою естеству суща,

и сугуба действом и единаго ипостасию.

Того убо моли присно, о иже верою покланяющихся,

от всякаго навета вражия избавитися:

яко вси к Тебе ныне прибегаем,

Владычице Богородице.

Перевод:

Одного от Троицы Ты родила несказанно, Отроковица,

двойственного по естеству, двойственного по действию,

но единого по Ипостаси.

Моли же Его всегда о поклоняющихся Тебе с верою,

чтобы им от всякого коварства врага избавиться,

ибо мы все к Тебе ныне прибегаем,

Владычица Богородица.

Утренняя стихира:

Мариины слезы не всуе проливаются тепле,

се бо сподобися и учащих Ангелов,

и видения Самого Иисуса.

Но еще земная мудрствует, яко жена немощная:

темже и отсылается не прикасатися Христу.

Но обаче проповедница посылается Твоим учеником,

имже благовествование носящи,

еже ко Отеческому жребию восход возвещающи.

С неюже сподоби и нас явления Твоего, Владыко Господи.

Перевод:

Горячие слезы Марии

не напрасно проливаются;

ибо вот – она удостоена и наставления Ангелов,

и лицезрения Тебя, о Иисусе!

Но еще о земном она думает, как немощная женщина,

и потому прикоснуться к Тебе, Христе, не допускается;

однако же как провозвестница посылается к Твоим ученикам,

которым сообщила благую весть,

возвещая о восхождении Твоем к Отеческому наследию.

С нею удостой и нас явления Твоего,

Владыка Господи!

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
«Что тебе до того? Ты за Мной иди»

Христос произносит фразу, которая стала предметом размышлений и споров для многих поколений христиан...

Есть ли нам дело до радости Бога

И почему мы держимся за маленький клочок земли, отказываясь от всего мира

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: