Воздвижение Креста Господня: Сим победиши!

|

Святой преподобный Марк Подвижник говорит, что по причине рассеянной жизни и беспечности о душе мы впадаем в грех духовного забвения. Главная опасность этого греха в том, что он незаметен.

В самом деле, как можно сетовать или радоваться о том, чего мы не осознаём, о том, чего как бы не существует потому, что мы об этом не помним? Но воспоминание, как противоположность забвению, в духовном смысле не означает просто осознание того или иного факта, но непременно и полноту его духовного осмысления и переживания. Вот что именуется воспоминанием в духовном смысле, и именно о таком «воспоминании» говорит Господь, призывая нас, к примеру, совершать Евхаристию.

Такое воспоминание возводит нас не в область минувшего, а – непостижимым и чудесным образом – в область настоящего, но не того, бытового, житейского, к которому мы привыкли, а настоящего в его духовном, вечном значении. Так что воспоминание о том или ином событии Священной истории означает, что мы становимся тайнозрителями и соучастниками этого события в вечности.

Праздник Воздвижения Креста Господня исторически имеет, если можно так сказать, трёхсоставную форму. Во-первых, мы вспоминаем в этот день событие обретения, обнаружения Всечестного и Животворящего Креста в Иерусалиме достоблаженной матушкой императора Константина Великого – святой царицей Еленой.

Как известно, в 326-году она прибыла в Иерусалим с горячим желанием отыскать Крест Господень. По указанию старого иудея был тогда разрушен храм Венеры, построенный над Голгофой ещё во времена императора Адриана. Под развалинами капища были обнаружены три креста, и чтобы понять, на каком из этих них был распят Господь, патриарх Макарий повелел приложить поочерёдно три креста к покойнику.

От прикосновения одного из крестов усопший воскрес. Это чудо привлекло такое множество народа, желающего увидеть Животворящий Крест, что его пришлось воздвигать (поднимать), откуда и произошло название праздника.

Второе событие, связанное с Крестом Господним произошло через десять лет. 13 сентября 335 года был освящён величественный храм Воскресения, воздвигнутый по повелению императора Константина над местом страдания, смерти и воскресения Господа нашего Иисуса Христа. На следующий день было определено праздновать день Воздвижения Креста Господня.

Ну а третье воспоминание связано с событиями, произошедшими в 7 веке. Тогда персидский царь Хозрой разрушил Иерусалим и «пленил» Честной Крест Господень, который был увезён в Персию и пробыл там 14 лет, пока при императоре Ираклии не был возвращён с почётом на прежнее место. И снова это произошло в тот день, когда православные праздновали день Воздвижения Креста Господня.

Такова историческая канва нынешнего праздника, но главный, глубинный смысл его состоит, конечно, в том, чтобы нам снова и снова, устремившись сердцам горе, проникнуться осознанием величия жертвы, принесенной нашего ради спасения на Крестном древе.

Слишком часто и легко мы забываем, от какой невообразимой муки, тоски и ужаса избавил нас Господь, только бы мы сами захотели принять этот благословенный дар, дар избавления, дар жизни вечной – радостной и святой. А для этого всем нам – именующим себя христианами – нужно с помощью Божией и каждому в меру собственной немощи стать сострадальцами Господа, чтобы затем стать и соучастниками Его радости, как об этом и говорит апостол Павел: «Если мы с Ним умерли, то с Ним и оживём; если терпим, то с Ним и царствовать будем» (2 Тим. 11, 12).

Забываем мы, увы, забываем, что таинство Крещения, кроме собственно духовного рождения, означает ещё добровольное участие в страданиях и смерти Иисуса Христа, и для нас это участие становится возможным только тогда, когда мы сознательно, волей своей распинаемся греху.

Помним о том, что есть грех, чего нужно остерегаться, сторониться, избегать, с чем нужно бороться в душе не «по понятиям» этого больного и суетного мира, а по закону Божьему, по Его правде. И только тогда мы участвуем в страданиях Христа, когда, отвращаясь от зла, сознательно и последовательно творим благо – то есть живём по-христиански, думаем, говорим и поступаем так, как учит Господь.

Как бы трудно, невыгодно и чревато скорбями это ни было – вот в этом и состоит наше со-распятие Господу. В этом и состоит наше участие (пусть малое, но реальное) в Его страданиях, в этом заключается истинное исповедание нашей веры, и именно такой жизнью мы приобщаемся постоянному, а не разовому, реальному, а не символическому Воздвижению Креста Господня. Потому что в духовном смысле Воздвижение Креста, конечно, означает провозглашение победы добра над злом, света над тьмой, вечной благодатной жизни над смертью.

Читайте также:

Воздвижение Креста Господня: Голгофское таинство

Воздвижение Креста Господня: не бесплодно ли наше страдание?

Воздвижение Креста Господня: ИКОНЫ

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Не только обретение Креста, но и его потеря

Спрашивается, зачем мы пытаемся спастись? Чтобы снова сесть у телевизора?

Каков ты, крест священника?

«А с креста, сказано, не сходят, с него снимают!»

День Господень настал – во тьме и на Кресте

Что это значит – умереть жертвенной смертью?

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: