«Возлюби любящую, праведно ненавидимую». Вечерня Великой Среды (+аудио)

Протоиерей Сергий Правдолюбов, настоятель храма Святой Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве, в беседах с прихожанами говорит о глубине, смыслах богослужений и Евангельских чтений дней Страстной Седмицы.

Беседа протоиерея Сергия Правдолюбова о вечерне Великой Среды

Умная Кассия

На вечерне Великой Среды мы слышим стихиры о блуднице. Песнопения прекрасные. И написала эти стихиры женщина, одна из самых чудесных и прекрасных красавиц Византии. Инокиня Кассия (род. около 810 г.). Очень интересная женщина. Она жила в IX веке. Заметьте, между прочим, IX век. Простите, уже всё написано: и Андрей Критский создал свои творения, и Иоанн Дамаскин всё написал, и Косма Маюмский, и Феодор Студит уже успел скончаться…

И после всех этих песнотворцев, гениальных песнотворцев, инокиня Кассия сумела так сказать и так написать, что ее произведения вошли в богослужение уже после всех этих замечательных песнотворцев. В Греческой Церкви она прославлена как святая, а в нашем календаре ее нет, но у нас в храме на клиросе она изображена, певчие на нее смотрят и радуются. Потому что эта женщина написала удивительные песнопения! Она сумела написать начало канона Великой Субботы, с совершенно невероятным песнопением и ирмосом: «Волною морскою».

Касия, или Кассия с двумя «с», или Икосия – ее имя у нас по-разному произносится. Кратко о ней. Она была дочерью знаменитых родителей. Точные даты ее жития неизвестны, но это не важно, это был IX век. Почти весь корпус богослужебных текстов был уже составлен, как вдруг появляется такая дивная, удивительная, прекрасная девушка, которая внесла свой вклад в богослужение, и очень даже мощный.

Эта девушка прекрасного происхождения была одной из лучших, знаменитых и умных девиц Византии, которые предназначались в жены императору. Император (Феофил, +842) был не женат, и устроил смотр невест…

Вот когда начались конкурсы красоты. Было очень трудно найти не просто красавицу, но еще чтобы она была и верующая, и молитвенная, и смиренная. И вот было устроено такое мероприятие: было отдано повеление по всей Византии – в разных областях, в разных городах – искать невесту для императора. Кассия была жительницей Константинополя, и была из очень знатной семьи. Но невесту пошли искать по всем провинциям.

Не только из Константинополя, из разных концов империи привезли в столицу множество-множество-множество красавиц-девиц. Конечно, советники императора смотрели, вглядывались, думали, боялись: «Эта девушка ведь будет императрицей, а вдруг она потом мне голову оторвет, если я что-то плохо сделаю по отношению к ней?» Они имели такт и старались относиться к потенциальным невестам нормально.

И наконец, их построили в шеренгу, выпустили императора. Он держал в руке золотое яблоко, чтобы в знак любви отдать его своей избраннице. И вот император пошел вдоль ряда, стал смотреть. Смотрит, вглядывается, смотрит, вглядывается.

И остановился напротив Кассии. И он был не дурак, император, он решил быстро протестировать, насколько она умна, и он сказал Кассии: «Всё зло произошло от женщины». Вот если бы Кассия была бы еще немножко умнее (я грешу против Кассии, нехорошо), она могла бы сыграть, она должна была бы покраснеть, потупиться и сказать: «Ой, я ничего не знаю…» и всё прочее.

А она, она же умная была! Она не удержалась и ответила: «Да! Но и всё добро произошло от женщины», имея в виду Пресвятую Богородицу. Император так испугался, что решительно сделал шаг вперед, дальше. Почему? Он понял: она будет управлять империей. Он испугался: слишком умная.

«Ох уж эти мужчины!»

И вот дальше (это лично мое предположение, не приписывайте дорогой нашей инокине Кассии, что отец Сергий ее оклеветал среди московской северной страны) мне кажется: всё-таки всю жизнь ее точила мысль, что она могла бы быть императрицей, а не получилось, вот кто ее за язык тянул? Ну покраснела бы, потупилась, и стала бы императрицей. А она твердо ответила: «Пресвятая Богородица. Зато и всё добро произошло от Богородицы. От женщины, от Жены».

Еще интересный факт. Мне один батюшка подсказал, кажется, отец Максим Козлов. Вот мы знаем историю Филарета Милостивого, который настолько был милостив, что бедную свою жену довел до тяжелого состояния, и она,  бедная, не знала, куда вообще деваться, и что делать с ним – так вот обнищали окончательно.

Святой Филарет Милостивый

Святой Филарет Милостивый

И вот на таких смотринах, сделав шаг вперед, император остановился против дочки Филарета Милостивого и взял ее в жены. О! То есть, как интересно. Император прошел вдоль ряда, увидел девушку, понял, что вот эта – не такая уж очень умная и не заткнет меня за пояс. Он взял ее в жены, и благодаря этому она стала императрицей всей Византии, а Филарет Милостивый был вознагражден за свою неумеренную и ужасающую щедрость.

Вернемся к инокине Кассии. Она, конечно, пошла в монахини. Ну, если такой ум, куда его девать? Только в монахини. И что было после этого? Она не оставляла литературных своих трудов, она писала некоторые поэтические произведения. И, как пишет один ученый, специалист, иногда в текстах она давала волю своему презрению к мужчинам…

У нее осталась некоторая обида: «Ну, что с мужчин взять?! Если они не понимают, где настоящая красота женщины, что умные женщины могут быть императрицами». И, как пишут в хрестоматии по византийской литературе, она могла свое отношение выразить в стихотворении, состоящем из целой серии междометий: «Увы и ах!», «И ох, ах, ах!», «И что с ними делать?», «Ох уж эти мужчины!» В такие слова и междометия она вкладывала свое восприятие: «Ох уж эти мужчины, которые не ценят женского ума, боятся его».

Ужасно выносить глупца суждения,

До крайности ужасно, коль в почете он;

Но если он – юнец из дома царского, –

Вот это уж доподлинно «увы и ах».

Хрестоматия Виз. литературы. М., 1968. С. 319.

«Твое ощутившая Божество»

Так вот, этой умной инокине Кассии принадлежит несколько песнопений и канон Великой Субботы, первые четыре песни. И хочу сказать, это знаменитые песнопения!

А. Кастальский. “Августу единоначальствующу на земли…”

«Августу единоначальствующу на земли / Многоначалие человеков преста,

И Тебе, вочеловечшуся от Чистыя, / Многобожие идолов упразднися.

Под единем царством мирским грады быша, / И во едино владычество Божества языцы вероваша».

То есть, когда Христос воплотился, кончилось многобожие и разнообразие народных верований. Единым Августом, Царем стал Господь Иисус Христос, Он пришел на землю и открыл истинное знание Бога, в Которого поверили бывшие язычники.

А на Великую Среду Кассия, будучи монахиней, и, я думаю, монахиней не формальной, настоящей монахиней, как сильно она написала о блуднице, как почувствовала вот эту покаянную силу блудницы… Эту стихиру, конечно, надо слушать в церкви! Только во время службы можно почувствовать внутреннее отношение инокини Кассии к событию Великой Среды.

Вот такая у нее стихира:

Тебе Девыя Сына, / блудница познавши Бога, / глаголаше, в плачи молящися, / яко слез достойная соделавшая: / разреши долг, якоже и аз власы: / возлюби любящую, праведно ненавидимую, / и близ мытарей Тебе проповем, / Благодетелю Человеколюбче.

То есть разреши мой долг перед Тобой, как я разрешила, то есть распустила волосы. «Распустить волосы» – это, во-первых, признак блудницы, а во-вторых, это – знак покаяния. Почему с открытыми волосами в церковь не ходят? Это древний знак блудницы, нельзя быть с распущенными волосами. Красота волос может сильно соблазнять.

А в сильном душевном волнении платок падает с головы, ей уже не до платка, про женщину говорят тогда, что она «опростоволосилась». Блудница, не стесняясь своей принадлежности к такой профессии, в сильном душевном волнении от покаяния распустила свои волосы.

И она эти волосы употребила на то, чтобы вытереть ноги Господа Иисуса Христа, а потом их святым миром помазать, и своими слезами омочить. Так она распустила волосы: «Отпусти мне грехи, разреши долг. Возлюби любящую, праведно ненавидимую, и близ мытарей Тебе проповем, Благодетелю Человеколюбче».

Какое четкое и яркое выражение – мытари и блудницы ждут вас в Царствии Небесном. Блудницы и мытари, кающиеся предваряют и ждут нас в Царствии Небесном.

На «Слава и ныне» другая стихира:

Хор Оптиной пустыни. «Господи, во многие грехи впавшая жена»

«Господи, во многие грехи впавшая жена, / Твое ощутившая Божество, / мироносицы служение взяв на себя, / с рыданием мvро Тебе прежде погребения приносит, – / «Увы мне», возглашая, – / «ибо ночью для меня является страсть невоздержания, / мрачной и безлунной – любовь к греху! / Прими мои источники слез, / из облаков изводящий воду моря. / Приклонись к моим стенаниям сердечным, / приклонивший небеса неизреченным Твоим самоумалением. / Буду лобызать пречистые Твои ноги, / и еще отру их головы моей кудрями, / – те, шум от которых Ева в раю после полудня, / услышав ушами своими, в страхе скрылась. / Грехов моих множество и судов Твоих бездну кто исследует? / Спасающий души, Спаситель мой, / меня, рабу Твою, не презри, / Имеющий безмерную милость!»

Я рекомендую заранее прочитывать, просматривать тексты богослужений. Конечно, когда стоишь в церкви, совсем всё по-другому воспринимается, но ум наш требует немножечко побольше внимания к этим песнопениям.

Простите мя, отцы и братие!

И вот в Великую Среду кончается Литургия Преждеосвященных Даров, читается молитва: «Владыка многомилостивый, Господи Иисусе Христе, Боже наш…» Молитва обычная, литийная: «Помилуй нас и спаси души наша, яко Благ и Человеколюбец». А потом батюшка кланяется в сторону народа и говорит замечательные слова: «Простите мя, отцы и братие! Помолитесь о мне грешном. Простите мне всё, что я согрешил за эту Четыредесятницу». А в конце литургии последний раз читается торжественно вслух молитва Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего…»

И здесь уже все великопостные молитвы заканчиваются. Всё. Наступает время и действо Великого Четверга.

По материалам аудиодиска «Богослужения Великого поста. Беседы протоиерея Сергия Правдолюбова». (Редактор и звукорежиссер – Николай Бульчук. Диск рекомендован к публикации Издательским Советом РПЦ МП; протокол № 20 от 31 октября 2013 г. (ИС 13-320-2512)). В основу аудиодиска легли беседы отца Сергия Правдолюбова с прихожанами храма Святой Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве в январе-марте 2011 года.

Подготовка текста прот. Сергий Правдолюбов, Алиса Струкова

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
«Вечери Твоея Тайныя днесь». Литургия Великого Четверга (+аудио)

Херувимы и Серафимы взирают и не понимают, почему Бог так милостив к нам, почему Он нас…

Первые три дня Страстной седмицы… Небесные колеса, мудрые девы и настоящий ладан (+аудио)

«Переживая первые три дня Страстной Седмицы…» Беседа Протоиерея Сергия Правдолюбова Bидех видения Божия Великий Понедельник. На…

Брошу институт и в монастырь!

«Это у тебя гордыня, что ты отличница! Женщине этого не надо! Это грех! Бросай свой институт!»