Слабо отключить мобильный?

|

ПРАВМИР продолжает дискуссию об электронных технологиях и личности в информационном постиндустриальном обществе, начатую материалом Джонатана Франзена “Like – это просто, а полюбить?”.

Предлагаем вашему вниманию статью-размышление американского журналиста Марко делла Кава. Перевод с английского Сергея Акишина специально для «Православие и мир».

Любовь-ненависть

Мы так слюбились с новинками техники, которые позволяют нам посылать электронные письма, СМС, находить друзей в социальных сетях и блогах, ставить пометки «нравится» и публиковать короткие сообщения-твиты – неужели теперь лично общение для нас станет  таким же неловким, как первое свидание?

А может быть, мы недооцениваем эти устройства, привязанные к социальным сетям? Может быть они открывают новые возможности для общения?”

Ответ, разумеется, да и да.

Писатель Джонатан Франзен, автор книг «Свобода» и «Поправки», высказался в пользу одной из сторон этих споров “Like – это просто, а полюбить?. Он выступил на актовом дне в известном колледже свободных искусств Кеньон в штате Огайо. Эта речь была широко растиражирована. С энтузиазмом он агитировал за защиту среды обитания в качестве противоядия иллюзии сетевого общения.

Но попробуем заглянуть в огромный национальный котел мнений пользователей техникив и аналитиков. Здесь сразу почувствуешь одновременно и восхищение, и тревогу — часто их высказывают одни и те же люди: технологии стали столь быстро главной неистовой любовью всей нашей жизни.

«Моя жизнь теснейшим образом привязана к технологиям. Но я не хочу потерпеть неудачу в реальном общении, поэтому моя позиция во всем соблюдать умеренность», говорит Дженет Стобл, 27 лет, менеджер по социальным коммуникациям из Флориды.

Когда Стобл выгуливает своих собак, она сознательно оставляет дома мобильный телефон. «Мне нравится возможность делать снимки и тут же знакомить с ними друзей, послав СМС или опубликовав их в «Фэйсбуке». Но в то же время мне хочется быть уверенной, что у меня остается время на саму себя».

Фрэнк Райс, 67 лет, в восторге от своего PDA, «карманного секретаря», но ему не нравится, когда люди набирают СМС при ходьбе и сталкиваются с ним, хоть и извиняясь.

«В общем и целом, мое отношение к технологиям таково, что я не могу тратить время на ожидание сведений о том, что произойдет завтра», говорит Райс, по роду занятий телекоммуникационный консультант в Атланте. «Однако я вырос, гуляя с отцом в лесу, и он учил меня собирать грибы, различая, где съедобные, а где ядовитые. Нам нужно больше такого сегодня».

В своей речи, озаглавленной «Привязываться — удел трусов. Ищите там, где не щадят», Франзен жалуется на безрассудство любви к техническим новинкам (как поклонник «Блэкберри», он причисляет себя к целевой аудитории речи). Он говорит, что «конечная цель технологий — заменить мир природы, который безразличен к нашим пожеланиям, мир ураганов, тягот и уязвимых сердец, мир сопротивляющийся — на мир, очень отзывчивый на наши капризы, по сути, продолжение нашего ‘я’».

Отношения остаются нетронутыми

Писатель не комментирует свою неоднозначную речь; его литературный агент заверяет, что все, что автор хотел сообщить по этой теме, сказано в его выступлении. Но не один Франзен пробует осмыслить наши привязанности к девайсам. Недавнее исследование показывает — вопреки доводам Франзена — основным побочным продуктом технологий может быть как раз выход за пределы своего «я».

Исследование, проведенное в научном центре Pew Research в рамках «Программы по изучению влияния интернета на американскую жизнь», наводит на мысль о том, что люди, глубоко вовлеченные в сетевые отношения, больше проявляют альтруизм вне интернета.

В Пью обнаружили, что 80% пользователей интернета участвуют в работе волонтерских организаций. И только 56% людей, неактивных в интернете! «Очевидно, что технологии не воздействуют негативно на наши дружеские связи или сопряженность с миром», заявляет руководитель программы Ли Рэйни.

Он говорит, что люди совершенствовали способы сигнального сообщения на протяжении веков. Бурный рост технологий в наши дни попросту свидетельствует о том, что мы открываем новую кодовую и сигнальную систему.

«Сегодня записка от руки или отключение телефона для того, чтобы сесть и поговорить с кем-то, выглядят вызывающим жестом», сказал Рэйни. «Мы путешествуем в новых пространствах, руководствуясь новыми нормами этикета».

Этикет и в самом деле весьма значимая часть этих споров. Никто не ностальгирует по неуклюжей эпохе таксофонов с дисковым набором номера. Но что остается неприемлемым, так это навязчивый характер наших электронных штучек.

Многие компании уже издают рекомендации, гласящие, что мероприятия должны проходить «топлесс» (без переносных компьютеров-лэптопов и «карманных секретарей»). Детские лагеря часто требуют, чтобы дети оставляли дома переносные электронные устройства.

Совсем недавно законодатели городов Роял Оук и Стерлинг Хейтс в штате Мичиган проголосовали за запрет для членов городского совета пользоваться между собой любыми цифровыми коммуникациями на официальных мероприятиях. Этот шаг был предпринят для того, чтобы воспрепятствовать всякому тайному торгу под столом.

Исследование, проведенное в этом году производителем электронных чипов «Интел», показало, что 91% взрослых встречали людей, злоупотреблявших мобильными технологиями, а 75% утверждают, что поведение пользователя мобильных устройств ухудшилось сравнительно с 2009 годом.

«Мы еще не выработали для себя, для своих семей, сообществ и организаций представление о том, каким должно быть наше поведение в этой сфере, и чего нам ожидать от других», сказала Дженевьев Белл, глава отдела взаимодействия и опытных разработок в «Интел».

Дэвид Полк получил такой же высокий процент в своем ежегодном исследовании по теме «Профессионализм на рабочем месте», произведенном по заказу Центра профессионального усовершенствования колледжа Йорк в Пенсильвании, где он также преподает.

«Молодые люди, которых я наблюдаю в моих аудиториях, принадлежат к поколению, которое практикует постоянную доступность. Они пишут СМС, блуждают в интернете и даже совершают звонки в неподходящее время», говорит Полк.

В опросе 2010 года, в котором участвовали 430 работников отделов кадров, большинство отметили, что молодые работники набирают СМС (78%), пользуются интернетом (77%) и делают личные звонки по мобильному в рабочее время. Когда Полк спрашивал участников, назвали бы ли они таких сотрудников рассеянными, 20% ответили положительно, и это большой скачок с показателя 6% в 2009 г.

«Для младшего поколения совершенно естественно, что технологии и социальные медиа управляют их жизнью», утверждает Полк. «Кажется, что им и нескольких минут не усидеть без того, чтобы не выйти в сеть».

Некоторые в этой дискуссии о любви к технологиям доказывают, что на алтарь технологии кладется одиночество.

Быть на связи означает никогда не быть в одиночестве — и это досадно, говорит Марк Бауэрлейн, автор книги «Самое бессловесное поколение, или Как цифровая эра наводит оцепенение на молодых американцев и угрожает нашему будущему», намеренно провокационный заголовок которой навлек на автора неодобрение публики и даже угрозы гибели.

«Одиночество необходимо», заявляет Бауэрлейн, соглашаясь с доводами Франзена о том, что иметь дело с реальным человеком или реальными вещами часто тяжело и болезненно, но это приносит самое глубокое удовлетворение. «А наши технические инструменты делают все столь легким. И это ведет к тому, что в возрасте формирования своей личности человек не приобретает подлинного опыта неудач и достижений».

Бауэрлейн сетует на разрушение навыков письма и чтения в «возрасте смс-ок», и говорит, что студенты на его лекциях недовольны, если он брюзжит о том, что «99% того, что у вас происходит, никому не интересно», а также что «сетевые дружеские связи не суть действительная дружба».

«Молодые люди говорят, что я зануден, и что я их не понимаю, но я хочу наладить с ними диалог, а они слишком заняты обменом СМС друг с другом», говорит он. «Моя тревога связана с тем, что общество, где младшее поколение не вступает в диалог со старшими, в основе своей нездорово. Вспомните, что было в 60-х».

Отцы и дети

Но есть ли в действительности это великое разделение поколений? В 60-х был разительный контраст между родителями из степенной эпохи Эйзенхауэра и потомками-хиппи, подсевшими на ЛСД. Сегодня «Фэйсбук» и «Твиттер» едва ли исключительное достояние молодых.

Пусть даже поколение Игрек производит и передает сигналы иначе, чем это было в эпоху до мобильной связи, но они не настолько несхожи со своими родителями, утверждает Т. Скотт Гросс. Будучи экспертом в области исследования потребления, он регулярно общается с людьми в возрасте от 20 до 30.

«Я обнаружил, что в глубине души эти молодые люди не столь обуреваемы технологиями, как мы представляли», заявляет Гросс. «Конечно, они не очень начитаны, и их бесит, когда им дают что-то, написанное от руки, но, в общем, это уравновешенное, внятное поколение. Просто для того, чтобы выполнить ту же работу, что делали и старшие, молодые люди пользуются другим набором инструментов».

Гроссу нравится одна история, рассказанная в фокус-группе, с которой он недавно работал. Женщина в возрасте 30 лет сказала, что ее муж не особенно разговорчив, но присылает ей смс-ки с изъяснениями любви много раз в день. «Не следует огульно сваливать все ‘за’ и ‘против’ технологий в одну корзину», говорит исследователь.

Равным образом, нельзя повернуть назад стрелки технологических часов, говорит Петер Сили, консультант в Силиконовой долине, основатель консалтинговой группы Саусалито.

«Аргумент о том, что нам нужно соблюдать осторожность в отношении того, куда могут технологии нас завести, представляется натянутым. Мы никогда не вернемся в Уолден Понд (пруд в Конкорде, штат Массачусетс, место, связанное с писателем и философом Генри Торо — прим. перев.)», говорит Сили, страстный поклонник своего айфона.

«Когда Гутенберг приступил к книгопечатанию, это вызвало раздражение, потому что люди считали оскорбительным вид напечатанной книги», утверждает он. «Как в случае с любой технологией, это улица с односторонним движением».

Отключайтесь!

И с чем же мы останемся по итогам дискуссии об одержимости технологиями? С одной стороны, мы вынуждены принимать как хорошее (важные общественные перемены, приведенные в действие Твиттером), так и негатив (бессмысленные жертвы увлечения иных водителей цифровыми устройствами за рулем). С другой, у нас есть возможность пользоваться нашими техническими игрушками и одновременно знать о связанных с ними ограничениях. Мы, попросту говоря, можем их отключить.

Это подход эксперта по телекоммуникациям Райса, который говорит, что он продолжает традицию, начатую его отцом. Он часто приглашает своих племянниц и племянников, которым за 30, в леса Джорджии на сбор грибов — туда, где раздается лишь пчелиное жужжание.

«Хотелось бы думать, что когда-нибудь люди осознают, насколько важна реальная коммуникация с другой личностью, один на один, без технологий», утверждает он.

Стало быть, не так уж неправ был Франзен, этот слегка «повернутый» на любви к птичкам автор. Может быть, лучший способ приобрести уверенность в том, что магнетический марш технологий не затопчет наши инстинкты общения — пройтись по лесу, оставив смартфон/планшет/лэптоп в автомобиле.

В конце концов, любить их или ненавидеть — все равно эти блестящие, привлекающие поделки никуда от нас не денутся.

Читайте также:

Like – это просто, а полюбить?

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Срочно! Педофилы усыпляют овчарок наркотическими леденцами!

Фейки из соцсетей и родительских чатов - кому и зачем это надо?

В России появятся инновационные протезы рук для детей

Задача – сделать из протеза многофункциональный бионический протез-гаджет

Наши дети проваливаются в интернет и не отличают его от реальности

Екатерина Бурмистрова о том, почему тотальный контроль не поможет

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: