Высокие технологии примирения

В нашу цифровую эпоху правила жизни диктуют высокие технологии. На их разработку брошены лучшие умы планеты, за их развитием с замиранием сердца следят миллионы. Человек не тратит столько сил и средств на исследование собственного внутреннего мира, а, наверное, зря…

Целый космос, вселенная сокрыты в нас самих. И один из важных законов, которые должны в этом космосе царить, – «аще возможно, будьте в мире со всеми».

Как мир с ближними сохранять и приумножать, как выживать, когда он потерян, и что делать, чтобы вернуть его обратно, накануне главного примирительного дня – Прощеного воскресенья – мы говорим с епископом Обуховским Ионой.

– Очень часто толчком к примирению для нас служит либо наше намерение причаститься, либо – как сейчас – Прощеное воскресенье и наступающий вслед за ним Великий пост. Такая привязка к дате ведь не является чем-то предосудительным? Иначе бы многие ссоры существенно затягивались…

– А вы знаете, что перед причащением нужно примириться не только с теми, кого мы обидели, но и с людьми, обидевшими нас? В Последовании ко Святому причащению читаем такие строки: «Божественную же пия Кровь ко общению, первее примирися тя опечалившим». То есть не с тем, кого ты опечалил, – это само собой разумеется, но и с теми, кто опечалил тебя. Этим, можно сказать, задача усложняется.

Фото: psychologos.ru

Фото: psychologos.ru

– Захотят ли «тя опечалившие» примиряться? Да и идти искать мира с людьми, которые причинили боль и особо, может быть, даже не переживают по этому поводу, мягко говоря, тяжеловато.

– Мы знаем слова Господа в Священном Писании: «Мирись с соперником твоим скорее». Знаем слова: «Солнце да не зайдет во гневе вашем», «аще возможно, будьте в мире со всеми». Это достаточно четкие инструкции к действию, наш будильник, звоночек, служащий напоминанием о том, как жить, чтобы не страшно было умирать.

Ведь, и правда, страшно умереть, не примирившись. Не зря в давние времена существовала традиция собираться у постели умирающего. В наше время родственники приходят, как правило, чтобы всячески подбодрить, уверить, что всё на самом деле хорошо, «мы с тобой еще повеселимся, съездим на моря», хотя прекрасно понимают, что жить больному, скорее всего, осталось считанные дни, а то и часы.

Раньше люди, чувствуя приближение смерти, старались собрать возле себя родных и близких. Также и родственники, зная, что их любимый человек готовится к смерти, стремились попасть к нему. Для чего? Не просто выказать свое сочувствие, со скорбным видом постоять у постели больного, а для того, чтобы примириться, чтобы человек отошел в мир иной в мире со всеми.

Перед лицом смерти уже не до каких-то амбиций, не до отстаивания своей правоты. Если человек христианин, если критически относится к себе и понимает, чего на самом деле стоит и насколько далек от евангельского совершенства, он будет стремиться осознать свои ошибки, примириться и иметь мир в душе на пороге смерти.

Собственно, такое состояние, как мне кажется, должно быть присуще христианам во все дни их жизни. Это то, о чем говорили древние: «Помни последняя твоя и вовек не согрешишь». А неприязнь к кому-либо из наших ближних является, на мой взгляд, одним из тяжелейших грехов.

Фото: perfectmama.ru

Фото: perfectmama.ru

– Какая-то парадоксальная получается ситуация. Нам причинили боль, мы страдаем оттого, что испытываем обиду, и мы же при этом должны выступить инициаторами примирения…

– Вспомните, где сказано: «И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим…»

К слову, молитва «Отче наш», к огромному сожалению, стала настолько обыденной, так вошла в привычку, что мы читаем ее, не особо задумываясь над тем, что произносим. А ведь это молитва Господня. В отличие от многих других она составлена не людьми, пусть даже святыми, а дана Самим Господом. Каждое ее слово ювелирно отточено – это бриллиант, драгоценность. В каждое нужно вдуматься и вслушаться.

Эта молитва, среди прочего, побуждает нас к постоянному причащению. Под прошением «хлеб наш насущный дай нам сегодня» имеется в виду отнюдь не хлебобулочное изделие. Слово «насущный», если его переводить на русский язык более точно, это «НАДсущный» – тот, что над сущностью. Имеется в виду евхаристический хлеб, хлеб причащения Тела Христова.

Получается, мы просим подавать нам этот хлеб каждый день, хотя на деле постоянно уклоняемся от причастия под различными предлогами. И хотя сейчас мы не сможем жить как первые христиане, которые причащались, действительно, каждый день, но приступать к Христовым Тайнам регулярно, насколько можно чаще, мне кажется, по силам любому христианину.

Но вернемся к должникам. «Остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим» – в этих словах указание на существующую прямую зависимость. О ней читаем и в другом месте Евангелия, где Господь говорит: «Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». Поэтому очень важно хотя бы в душе иметь мир и спокойствие к ближним – к тем, кто нас обидел, к тем, кого обидели мы.

– Может, можно простить обиду самому, отпустить ее и не держать зла? Или идти мириться надо обязательно?

– Почему-то когда слышим о примирении, всегда хочется, чтобы примирились с нами, попросили прощения у нас. И зачастую не хотим потрудиться, покопаться в себе и подумать, кого и где могли обидеть мы.

Причинить боль очень просто – мимоходом, не замечая того, можно ранить словом или поступком. Грешить вообще легко. Как в известной фразе – легко камни разбрасывать, а собрать их обратно достаточно проблематично.

Поэтому очень важно потрудиться, заставить себя переступить через свою гордость и примириться в какой-то словесной форме, от всего сердца сказать: «Прости меня!» Это один из подвигов, если хотите, даже епитимья, которую требует от нас Господь: «Оставь жертву у жертвенника, пойди, примирись с братом твоим, и только потом приноси жертву».

Конечно, это легче сделать, если имеем дело с некими будничными прегрешениями, которые случаются на каждом шагу. Значительно тяжелее – и оттого значительно важнее для нас – постараться исправить в себе застарелые язвы, разрешить ситуацию, когда обидели мы или когда обидели нас, и привести ее в исходное состояние – до ссоры, до нанесения обиды.

В любом случае, непрощение просто непродуктивно – для нас самих. Если не прощаем, держимся за обиду, то страдаем от этого, в первую очередь, сами. Наш обидчик живет своей жизнью и в ус не дует, а мы переживаем, не спим, строим планы отмщения.

Хотя, надо признать, зачастую люди даже услаждаются своим чувством обиженности – вот я такой бедный, несчастный, страдаю. Особенность человеческой природы такова, что мы склонны себя жалеть и в этом находить какое-то услаждение.

– К слову о том, что надо мириться в словесной форме. Мы очень много грешим против ближних осуждением и злословием. Как мириться, если человек о нашем по отношению к нему грехе даже не знает? Стоит ли ему объяснять, какими словами, когда и сколько ты его обсуждал или ругал?

– Злословие, осуждение – это постоянный, многовековой бич человечества. И нынешнее поколение и верующих, и неверующих исправно в этом грехе упражняется.

В идеале необходимо всеми силами стремиться вообще не разговаривать о третьем лице. Я как-то читал, что один из оптинских старцев запрещал своим духовным чадам в каком-либо контексте говорить о человеке, который при разговоре не присутствует. Потому что, к сожалению, практически любой разговор об отсутствующем сводится к его осуждению или какому-то суждению, близкому к злословию.

Никто из нас не застрахован от ситуаций, когда ради красного словца, или поддержания разговора, или из-за невозможности покинуть помещение, где кого-то осуждают, сами совершаем этот грех. В данном случае, мне кажется, не всегда полезно просить прощения у человека вслух. Одно дело, когда была ситуация, и мы словом или делом ему досадили, или он нам – в такой ситуации просить прощения нужно обязательно.

Но все мы немощные и слабые. И если кому-то скажем «прости меня, я тебя осуждал», да еще уточним, как именно, ситуация только ухудшится. В данном случае уместно будет «уклониться от зла и сотворить благо» – покаяться, на исповеди сказать, что был такой грех, и положить в сердце своем всеми силами, насколько возможно, избегать какого-либо суждения о ком-либо.

Фото: Сергей Пятаков / РИА «Новости»

Фото: Сергей Пятаков / РИА «Новости»

Когда видим, как в грех осуждения впадает кто-то из наших знакомых, особенно если это касается дорогих и близких нам людей, нужно попытаться адекватно донести свое мнение до осуждающего. Если знаем, что он нас послушает, постараться такой разговор пресечь. Если не станет слушать, лучше отойти в сторону и прекратить общение. В тех ситуациях, когда приходится сталкиваться с осуждением постоянно, лучше прямо показывать, что нам это неинтересно, неприятно и возмутительно.

Если дело происходит в Сети, где, собственно, и раскинулось сейчас основное поле для осуждения, лучше отписаться от такого пользователя, не иметь с ним никаких точек пересечения.

– Кстати, о Сети. Бывает, пользователи в соцсетях обсуждают друзей публично и довольно бесцеремонно. Огорчительно всё это наблюдать, особенно когда говорят о тебе или о твоих друзьях и близких. Но ведь люди считают, что они правы и просто говорят правду. Как мириться с такими обидчиками?

– Разные бывают случаи.

Если человек нам близок и у нас с ним есть контакт, конечно, лучше подойти и сказать прямо: прости, наверное, я смутил тебя какими-то своими поступками, раз ты обо мне так говоришь и пишешь. Если взаимоотношений тесных нет, тогда потерпите и посмиряйтесь.

В житии преподобного Ефрема Сирина есть рассказ о том, как однажды он безо всякой вины попал в тюрьму. Сидя в заключении, он сетовал, что страдает за то, чего не совершал – а ему приписывали чуть ли не уголовное преступление. По такому поводу он впал в уныние, пока ему не явился Ангел со словами: «Помнишь, в такое-то время ты совершил вот такой поступок, и тебе за это ничего не было?» – «Помню». – «И вот это преступление было, и ты за него не получил наказания». – «Помню». – «Так чего же ты сейчас ропщешь? Ведь страдаешь за то, за что тогда не пострадал».

У всех нас есть проступки, за которые нам нужно хоть как-то пострадать, понести наказание. Поэтому если видим незаслуженное, на наш взгляд, злословие в свой адрес, лучше вздохнуть и сказать: «Господи, достойно по грехам моим приемлю». Это первое. А второе – нужно помолиться за злословящего. Реально помогает, много раз с этим сталкивался. Ведь это, по сути, исполнение слов Господа, Который заповедовал: благословляйте проклинающих вас.

Если будем поступать именно так, если не будем пыхтеть, строить планы отмщения и готовить ответный удар, а просто от всей души помолимся за человека, это подействует. Господь Своей благодатью и нас умирит, и обидчика – потому что поступаем по-Евангельски. Ведь всё-таки Господь попускает нам попадать в какие-то неприятные ситуации для того, чтобы мы совершенствовались, чтобы из каждой ситуации, из каждого искушения выходили победителем – не отстоявшим свою правоту, а последовавшим подвигу мучеников, которые до смерти исповедовали свою верность Христу.

Хоть это и нескромно – сравнивать себя с мучениками, но каждый наш евангельский ответ на искушение является победой. А Господь победителя всегда увенчивает – в данном случае миром с теми людьми, которые, возможно, обозлились без всякой причины.

Также очень полезно бывает при встрече всячески высказывать благорасположение к тому человеку, который нас злословит и делает гадости. Яркий пример – преподобный Серафим Саровский, вышедший навстречу пришедшим его грабить разбойникам. Будучи физически сильным, он не стал сопротивляться и простил их, избивших его чуть ли не до смерти.

– Можно ли, примирившись, всё же прекратить общение, если оно совсем стало в тягость?

– Как и в предыдущих случаях, нужно смотреть на контекст ситуации.

Насколько важно наше общение для этого человека? Если у ближнего скорби, болезни, если это лежачий больной, а мы для него чуть ли не единственная отдушина, как бы неприятен он ни был, нужно потерпеть. Как сказано, «друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов». В данном случае исполнением закона Христова является несение немощи этого нашего ближнего. Как ему помочь? Выслушать, поговорить, отнестись насколько можно с терпением и любовью.

Если прекращение общения никак человека не травмирует, а для нас общение неприятно, неполезно или тяжко, тогда, возможно, лучше уклониться. Не декларировать вслух: «Я тебе прощаю, но вот общаться с тобой не буду», просто постараться реже пересекаться.

– Напоследок такой вопрос. Как вы думаете, почему нам легко примириться с теми, кого мы очень любим – детьми, родителями, с близкими друзьями, а по отношению к чужим людям механизм прощения включается очень сложно?

– В данном случае, на мой взгляд, имеет место разница мотиваций. Если это наши близкие и родные, зачастую мы легко прощаем, потому что нам с ними жить, их мы видим постоянно, и нам же лучше быть с ними в мире. А с чужими редко видимся, и такая мотивация мириться не срабатывает.

Фото: prozdor.ru

Фото: prozdor.ru

Хотя бывает и наоборот: на ближних человек, как говорится, отрывается, зная, что всё равно они его простят, потерпят, покроют любовью. А посторонним демонстрирует некую демо-версию замечательного, доброго, милого себя. По своей гордыне и тщеславию, чтобы показаться не таким, как есть, человек сдерживает себя в каких-то проявлениях. Это как раз тот случай, который описывает Иоанн Лествичник: бес беса гонит – демон тщеславия гонит демона немирности.

– Где искать силы для примирения?

– Только у Господа. Наше сердце грешное, лукавое, слабое и немощное, оно очень эгоистично, хочет, чтобы нам было только хорошо. Но для того и дано нам мышление, дан разум, чтобы мы могли его применять, чтобы у нас действительно был ум Христов. Ум Христов мыслит в контексте Евангелия. Если будем его включать, в ненужных вещах тормозить, а благие чувства и состояния ускорять, поддерживать и культивировать, думаю, недалеки мы будем от спасения.

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
10 лучших текстов о прощении

В преддверии Прощеного воскресенья – лучшие тексты о том, как простить обиду

5 шагов к прощению – если не можешь себя заставить простить

Должен простить. Хочу простить. Стараюсь простить. И чувствую, что не могу

Неделя до Прощеного воскресенья. Что происходит, если человеку никто не нужен

Как подготовиться к Великому посту в последнюю неделю? На что обратить внимание прежде всего?