Всемирный день больного

|

Наш календарь переполнен праздниками. Каких только нет – и церковных, и светских!..  Заглянув  на досуге в календарь памятных дат, мы не можем  не изумиться тому  разнообразию  аспектов человеческого бытования в мире, на которые предлагается  обратить внимание в  «красные»  дни.

11 февраля, например, в международном календаре  – Всемирный день больного.  Учрежден он был  в 1992 году по инициативе папы Иоанна Павла II. Устанавливая эту дату как знак внимания к проблемам больных людей (а что такое болеть,  папа знал не понаслышке: за год до того врачи поставили ему тяжелый диагноз – болезнь Альцгеймера), он определил цель праздника так:

«…дать почувствовать сотрудникам многочисленных медицинских католических организаций, верующим, всему гражданскому обществу необходимость обеспечения лучшего ухода за больными и немощными, облегчения их страданий». 

Дата  11 февраля также была выбрана неслучайно :  в древности  в этот день произошло чудо исцеления больных при явлении Божией Матери во французском местечке Лурд. С тех пор почитание Богоматери Лурдской  стало на Западе церковной  традицией, а в международном календаре появился Всемирный день больного.

photosight.ru. Фото: Максим Слепов

Кому ж из нас, россиян,  не близок этот день! Болеем мы все, в той или иной мере, и старики, и взрослые, и малые дети.  Бывая в больнице или роддоме, видя, как почти каждый ребенок рождается с той или иной болячкой (иногда такой сложной и редкой , что и названия  ее лет тридцать  назад  не слыхивали), а то и с целым букетом, как дети  воцерковленных   родителей  по рождении  зачастую  сначала попадают  на   круги больничных  мытарств , а после, принесенные на крещение, плачут и боятся священника, принимая его за очередного врача, вспоминаю  слова одного верующего: «Нашим отцам-дедам  даны были в испытание война, голод и труд, а нынешним поколениям, видать, болезни»…

Болеть и лечиться мы не просто привыкли – умеем и даже любим это делать, болеем со тщанием, умело, со вкусом . Как на работу ходим по  врачам (одновременно с упоением кляня российскую медицину), а равно и по целителям и разномастным знахарям, собираем народные рецепты пачками,  тратим уйму  сил, времени и средств на поиски «волшебной таблетки от всего» (чему способствует своей навязчивой  рекламой индустрия безрецептурных лекарств),  и даже называя себя «верующими», чего греха таить, молитвослов рассматриваем порой как сборник заклинаний «от болезней», приложение к газетам типа «Исцелись верой» или «ЗОЖ»…

Размышляя обо всем этом в дни преддверия Великого поста – времени, в которое Церковь особо призывает нас к покаянию, то есть, прежде всего,  к обращению внимания внутрь себя, к пересмотру своего  духовного и душевного устроения, мы не можем не вспомнить: болезни нашего тела  напоминают о болезнях  души – терзающих  ее греховных  страстях.

Святые отцы, в духе Евангелия рассматривая человека, подчеркивали, что грех – не только вина наша в юридическом смысле, но и тяжкий недуг, в чем-то полученный по наследству («Во гресех роди мя мати моя»…), а в чем-то – усугубленный нами же самими. Недуг, который нас   мучает, от которого мы хотим избавиться – но одновременно и страшимся этого избавления, потому что странным образом грех нам стал привычен, мы приноровились в нем жить, боимся, что врач при лечении сделает больно, боимся того, что, лишившись любимой болячки, мы утратим и смысл жизни,  боимся  быть – здоровыми… Саможаление больного, не дающего врачу коснуться любимой «вавки», очень мешает в лечении. Саможаление – и главный враг покаяния.

Митрополит Антоний Сурожский, замечательный пастырь нашего времени, имевший богатый опыт  медицинской практики, в одной проповеди сказал :

«Не так давно  пришел ко мне больной человек, который плакался над своей болезнью, над тяжестью жизни, плакался над ответственностью, которую жизнь накладывает на каждого своими требованиями. И в течение этого разговора я этого человека спросил: «А хотели бы вы избыть вашу болезнь, так чтобы не осталось никакой телесной немощи и у вас была бы возможность изо всех сил, со всей ответственностью войти, вступить в жизнь?

И этот человек не только не задумался, но как бы даже криком мне ответил: «Нет!» – и потом сам удивился: как мог вырваться такой нелепый, безумный ответ прямо из души? И когда я поставил этот вопрос, и мы над ним задумались, ответ был таков: болезнь, немощь, бессилие, которые так явны всем, являются для меня единственным спасением от ответственности, от необходимости жить твердо, смело, действенно».  (Из проповеди в Неделю о расслабленном, 21 мая 1978 г.)

Больным быть в чем-то проще: тебя жалеют, за тобой ухаживают, ты сам – ни за что не несешь ответственности… Но Господь-то нас призывает быть здоровыми.  И говорит нам как многоопытный Врач душ и телес наших: « Я готов тебя исцелить. Но без твоего желания исцелиться, без твоей готовности измениться, без твоих собственных усилий к преодолению болезни – ничего у Меня не получится…».

Да, мы родились и живем больными, телесно и духовно,  зачастую боимся этих многоразличных болезней и сдаемся им без боя.  Но вспомним вот что: по-церковнославянски «болезни» означает не только телесные недуги, но еще и – родовые муки, то, без чего невозможно чудо рождения нового человека.

И святые отцы-подвижники всегда подчеркивали: для христианина болезни души и тела,  переносимые с   терпением, верою, молитвой и  духовным усилием,  бывают во благо, способствуя его  росту во Христе, рождению  в жизнь вечную. Это не некий мракобесный «мазохизм», который иной раз приписывают  православным критики христианства, это точное духовное и психологическое наблюдение.

Помню одну нашу бабушку- прихожанку. Спрашиваю:

– Ну как вы?

– Ох, батюшка, худо чего-то…

– Что худо, болеете?

– Да какое там! Ни болезней, ни скорбей нету – боюсь, не забыл ли про меня Господь-то…

Читайте также:

О болезни

Болезнь – это наказание?

О болезни

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Пенсию украли? Слава Тебе, Господи!

Когда искренне радоваться горю не получается и незачем

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: