Всероссийский Митрополит Варлаам (1511–1521; †1533)

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, № 34, 2002
Всероссийский Митрополит Варлаам (1511–1521; †1533)

Деятельность второго Первосвятителя Русской Церкви XVI века мало изучена в отечественной историографии. Митрополит Варлаам родился, очевидно, во второй половине XV века. Он “был выходцем из пределов белозерских, вероятно, из иноков Кириллова монастыря”1. Подвизаясь на Белоозере, будущий Митрополит мог общаться с преподобным Нилом Сор­ским (†1508; память 7 мая). В 1506 году Симоновский игумен Вассиан (Санин; 1502–1506), брат преподобного Иосифа Волоцкого, был поставлен Ростовским архиепископом (1506–1515). Его преемником по Симонову монастырю в 1506–1511 годах стал архимандрит Варлаам, будучи посвящен Митрополитом Симоном (1495–1511). В одном из сборников Кирилло-Белозерского монастыря говорится, что 5 июня 1506 года “Вар­ла­ам взят на Москву на Симоново”2. В эти годы вернулся в Москву с Белоозера и поселился в Симоновом монастыре опальный князь-инок Вассиан (Патрикеев).

В 1506 году, вскоре после своего возведения в архимандриты, Симоновский настоятель участвует в числе духовенства во главе с Митрополитом Симоном в ходатайстве пред Московским Великим князем за К. И. Острожского3. Будучи настоятелем, архимандрит Варлаам произвел обмен части монастырских земель с П. Розладиным. При этом присутствовали в частности “Фео­до­сей да Ондрей Денисьевы дети иконниковы”4, то есть дети знаменитого мастера иконописца Дионисия5. 27 апреля 1507 года Великий князь Василий III дал игумену Варлааму жалованные грамоты, даровав льготы на монастырские владения в Московском уезде6, во Владимирском уезде7, Коломенском уезде8, на Белоозере9 и Переславском10. В 1510 году Великий князь дал жалованную проезжую грамоту монастырю о невзимании дани с монастырских возов11. Еще одну жалованную грамоту Васи­лий III подтвердил игумену Варлааму в 1507 году12. В 1510 году в Симоновском монастыре было построен собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы “при архимандритстве Варламове”13, который освящал Митрополит Симон.

За год до своего избрания на Митрополичью кафедру он сопровождал Великого князя Василия III во время похода при покорении Пскова. “В лето 7018. Поехал князь Великии в свою вотчину, в Великий Новгород, а с ним брат его меншеи, князь Андреи Ивановичь, да Петр царевичь да владыка Коломенскии Митрофан да архимандрит Симоновскии Варлам”14. Во время пребывания в Новгороде епископ Митрофан дал благословение на освящение храма в Александро-Свирском монастыре.

На Всероссийскую кафедру новый Митрополит Варлаам был избран по воле Великого князя Василия III (1505–1533) через три месяца после кончины Митрополита Симона. Посвящен он был Собором русских архиереев 3 августа 1511 года. Никоновская летопись говорит о его поставлении: “Того же лета (1511), месяца июля в 27, в неделю, возведен на Митрополичь двор и наречен Митрополитом всеа Русии Варлам архимандрит Симоновский; а поставлен на Митрополию всеа Русии месяца августа в 3 день, в неделю, а на поставлении его быша архиепископ Васиан Ростовъский и епископы Семион Суздальский, Протасий Рязанский, Нил Тверский, Митрофан Коломенский, Досифей Крутицкий, а Пермский Никон прислал грамоту своею единосоветную достоинству поставления его”15. Таким образом, возглавил его интронизацию Ростовский архиепископ Вассиан, брат преподобного Иосифа Волоцкого.

При князе Василии III обострились государственные отношения с Литовским княжеством. При его отце, Иоанне III, была предпринята попытка положить конец конфликтам между двумя княжествами путем заключения брачного союза Литовского князя с дочерью Иоанна III Еленой, сестрой Василия III. Однако даже заключение брака не принесло полного решения государственных проблем в последующее время. В летописи имеется такое сообщение: “Тоя же осени (1513) прииде весть к Великому князю Василию Ивановичу всеа Русии, что Жихдимонт король Польский <…> сестру великого князя, королеву Александровну, великую княгиню Елену велел паном своим в Вильне поемати да за стороже держати в нятстве, за Видною в Бершьтах, и королевы Олены в той нужи и в животе не стало, Бог весть которыми делы…”16. Позднее, в 1514 году начался третий поход русского войска, в результате которого древний Смоленск был возвращен Московской Руси и в Русской Церкви появилась новая епархия. Вместо Смоленского епископа Варсонофия, первоначально присягнувшего на верность князю Василию III, а затем ему изменившему, Митрополит Варлаам поставил на Смоленскую кафедру (1515–†1532) архимандрита Чудова монастыря Иосифа (1509–1515).

Вернувшийся ранее из ссылки и поселившийся в Симоновом монастыре князь-инок Вассиан (Патрикеев) продолжал общаться с Митрополитом Варлаамом. В 1515–1517 годах он работает над составлением новой редакции Кормчей книги. Из записи в книге явствует, что на ее составление он брал благословение у Митрополита Варлаама и священного Собора. “Сиа книга списана по благословению господина нашего Варлаама, Митрополита всеа Русии, в лете 7025-го, месяца мая, 27 день. А писана с Симановских правил да с другово списка с правил архиепископа Васиана Ростовсьскаго, что вывез из Святой Горы Сава Савинскаго монастыря, что в Твери” (РГАДА. Ф. 181. № 1597. Л. 3)17. Составителю предписывалось из Кормчей книги “ничего не выставливати”, однако, данного указания он не выполнил, проводя в Кормчей свои взгляды на церковные владения. Таким образом, после Собора 1503 года вопрос о монастырских вотчинах получает отзвуки в древнерусской письменности. В послании В. А. Челяднину преподобный Иосиф Волоцкий сообщал о поносных речах князя-инока Вассиана в адрес волоколамских монахов, которые он произносил в митрополичьих палатах18. Несомненно, Митрополит Варлаам знал и о его письменных трудах, направленных против преподобного Иосифа. В последующее время, при Митрополите Данииле (1522–1539), инок Вассиан был соборне осужден и сослан в Иосифо-Волоколамский монастырь19.

В 1518 году в Москву прибыло большое посольство с Афона и Константинополя во главе с митрополитом Григорием Зихновским, в составе которого находился преподобный Максим Грек (†1556; память 21 января). Великий князь расположил прибывшее посольство в Чудовом монастыре. “Такоже и Прьво­святитель Варлам Митрополит всеа Русии к Григорию митрополиту града Жыхна и к старцем Святыя Горы великую любовь и честь показуяше, и к себе призывая, и с ними чясто беседуяше о божественных словесех духовных”20. Константинопольский Патриарх Феолипт прислал послание Митрополиту Варлааму о милостыне. “Того ради к тебе посылаем, аки от нас, священнейшаго Митрополита Зихновскаго, честнейшаго и место имеющего Ангирьския церкви, о Святем Дусе възлюбленнаго брата и съслужебника нашего смирения господина Григория <…> с ними же посылаем твоему Священнейшеству великаго мира и мощей святых”21. Ватопедский игумен также написал послание Митрополиту Варлааму, где сказано: “Преподобный же отец наш прот, яко да не останется прошение Великого князя безделно и безконечно, изобрал честнейшаго брата нашего Максима Грека, еже из нашия священныя обители Ватопеди, аки искусна Божественому Писанию и пригожа на сказание всякых книг: и церковных и глаголемых елиньских: понеже от младыя юности в сих възрасте и сим наказася добродетелне, и не яко иный некий, многыми почитанми токмо. Посылает же того нашим произволением и хотением (но убо языка не весть русскаго, разве греческаго и латынскаго, надеем же ся яко и русскому языку борзо навыкнет)”22. Переведенная преподобным Максимом Толковая Псалтирь содержит вначале предисловие-посла­ние великому князю Василию III. В нем переводчик говорит, что князь имеет “при себе правящаго архиерейский престол, во архиереех светящаго пресвященнейшаго господина Варлаама Митрополита всеа Русии, твоея державы отца о Господе и ходатая к Богу непрестанного, при коих благочестие чисто с правдою и благозаконием сияет”23. Перевод Псалтири был начат по благословению Митрополита Варлаама и затем был рассмотрен и одобрен Собором архиереев во главе с Первосвятителем24.

Митрополит Варлаам принимал участие в жизни великокняжеской семьи. В 1518 году скончался Симеон Иванович, брат великого князя. Он был погребен в Архангельском соборе, “а пел над ним Варлам Митрополит всеа Русии с епископы и архимандриты и игумены и со всеми священными соборы; бысть же тут на погребении его пришедый от Патриарха митрополит Григорий и старцы Святыя горы Афоньскиа”25.

Духовная грамота князя Василия III, как считается, не сохранилась. В первом же варианте княжеской грамоты была подпись Митрополита Варлаама. “Се яз, худыи раб Божии Василеи, что есми наперед сего писал свою духовную грамоту да список приписной к духовнои грамоте, а подписал ту духовную грамоту и список Варлам, Митрополит всеа Русии, своею рукою, да и печать свою Варлам Митрополит к тои духовнои грамоте и к списку приложил”26. Это первая грамота Василия III, составленная им в 1509 г. или 1514 году, была сожжена 27 сентября 1533 года.

Великий князь в 1512 году подтвердил Митрополиту Варлааму жалованную грамоту, данную ранее27; а также дал жалованную грамоту “отца своего для Варлама Митрополита всеа Русии” Воскресенскому монастырю “на Белеозере, в Череповси”28.

В 1518 году в Москву приносили из Владимира древние иконы, которые “Варлаам Митрополит всеа Русии абие повеле в своих палатах постраивати и поновляти святыя иконы, и от великиа веры и сам многажды своими руками касаяся и тружаяся к святым иконам, и въскоре обнови святыя иконы, якоже и первее беша, и наипаче, и сребром и златом обложи и украси, и киоты и пелены устрои”29. 15 сентября 1519 года иконы торжественно проводили из Москвы во Владимир. “И пришед, Мит­рополит Варлам с епископы и со всеми соборы новопоставленую церковь свящал, и молебная пев, и Божественую литургию в ней совершил, и отпустил святыя иконы ко граду Владимерю, и послал за ними проводити до Володимеря Игнатиа архимандрита Андрониковского”30. Об этом же говорится в записях Церковного Устава31.

В Москве Митрополитом Варлаамом было освящено несколько храмов. “В лето 7027, месяца сентября 12, в неделю, священа бысть церковь святаго Леонтиа Ростовского чюдотворца Пресвященным Варламом Митрополитом всеа Русии за Неглимною на Москве”32. “Тоя же осени, ноября 21 день, в неделю, священа бысть церковь Введение в церковь Святыя Богородици на Сретенской улице на Москве Пресвященным Варламом Митрополитом всеа Русии”33. Новгородская епархия при Митрополите Варлааме вдовствовала и Новгородская летопись сообщает о построении храмов в Великом Новгороде по благословению Первосвятителя34.

При Митрополите Варлааме в Чудовом монастыре от мощей святителя Алексия совершались чудеса, о чем свидетельствует летопись. Это было во дни “Святейшаго Варлама Митрополита всеа Русии” в 1519 году35. В другой раз, когда произошло новое чудо от мощей святителя Алексия, “великий князь Василей Ивановичь с отцем своим Варламом Митрополитом, видевше сиа чюдеса, благодариша и прославиша Бога и Пречистую Его Матерь и святаго святителя Алексия чюдотворца”36. В последующее время летопись сообщает о других чудесах от мощей святителя Алексия. В связи с этим настоятель Чудова монастыря “Иона архимандрит возвестил те чюдеса Святейшему Варламу Митрополиту и великому государю и самодержцу Василию. Слышав же сиа чюдеса от архимандрита, благоверный и христолюбивый князь великый Василей Иванович и со отцем своим Святейшим Варламом Митрополитом всеа Русии и с епископы и архимандриты и игумены и со всеми соборы, весь чин церковный приидоша со псалмопением и со свещами и с кандилы во обитель святаго Архангела Михаила к гробу, идеже положено святое тело святителя и чюдотворца Алексиа, и молебная пениа сътворше, и хвалу велику воздающе Всемогущему Богу и угоднику Его и чюдотворцу Алексию <…> И праздноваша светло, благодаряще Бога и угодника Его святаго чюдотворца Алексиа”37. Память святителя Алексия соприкасается с триодным кругом Богослужения. Поэтому, когда в 1518 году память святителя Алексия пришлась на “пяток на Сырной неделе и Митрополит Варлаам поговоря со владыками да велел службу Иванову служити во свое время а вечерни во свое время по обычаю”38.

В 1520 году было совершено несколько архиерейских хиротоний. “9 февраля, в четверток, поставлен Варламом Митрополитом всеа Русии Иван, архимандрит Симановский, архиепископ Ростову и Ярославлю”. В 1506–1514 годах он был Кирилло-Белозерским игуменом. 14 февраля, “во вторник, поставлен Варламом Митрополитом всеа Русии Тихан, игумен Угрешский, на Коломну епископ”. В 1515–1517 годах он был игуменом Кирилло-Белозерского монастыря. 16 февраля, “в четверток, Варлам Митрополит поставил Пимина, игумена Соловецкого, на Вологду и в Пермь епископом”39.

Как говорит церковный историк Е. Голубинский, о деятельности Митрополита Варлаама сохранилось мало исторических сведений. Он относит ко времени святителя Варлаама Собор, на котором был осужден “Исак Жидовин”, но это неверно, так как данный Собор был позднее, в 1549 году при святителе Макарии40. По благословению Митрополита Варлаама были выданы антиминсы для храмов обители, основанной преподобным
Ионой Климецким (†1534; память 6 июня). “По распоряжению Митрополита Варлаама Корнилий Комельский <…> в 1514–1515 годах строит большую Введенскую церковь, а затем церковь Антония Египетского с трапезной”41. Митрополит Варлаам дал вкладом в Троице-Сергиев монастырь кодекс Библейских книг42. 27 января 1512 года Митрополит Варлаам дал жалованную тарханно-несудимую грамоту архимандриту Спасо-Евфимьева монастыря Кириллу на церковь святителя Василия Кесарийского в Гороховецкой волости Нижегородского уезда43.

Митрополит Варлаам подписал ряд духовных грамот: “ино­ки” Аграфены, жены Семена Гаврилова. “Сия духовна грамота господину Варламу Митрополиту всеа Русии явлена лета 7000 дватцать перваго (1513), марта 2 день”44. 5 августа 1513 года была подписана духовная грамота княгини-“инокини” Евдокии, вдовы князя Федора Ивановича Стригина Оболенского. У грамоты подпись Митрополита Варлаама, которую скрепил также митрополич дьяк Данила Карпов45. В декабре того же года Митрополит Варлаам подписал духовную грамоту князя И. И. Кри­во­борского46. Когда в 1519 году была явлена духовная Захарьи Федорова сына Катунина Митрополиту Варлааму, “и господин Варлаам, Митрополит всеа Руси, выслушав сию духовную грамоту и велел к сей духовной в подписи своей место печать свою приложити”. Подписал митрополич дьяк Данило Карпов47.

Таким образом, из приведенного актового материала известны имена из окружения Митрополита Варлаама: дворецкий Федор Федорович Сурмин, митрополич дьяк Леваш Иванов сын Коншина, митрополич дьяк Стрига “Кипреянов сын”, митрополич дьяк Данило Карпов. Служил Митрополиту Варлааму Богдан Федорович Плещеев48.

В 1521 году Крымский хан Магмед-Гирей с войском двинулся на Москву, “суровейшим же напрасством своим”. В связи с этим в Москве совершались всенародные моления, чтобы Господь помиловал род христианский и не предал в погибель. Летописи сообщают в связи с этим о “Видении необычном и милостивном инокине слепой”. В момент возникшей опасности одна благочестивая слепая инокиня Кремлевского Вознесенского женского монастыря видела видение, как Московские святители-чудотворцы хотели изнести из Кремля образ Владимирской Богоматери, но были умолены преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским, и святыня была возвращена, а Москва избавилась от грозного нашествия и разорения.

Позднее по благословению Митрополита Макария была составлена особая повесть, в которой было описано чудесное избавление Русской державы, поданное от чудотворного образа Владимирской иконы Богоматери. В Повести говорится: “Пре­священный же Варлам Митрополит всея Руси тако же со святители, сущими тогда на Москве, и со всем Собором и инок множество и со всем народным достоянием во святых церквах непрестанно Бога моляху”49. В это время Ростовский архиепископ Иоанн “бысть во граде Москве и взем благословение от Митрополита Варлаама и вшед в соборную церковь и в ней затвори себе в приделе, иже есть Похвала Святыа Богородицы. И во вся дни и нощи и во время настоящиа скорби не исходя оттуду, моляся непрестанно. Митрополит же глагола ему: “Сыну, почто не изыдеши оттуду пищу телеси приати, или како ти будет нужная потреба?”. Он же глагола ему: “Не дей мене, святый владыко, да не изыду, дондеже мимо идет гнев Господень. О пищи же и о нужной потребе ты дни радети не имам”50. В память избавления Москвы от нашествия татар было установлено еще одно празднование в честь чудотворного Владимирского образа Богомате­ри — 21 мая.

Имя Митрополита Варлаама открывает список Московских Первосвятителей, которые были сведены с престола в XVI веке. Сразу после летописного сообщения об избавлении Москвы от татар в Никоновской летописи говорится: “Того же лета Варлаам Митрополит остави святительство, декабря 17”51. В другом летописце говорится: “Того же лета Варлаам Митрополит Митрополию оставил, съехал на Симоново, и оттуду князь великии Василеи Иванович всеа Русии послал его к Спасу на Каменье”52. Посол австрийского императора Сигизмунд Герберштейн писал о Митрополите Варлааме, назвав его, правда, Варфоломеем: «В то время, когда я исполнял в Москве обязанности посла цесаря Максимилиана, Митрополитом был Варфоломей, муж святой жизни. Когда государь нарушил клятву, данную им и Митрополитом князю Щемячичу, и допустил нечто другое, что, по-видимому, являлось нарушением власти Митрополита, то этот последний явился к государю и сказал ему: “Раз ты присвояешь всю власть себе, то я не могу отправлять своей должности”. При этом он протянул ему посох, который носил наподобие креста, и отказался от своей должности. Государь принял немедленно и посох, и отказ от должности и, наложив на бедного Митрополита цепи, тотчас отправил его на Белоозеро»53.

Исследователи отмечают неточность в изложении С. Гер­бер­штейна, поскольку поимание Щемячича произошло уже при Митрополите Данииле. Поэтому А. А. Зимин пишет: “Тут явная хронологическая путаница: Шемячичу князь великий нарушил клятву позднее. Очевидно, речь шла о том, что Василий III собирался нарушить ее и принуждал к этому Митрополита, на что тот не пошел”54. При Иоанне III отношения Москвы и Крыма при наличии общего врага, Золотой Орды, были дружественны, но затем характер их меняется. Новгород-Се­вер­ский князь самостоятельно сносился с крымским ханом и его мурзами, во время нашествия крымчаков в 1521 году он не предупредил великого князя о грозящей беде. Это и определило его судьбу55.

Митрополит Варлаам был “сведен” с престола 17 декабря 1521 года, а Новгород-Северский князь Василий Иванович Щемячич “пойман” в апреле 1523 года, однако связь между этими событиями весьма вероятна56: судьбу Щемячича решило его поведение в июле — августе 1521 года, когда Москву осаждали крымские отряды Мухаммед-Гирея57, и причиной сведения Варлаама могло быть нежелание Митрополита участвовать в “поимании” Щемячича. Весной 1523 года новый Митрополит Даниил дал Новгород-Северскому князю охранную грамоту, по которой Щемячич приехал в Москву и, в нарушение клятвы великого князя и Митрополита, был арестован58. Митрополит Варлаам недолго прожил в Симоновом монастыре, а затем был переведен в вологодский Спасо-Каменный монастырь59.

Скончался Митрополит Варлаам в Спасо-Каменном монастыре на Кубенском озере в Вологодской епархии. Об этом говорится в кратком летописце: “В лето 7041 (1533) преставися бывший Митрополит Варлаам месяца марта в 24 день, канун Благовещения Пресвятыя Богородицы”60. Гробница Митрополита Варлаама в монастыре не сохранилась.

Список сокращений

ААЭ

Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспеди­циею АН.

АИ

Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею.

АФЗХ

Акты феодального землепользования и хозяйства XIV–XVI веков.

ПК НО

Памятники культуры. Новые открытия.

ПСРЛ

Полное собрание русских летописей.

РГАДА

Российский государственный архив древних актов.

РИБ

Российская историческая библиотека.

ЧОИДР

Чтения в Обществе истории и древностей российских.

1Никольский Н. Общинная и келейная жизнь в Кирилло-Белозерском монастыре, в XV и XVI веках и в начале XVII-го // Христианское чтение. Т. 224. Ч. 1. СПб., 1907. С. 189.

2Там же. С. 189; Никольский Н. Описание рукописей Кирилло-Белозерского монастыря, составленное в конце XV века. СПб., 1897. С. XLI.

3Продолжение древней российской вивлиофики. Ч. 5. СПб., 1789. С. 99–103; Собрание государственных грамот и договоров. Ч. 1. М., 1813. С. 403–404. В последующее время Митрополит Варлаам ходатайствовал перед великим князем за М. Глинского (Зимин А. А. Россия на пороге нового времени (Очерки политической истории России первой трети XVI века). М., 1972. С. 299).

4АФЗХ. С. 8. № 2.

5Исправление в тексте публикации предложил В. В. Дергачев (Родословие Дионисия Иконника // ПК НО. Ежегодник 1988. М., 1989. С. 223. Прим. 8).

6АФЗХ. С. 11–12. № 4.

7АФЗХ. С. 13–14. № 5.

8АФЗХ. С. 14–15. № 6.

9АФЗХ. С. 15–16. № 7.

10АФЗХ. С. 17–18. № 8.

11АФЗХ. С. 20. № 11.

12АФЗХ. С. 200. № 154 (Л. 13–14).

13ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. СПб., 1904. С. 13.

14ПСРЛ. Т. 23. СПб., 1910. С. 198. Псковская летопись упоминает, однако, только Смоленского епископа, не называя его по имени (ПСРЛ. Т. 4. СПб., 1848. С. 284). Ниже назван “владыка Коломенской Васьян Кривой” (Там же. С. 286).

15ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. С. 14.

16ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. С. 15.

17Казакова Н. А. Очерки по истории русской общественной жизни. Первая треть XVI века. Л., 1970. С. 260.

18Послания Иосифа Волоцкого. М.–Л., 1959. С. 227.

19Об иноке Вассиане (Патрикееве) см. Казакова Н. А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. М.–Л., 1960; Казакова Н. А. Очерки по истории русской общественной жизни… С. 87–154.

20ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. С. 28.

21АИ. T. 1. С. 175.

22Там же. С. 176. № 122. В присланной одновременно Митрополиту Варлааму грамоте из Пантелеимонова монастыря подчеркивается, что его предшественник (Митрополит Симон; 1495–1511) жаловал афонскую обитель, и в связи с этим говорится: “Пакы молимся, жалуй и милуй святый манастырь и впредь, своего ради спасениа и вечнаго поминания” (Там же. С. 177. № 123). Содержание данных грамот приводит А. Н. Муравьев (Сношения России с Востоком по делам церковным. Ч. 1. СПб., 1858. С. 24–29).

23Преподобный Максим Грек. Сочинения. Ч. 2. Казань, 1860. С. 298; Бодянский О. Описание славянских рукописей Московской Патриаршей библиотеки // ЧОИДР. М., 1876. Кн. 2. III: Материалы славянские. С. 20.

24Митрополит Московский и Коломенский Макарий. История Русской Церкви. Кн. 4. Ч. 1. М., 1996. С. 93.

25ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. С. 29. О князе Симеоне известно, что его чудесным образом в 1512 году во время битвы с татарами защитил Лаврентий Калужский (†1515; память 10 августа).

26Акты Российского государства. Архивы московских монастырей и соборов XV — начало XVII веков. М., 1998. С. 293. № 124; Собрание государственных грамот и договоров. Ч. 1. С. 416.

27ААЭ. Т. 1. 1294–1598. СПб., 1836. С. 111.

28Там же. С. 123–124. № 154.

29ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. С. 30.

30Там же. С. 35–36.

31Протоиерей Александр Горский, Невоструев К. Описание славянских рукописей (Патриаршей) Синодальной библиотеки. Отд. 3. Ч. 1. М., 1869. С. 302.

32ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. С. 30.

33Там же. С. 31.

34ПСРЛ. Т. 3. СПб., 1841. С. 247.

35ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. С. 31.

36Там же. С. 31.

37Там же. С. 33.

38Протоиерей Александр Горский, Невоструев К. Описание славянских рукописей (Патриаршей) Синодальной библиотеки. Отд. 3. Ч. 1. С. 302.

39ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. С. 36.

40Архимандрит Макарий (Веретенников). Церковный Собор 1549 года // Альфа и Омега. 1998. № 2(16). С. 141–145.

41Зимин А. А. Россия на пороге нового времени (Очерки политической истории России первой трети XVI века). М., 1972. С. 216.

42Архимандрит Леонид. Сведение о славянских рукописях, поступивших из книгохранилища Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в библиотеку Троицкой Духовной Семинарии в 1747 году… Вып. 2. М., 1887. С. 1. В другом случае он подтвердил жалованную грамоту своего предшественника, Митрополита Симона (Дополнения к актам историческим. Т. 1. СПб., 1846. С. 362).

43Акты Суздальского Спасо-Евфимьева монастыря: 1506–1608 годов. М., 1998. С. 24–25. № 7; РИБ. Т. 32. № 83. С. 139–140. Митрополит Варлаам подтверждал грамоты, данные ранее его предшественниками (Акты социально-исторической истории Северо-Восточной Руси конца XIV — начала XVI веков. Т. 3. М., 1964. С. 266. № 246).

44Акты русского государства 1505–1526 годов. М., 1575. С. 108. № 106.

45Там же. С. 109–112. № 108.

46Каталог древнерусских грамот, хранящихся в отделе рукописей Государственной публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде. Вып. 1–2. Изд. 2. СПб., 1992. С. 36.

47Акты русского государства… С. 174–177. № 179.

48Зимин А. А. Россия на пороге нового времени… С. 276–277.

49Архимандрит Макарий (Веретенников). Повести, написанные по благословению святителя Макария, Митрополита Московского // Альфа и Омега. 2001. № 2(28). С. 124.

50Там же. С. 125.

51ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. С. 43.

52Тихомиров М. Н. Русское летописание. М., 1979. С. 162.

53Герберштейн С. Записки о московитских делах. Новокомский П. И. Книга о московитском посольстве / Введение, перевод и примечания А. И. Малеина. СПб., 1908. С. 41.

54Зимин А. А. Россия на пороге нового времени… С. 255. См. также: Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. 2. Ч. 1. М., 1900. С. 698. См. также: Шереметовский В. Варлаам // Русский биографический словарь. Т.: Вавила–Витгенштейн. М., 2000. С. 92.

55Дело о князе В. И. Щемяке. См.: Акты исторические. Т. 1. С. 177–183.

56Голубинский Е. Е. Указ. соч. С. 698.

57Зимин А. А. Россия на пороге нового времени… С. 254.

58ПСРЛ. Т. 8. СПб., 1859. С. 270.

59ПСРЛ. Т. 6. СПб., 1853. С. 264. Туда же был сослан Смоленский епископ Варсонофий — “на Кубено озеро, в монастырь на Камено” (ПСРЛ. Т. 4. С. 290).

60Зимин. А. А. Краткие летописцы XV–XVI веков // Исторический архив. М.–Л., 1950. Т. 6. С. 30.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность о семье и обществе.

Похожие статьи
Проповеди. Воскресенье перед Рождеством…

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, № 50, 2007

В сети появился электронный архив журнала «Альфа и Омега»

«Альфа и Омега» некоммерческий культурно-просветительский журнал, посвященный богословским вопросам православия

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: