Вручить друг другу свои жизни

Богу слова молитв известны. Священник их читал сотни раз. Жених с невестой ничего не могут уловить в такой скороговорке. И для кого свершается служба? Вы бы стали говорить скороговоркой с человеком, который вам дорог? А с Богом можно? Священник Константин Камышанов – о венчании.

Я хотел бы знать, чему у вас в бурсе учат: тому ли самому, что и дьяк читает в церкви, или чему другому?
   Не спрашивай! говорил протяжно резонер, пусть его там будет, как было. Бог уж знает, как нужно; Бог все знает.
(Н.В.Гоголь)

Кому я тараторю слова?

Протоиерей Константин Камышанов

Протоиерей Константин Камышанов

До священства я часто бывал на венчаниях. Душа ощущала таинство, сердце горело, а ум изнывал от скуки. Интереса хватало на десять минут, а потом давала о себе знать спина и подкатывал сон.

Батюшка совершает маневры, говорит что-то такое загадочное и демонстрирует неожиданные повороты. Каждое слово, в отдельности, понятно. Два тоже. Три понять труднее. Предложения кажутся не связанным набором эмоциональных поэтических строк.

И я, как и народ, томился и думал, что пусть священник делает все как знает. Всего постичь нельзя, один Бог знает, что и к чему, и как тайна проецируется на язык. Пусть батюшка вяжет узлы судьбы на небе, а мы постоим и подождем, пока он договорится с Богом. Зачем лезть в эти тайны? Служба не так уж длинна, чтобы устать или заснуть на ходу

Венчание занимает минут сорок. Если включить режим «мастер-класс», то можно уложиться в 25 минут. Суперпрофессионализм – молотить слова так, чтобы читать на пределе возможностей и каждое слово было бы отчетливо слышно. Дикция – великое дело.

К сожалению, великие и богодухновенные слова превращаются в обои или накат валиком. То, о чем беседовал Давид с Богом в своих псалмах, читается скороговоркой. Певчие не успевают соображать драмы, а народ не может понять этот рэп.

Богу слова молитв известны. Священник их читал сотни раз. Жених с невестой ничего не могут уловить в такой скороговорке. И для кого свершается служба?

Вы бы стали говорить  скороговоркой с человеком, который вам дорог? А с Богом можно?

Кому нужна служба?

Богу? Нет. Он все знает.

Священнику? Нет. Он только свидетель при таинстве.

Служба нужна людям. А если люди ничего не понимают, то кому я тараторю слова?

Фото: Дмитрий Дубовцев / oaktime.livejournal.com/

Фото: Дмитрий Дубовцев / oaktime.livejournal.com

Разве можно так небрежно относиться к слову? Служба не может быть украшена молитвой, как стена обоями. В ней должна читаться драматургия смыслов.

По ходу службы слежу, чтобы не грустнели, и если вешают нос или переминаются с ноги на ногу, стараюсь оживить их внимание и проповедовать небольшими вставками слов или пояснением на русском языке.

Люди должны знать текст и смысл своего личного Договора с Богом. Пользоваться его благами и осознавать ответственность.

Хотя бы, по крайней мере, слышать Бога сердцем и таинственно внимать Ему, и радоваться вместе с Ним.

На самом деле, все просто.

Последование обручения

Почти все службы Церкви — это конспект истории Бога и человека.

Венчание состоит из двух блоков.

Первый – Обручение. Содержание его – в приготовлении к таинству: внутреннее согласие пред Богом, пост, приобретение колец и брачных одежд. Само обручение символизирует благословение природного соединения мужа и жены, установленное Богом в Раю, в древний образ Адама и Евы. Оно благословляет земной союз мужа и жены.

Второй – Венчание.  Это благословение духовного союза и вмешательство в ход службы Самого Бога. Венчание благословляет небесный союз супругов.

Как и любое таинство, венчание состоит из части, которую выполняет человек, и части, в которой служит Сам Бог. Обручение – наша часть. Венчание – Божье дело.

Фото: Дмитрий Дубовцев / oaktime.livejournal.com

Фото: Дмитрий Дубовцев / oaktime.livejournal.com

Обручение

Священник трижды осеняет новобрачных зажженными свечами и дает их в руки жениху и невесте.

Как возник огонь этих свечей из воздуха храма, так однажды возник человек из Божественной персти. Эти две свечи – в напоминание о светоносном райском состоянии души.

Бог создал мир и человека. И был Адам в Раю один с животными, но не нашел среди них друга.

И Господь создал ему Еву.

Адам – значит человек. А Ева означает жизнь. И были они благословлены Духом Святым, как вы сейчас благословляетесь этими свечами.

Адам и Ева. Мозайка в храме

Адам и Ева. Мозайка в храме

Благословение свечами напомнило о месте человека перед Богом. А последующая ектенья напоминает о месте человека в мире. 

В древние времена достаточно было обменяться кольцами при свидетелях. В христианстве обручение – только предварительное условие венчания. Это первая мирская ступень брака, усвоенная Церковью.

Муж и жена заключают друг с другом и с Богом договор о верности друг другу. Обручившись, они вместе с кольцом вручают друг другу свои жизни.

Кольца – символ вечности и непрерывности союза.

Далее священник молится:

Господи Боже наш, Церковь… с Собою предобручивый…

12311064_979419665465076_123123189742640355_n

Ангел

Внутри Троицы существует союз трех ипостасных лиц. На всем мире лежит печать Бога. Печать троичности наложена на все, что есть в мире. Троица – прообраз всякого жизненного союза. Троичны отношения Бога к Церкви, троичны отношения Церкви к миру, троичны отношения мужа и жены. Когда супруги добровольно принимают на себя образ Бога, уподобляясь Троице, тогда они, по слову молитвы, становятся законными наследниками своего небесного Отца.

В следующей молитве священник просит Бога благословить принятие перстней и дать супругам ангела, который будет предшествовать во все дни жизни.

Благословение перстней и дарение ангела, однако, не таинство. Таинство ждет нас дальше.

Венчание

Муж и жена переходят от врат храма в то место храма, которое символизирует Рай.

При этом, от их лица, певчие поют:

– Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе, – и добавляют от лица Церкви напоминание о благах, которые Господь уготовал идущим к Нему.

По сути дела, текст псалма 127 – это текст договора между Богом и человеком. Бог дает нам все: от блаженства до детей, а от нас требуется только «слава Богу».

Хорошо и трудно быть женихом и невестой. Хорошо, что Бог и люди обнимают.

Плохо, что за хлопотами, как за деревьями леса не видать. Трудно все вместить, когда молодой. А когда старый, уже поздно.

Поэтому договор с Богом требует толкования священника, выступающего в данном случае нотариусом Высоких договаривающихся сторон.

Священник говорит Поучение

Полнота счастья может быть только в подобии Богу. Бог есть Троица. Семья – подобие Троицы.

Богоугодная жизнь в браке – это совместный путь к Богу благочестивой жены и добродетельного мужа. Благочестивых людей Бог снабжает в браке Своим даром любви.

Любовь – дар Божий. Любовь – это жизнь в Боге. Она рождается только тогда, когда человек живет и поступает по Богу. Хранение любви – это хранение в себе Бога.

Когда муж и жена видят друг в друге Бога, между ними не может быть розни. Когда они видят друг в друге себя и ищут своего, брак умирает и становится сожительством по нужде или по расчету.

Добрая жена – дар Божий. Любя Бога, жена видит образ Божий в муже.

Добрый муж – благословение Господне. Любя Бога, муж видит образ Божий в жене.

В таинстве брака человек венчается с человеком в образ райского духовного совершенства.

Готова ли ты, жена, взять этого мужа как помощника на пути в царство Божие?

Готов ли ты, муж, иметь помощницей эту жену на пути к Богу?

Да благословит Бог ваше решение, вашу веру, надежду и любовь.

И после согласия мужа и жены взять друг друга в супруги священник благословляет Царство небесное, в которое идут новобрачные, славит Бога и Его милости, щедрость и державу.

Возложение венцов

В крещении венчается естество человека.

В миропомазании венчается душа человека.

В причащении человек венчается с Церковью.

Венчание – венец всем таинствам. Венчаются в ту славу, в которую Бог венчал человека в Раю.

Слава Божия есть вещь духовная. Цель брака – уподобление Богу обоих супругов, при помощи друг друга.

Фото: Дмитрий Дубовцев / oaktime.livejournal.com

Фото: Дмитрий Дубовцев / oaktime.livejournal.com

Венцы возлагаются человеку в напоминание того, что он венец природы.

Венцы возлагаются человеку в напоминание того, что он венчан на Царство небесное.

Венцы возлагаются человеку в напоминание того, что он родня царю и Богу, и Его наследник.

Через пять минут венцы из латуни снимут с глав новобрачных. Но на них останутся невидимые венцы славы Божией, которые никто и ничто не может снять, кроме греха.

Борьба греха со святостью увенчивается мученическим венцом. Человек с трудами должен оторвать от себя грех – то, что губит его, уничтожает его славу, лишает Царства небесного.

Грешному человеку святость кажется смертью. Ему больно и жалко расставаться с грехом, в котором он видит свою свободу. Но эта свобода от сатаны, а не от Бога. В ней страдание и несчастье. А Бог венчает нас на счастье и радость.

Эти венцы – венцы счастья и святости.

Бог надеялся, что вы примете эти венцы, и вы позволили возложить их себе на главу. Видя то, что вы готовы назвать наследниками Царства Божия и его детьми, Он благоволит преподать вам таинство:

Господи, Боже наш, венчай их славою и честью

просит Господа священник, и в эти секунды души мужа и жены становятся одной плотью в подобие Троицы. Дух Святой соединяет души небесным союзом, и они, в подобие Божие, становятся плотью единой, неслиянной и нераздельной.

Послание Апостола Павла

В нем камень преткновения: «Жена да боится мужа своего».

Брак в духе имеет природные свойства любви страха. Любовь в духе совсем не то, что любовь в теле. И страх Божий не то же самое, что страх плотской.

Мы рабы Любви.

Иго любви легко и приятно. Человек зависит либо от любви, либо от греха. Либо от себя, либо от Бога.

Страх Божий – это страх потерять Его любовь. Это страх оказаться недостойным Его любви.

Страх в честном браке, похожий на страх Божий – боязнь потерять свою любовь или любовь супруга, оказаться недостойным любви человека, данного тебе Богом.

Это не страх, а скорее трепет. Животный страх унижает и разрушает. Божий страх заставляет человека святиться и созидать в себе образ святости.

Евангелие от Иоанна

Христос сравнивает Царство Божие с браком. Христос первое чудо сотворил на браке в Кане Галилейской.

Смысл чуда в том, что по молитве или просьбе человека Бог преображает естество. Он силен превратить воду в вино. Он также силен превратить воду наших холодных отношений к человеку в вино любви. И самих нас в ангелов. И Он это делает, если мы согласны и разрешаем Ему это сделать.

Фото: Дмитрий Дубовцев / oaktime.livejournal.com

Фото: Дмитрий Дубовцев / oaktime.livejournal.com

Если вдруг случится такое, что муж и жена потеряют любовь, и их отношения превратятся в холодную воду, то стоит вспомнить свой завет с Богом и это Евангелие, и попросить Бога превратить воду отношений в вино любви и радости.

И приносится чаша вина, как на пире в Кане Галилейской.

Раньше брак и литургия были нераздельны. И, в подобие вкушения Святых Даров, Церковь причащает супругов малым причастием, вином церковным, вином любви и вином радости.

И по просьбе священника Сам Бог благословляет Духом эту общую чашу.

Принимайте всегда эту чашу. Не отказывайте себе в удовольствии начать брачный пир с Богом уже сейчас.

Наше венчание – это наш малый брак в Кане Галилейской.

Наше венчание – это первый момент грандиозного грядущего Пасхального вселенского пира, длиной в вечность.

А что? Хорошее начало.

Примите благословение и грядите в Царство Небесное, любя друг друга, радуясь друг другу и все время узнавая Бога друг в друге.

Фото: Елизавета Рязанцева / http://lizi.photos

Фото: Елизавета Рязанцева / http://lizi.photos

 

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Будь верующим… Но не до такой же степени!

Я гулял, пил, буянил, ходил по ночным клубам, гонял на мотоциклах, у меня было множество подружек...

Женись на ней, она церковная! – Но я же ее не люблю!

Радуйтесь своей семье! Радуйтесь тому, что она у вас есть, потому что вам оказана большая честь

«Надо сначала не половинку искать, а себя найти»

Не стоит пытаться найти любовь любой ценой