«Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему»

8-е воскресное евангелие на утрене – Ин 20:11–18 (зач. 64): В те дни Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. Сказав это, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! – что значит: «Учитель!» Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: «восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему». Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей.
«Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему»

На прошлой неделе мы слышали рассказ евангелиста Иоанна о том, как Мария Магдалина прибежала к Петру сообщить, что тело Учителя кто-то унес из гробницы. Петр, а с ним вместе и Иоанн, бегут к гробнице – и действительно не обнаруживают тела. После этого они идут домой.

Мария же, по всей видимости, прибежав вместе с ними (или придя позже, отдельно), никуда не ушла, но осталась чего-то ждать. Она стояла и плакала – и в какую-то минуту (не в первый раз, конечно) заглянула в гробницу. Казалось бы, что тут может быть нового? Навряд ли тело могло вновь появиться само. А если бы кто-то прошел мимо нее, она бы заметила. Но вот она заглядывает внутрь гроба – и вдруг видит двух сидящих ангелов. На их вопрос она произносит всё те же слова, с какими она прибежала к Петру утром этого дня: «унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его». В этот момент что-то заставляет ее обернуться.

И здесь мы второй раз сталкиваемся с ситуацией, когда ученик, ученица не узнают Иисуса (первый раз мы это видели у евангелиста Луки, когда двое шли в Эммаус). Клеопа и его спутник не узнали Иисуса, несмотря на то, что шли с Ним по дороге не один час, беседовали с Ним – т. е. и видели, и слышали Его, но, несмотря на всё это, не узнавали. Почему так происходило? – евангелист дает ответ: «глаза их были удержаны, так что они не узнали Его». Ответ, конечно, не вполне исчерпывающий, но одно ясно: это было не случайно – и, вероятно, входило в намерения Иисуса.

Здесь же, в случае с Магдалиной, причины могли быть иными. Во-первых, она не ожидала увидеть Учителя, хотя именно для этого, должно быть, и осталась у гробницы. Кроме того, она плакала – слёзы застили ей глаза. Может быть, ей пришлось смотреть на Иисуса против солнца. Но вместе с тем очевидно, что Иисус изменился. Он был таким же – и одновременно Он был иным.

Но вот Он обращается к Марии по имени – и в этот миг она узнает Его! Однако что же говорит ей Учитель в ответ на ее радостное восклицание «Раввуни!» и, очевидно, на попытку ухватиться за Его ноги, бросившись на землю? «Не прикасайся ко Мне!», – говорит Иисус. Можно подумать, что Он отталкивает свою преданную ученицу. Нет, конечно, это не так. «Не прикасайся ко Мне» (возможен вариант перевода «не удерживай Меня») – говоря это, Христос дает понять Марии, что Его смерть и воскресение – не просто трагическая история с неожиданно благополучным концом, после которой жизнь вновь пойдет своим чередом. Нет, теперь всё будет по-другому, и иными будут отношения Иисуса с Марией – да и со всеми людьми. «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему». Иисус должен взойти на Небо, ниспослать ученикам Духа – и вот тогда Он окончательно исполнит свою миссию, которая относится не к одним лишь апостолам и мироносицам и даже не к одному только избранному народу – но ко всей вселенной; и тогда возобновится Его общение с Марией, хотя оно и будет иным. А сейчас Мария не должна Его удерживать, не должна длить эту встречу – напротив, она должна бежать, чтобы возвестить братьям (заметим – братьям!) Иисуса Его слова: «восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему».

Это очень важные слова, но, кажется, мы обращаем на них слишком мало внимания. А ведь здесь Иисус ставит Себя на один уровень со всеми уверовавшими, а их (нас) – вровень с Собой. Да, Вышний, Творец неба и земли – это наш Бог; но Иисус, будучи Сыном Божьим и Богом, называет Его и своим Богом. Да, Господь – Отец Иисуса; но Он и наш Отец. Апостлов же, а через них и всех христиан, исполняющих Его заповеди, Иисус называет братьям и друзьями (Ин 15:14).

Думаю, будет правильно, если мы не будем здесь пускаться в многословные рассуждения, а предоставим читателю самому поразмыслить над словами Спасителя. Обрести такого брата, как Иисус, удостоиться дружбы Сына Божия – здесь есть над чем подумать, не правда ли? И есть чему порадоваться!

*   *   *

В субботу 5/18 января мы не услышим воскресного евангельского чтения, о котором у нас только что шла речь: вся воскресная служба отменяется из-за праздника Богоявления. Ближайшие дни, когда на воскресной утрене будет читаться евангельское повествование о явлении Спасителя Марии Магдалине, – это Неделя 5-я Великого поста (24 марта / 6 апреля) и Неделя о слепом (12/25 мая).

В качестве приложения приводим песнопения, соотносящиеся с евангельским чтением на утрене: воскресный ексапостиларий, его богородичен и евангельскую стихиру – в церковнославянском переводе и в русском переводе иером. Амвросия (Тимрота). Оригинал этих песнопений, а также сегодняшнего евангелия можно увидеть здесь.

Ексапостиларий:

Два Ангела видевши внутрь гроба, Мария удивляшеся,

и Христа не знающи, яко вертоградаря вопрошаше:

господи, где положил еси тело Иисуса моего?

Званием же Того познавши быти Самого Спаса,

слыша: не прикасайся Мне, ко Отцу отхожду,

рцы братии Моей.

Перевод:

Двух Ангелов увидев внутри гроба, Мария поражалась

и, Христа не узнавая, как садовника Его вопрошала:

«Господин, где положил ты тело Иисуса моего?»

Но по возгласу Его узнав, что это – Сам Спаситель,

услышала: «Не прикасайся ко Мне,

Яко Отцу отхожу, –

скажи об этом братьям Моим!»

Богородичен:

От Троицы родила еси, Отроковице,

единаго неизреченно, во двою естеству суща,

и сугуба действом и единаго ипостасию.

Того убо моли присно, о иже верою покланяющихся,

от всякаго навета вражия избавитися:

яко вси к Тебе ныне прибегаем,

Владычице Богородице.

Перевод:

Одного от Троицы Ты родила несказанно, Отроковица,

двойственного по естеству, двойственного по действию,

но единого по Ипостаси.

Моли же Его всегда о поклоняющихся Тебе с верою,

чтобы им от всякого коварства врага избавиться,

ибо мы все к Тебе ныне прибегаем,

Владычица Богородица.

Утренняя стихира:

Мариины слезы не всуе проливаются тепле,

се бо сподобися и учащих Ангелов,

и видения Самого Иисуса.

Но еще земная мудрствует, яко жена немощная:

темже и отсылается не прикасатися Христу.

Но обаче проповедница посылается Твоим учеником,

имже благовествование носящи,

еже ко Отеческому жребию восход возвещающи.

С неюже сподоби и нас явления Твоего, Владыко Господи.

Перевод:

Горячие слезы Марии

не напрасно проливаются;

ибо вот – она удостоена и наставления Ангелов,

и лицезрения Тебя, о Иисусе!

Но еще о земном она думает, как немощная женщина,

и потому прикоснуться к Тебе, Христе, не допускается;

однако же как провозвестница посылается к Твоим ученикам,

которым сообщила благую весть,

возвещая о восхождении Твоем к Отеческому наследию.

С нею удостой и нас явления Твоего,

Владыка Господи!

Помоги Правмиру
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
«Что тебе до того? Ты за Мной иди»

Христос произносит фразу, которая стала предметом размышлений и споров для многих поколений христиан...

Христу нужны друзья

Друг – дар Божий. Друг – сокровище сердца

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!