Выйти из православного гетто к людям

Одиннадцать поместных Церквей уже скоро сто лет как живут по новому календарю. Стали ли они от этого менее православными? А что в России? Рождество у нас наступает после Нового года. Главные и самые любимые каникулы у народа попадают на время поста. Нормально ли это? Что важнее – традиция календарная или традиция всеобщей радости о пришедшем Христе? Об этом рассуждает Илья Забежинский.

Все. Бейте меня ногами. Сдаюсь. Хочу в ново-юлианский стиль. Как православные греки. Как еще десять поместных православных Церквей из пятнадцати. Как миллионы других православных. Или они не православные? Я вам расскажу, кстати, как на практике осуществляется единство всего православного мира при наличии двух календарей.

Были мы как-то в августе в Греции. Путевка была на 12 дней. Вылетели из Питера как раз 14 августа. Заговелись, так сказать, на Успенский пост. Денек попостились. Прилетели. А 15 августа, как раз на следующий день, у них, у греков и у еще десяти поместных Церквей – Успение!

Что делать? По канонам, на чьей канонической территории находишься, по тому календарю и живешь. И правда, греки ж – наши братья, православные. У них ликование на Успение – не виданное в России. Все женщины Марии в этот день у них вообще именинницы. И мы чего тут будем, с постными лицами ходить? Мы тоже празднуем Успение, ну и живем еще 11 дней по-гречески. То есть без поста. Какой пост, Успение уже отыграли!

26 августа возвращаемся в Россию и возобновляем Успенский пост. На один день. Домой всё же вернулись. Ну и 28 августа празднуем уже наше русское Успение и, разумеется, еще раз разговляемся. Во, экзотика, понимаешь!

Так же можно и с Рождеством поступить. Дело за малым – поехать 24 декабря в страну, где Поместная Церковь перешла уже на ново-юлианский стиль. То есть разницы этой между светским календарем и церковным больше не существует. А перед самым седьмым января вернуться обратно в Россию. Второй раз отпраздновать Рождество и пост сократить почти на две недели. Чем не экзотика!

А я вот, братья и сестры, не хочу экзотику. Я хочу Рождество 25 декабря, и чтобы – до Нового года, и чтобы у нас, в России.

Хочу, чтобы мы перестали врать, будто бы мы, в Русской Православной Церкви, всё еще живем литургически по юлианскому календарю. Потому что, кого ни спроси у нас в Церкви, каждый ответит: у нас Рождество 7 января, а Крещение 19-го. А Благовещение – 7 апреля. Я опросил вокруг много людей, и все отвечают именно так и никак иначе – от мирян до клириков – Рождество 7 января, а Крещение 19-го.

Нет, разумеется, через минуту-другую каждый благочестиво хлопает себя по лбу:

– Аааааа, ты это имеешь в виду!

И быстренько или не быстренько (тут уж как у кого с устным счетом) отнимает от привычного григорианского числа 13 дней.

– Ну да, Крещение-то, оно же 6 января!

Дальше, кстати, будет хуже. Всего через 85 лет нашим правнукам придется заучивать новые даты православных праздников. Потому что Рождество будет наступать не 7 января, а 8-го, Крещение – 20 января, а Благовещение – 8 апреля. А наши внуки будут объяснять им, что это, мол, такая православная традиция – прыгающие даты каждый век.

Давайте посмотрим трезво – мы врем сами себе. 

У нас давно уже нету ничего в Церкви по юлианскому стилю. У нас делопроизводство всё по григорианскому, все официальные объявления и циркуляры – по григорианскому. У нас на крестный ход по Невскому проспекту в день памяти Александра Невского собирали всех 12 сентября, а не 30 августа, а Митрополит приглашает всех желающих посетить праздничную Рождественскую вечерню в Исаакиевском соборе не 25 декабря, а 7 января. Он не может пригласить 25 декабря, никто не поймет. Да никто и не придет, ведь 25 декабря нельзя, 25 декабря, каждый православный знает, еще пост Рождественский был в самом разгаре.

У нас официальная информация на официальных сайтах – по григорианскому. Патриарх выступает – по григорианскому, принимает кого-то – тоже по григорианскому. На неофициальных сайтах – тоже всё по григорианскому. Вот 1 декабря все православные друг друга поздравляют с началом зимы – ау-у, вы чо, православные, до православной зимы еще 13 дней – так ведь и зима к нам тоже приходит по григорианскому.

Благочестиво еще стало нынче служить литургию в новогоднюю ночь. Елки-палки, она же тоже произойдет по григорианскому календарю. Странно. Какое такое новолетие празднуют наши всечестные отцы в новогоднюю ночь в наших храмах, если Рождество еще не наступило? Так ведь и нет никакого противоречия. Каждый у нас знает, что Рождество – оно же ПОСЛЕ Нового года. Разве нет?

Мне жалко наш запутавшийся народ. Который мы пичкаем нашей якобы неотмирностью. Мы такие неотмирные, что у нас даже календарь неотмирный. Ну да, во всём остальном мы вместе с миром шагаем нога в ногу. С миром нам вполне по пути. Календарь наш – последний бастион!

Бедный наш народ празднует не пойми чего не пойми зачем в ночь с 31-го на первое, съедает, надевает и раздаривает в эту ночь свои годовые накопления, а потом еще целую неделю веселится, ходит в гости, катается на коньках, бегает на лыжах, у кого деньги еще остались – путешествует – и всё это с чувством вины. Ведь он это делает в самые строгие дни Рождественского поста.

Может, конечно, вины-то он особой и не чувствует. Но мы-то, православные, на что? Мы какими взглядами всё это чужое веселие провожаем, когда набиваем свои оголодавшие постом глотки кисленькой опостылевшей уже за время поста капусткой? Нет, не провожаем? Показалось?

Я хочу вот что сказать тем, которые сейчас подскочат и накинутся. Меня вообще не заботит проблема научности/ненаучности календаря, его современности или несовременности. У меня совершенно миссионерский порыв и мотив.

Так случилось, что почти сто лет назад богоборческая власть перевела весь гражданский уклад в нашей стране на новый календарь. Она делала это сознательно, чтобы развести народ и Церковь на разные рельсы, на разные пути: Церковь – это там, отдельно, а народ – это тут, отдельно. Прошло почти сто лет, а мы всё еще ведемся на эту сатанинскую разводку и печемся более о традиции, нежели о народе, который Господь Бог нам вручил.

Фото: sagittario.livejournal.com

Фото: sagittario.livejournal.com

В итоге народ живет своей новогодней жизнью и в ус не дует, чего там у них в Церкви происходит, а мы, православные – своей, постной, – сидим за своим высоким православным частоколом и тоже ни во что не дуем. И наружу, за частокол, редко когда выглядываем, разве что подтвердить себе лишний раз «Спасибо тебе, Господи, что мы не такие, как они!»

Давайте-ка, может, уже вылезать из нашего милого теплого православного гетто? Оно милое и теплое, и мне тоже в нем нравится. Век бы в нем жил и жил. И не видел бы тех, которые не в нем. Благо, частокол у нас – до небес.

Но есть проблема. Христос пришел не к нам, 4-м процентам верных, как мы сами себя самовлюбленно именуем, не к «малому стаду», которое сидит и давится в новогоднюю ночь капусткой (церковные консерваторы) или изобретает, чем бы постненьким в эту ночь благочестивенько себя усладить, поста при этом не нарушая (церковные либералы).

Христос пришел ко всем людям, ко всем 100 процентам. И мы, православные, призваны к тому, чтобы быть апостолами для мира, а не для самих себя. А про «малое стадо» Христос и правда сказал, что оно спасается. Но не факт, что в нем будем находиться именно мы – те самые 4 процента из-за частокола, а не те, кому мы весть о пришедшем Господе должны были донести, а не удосужились – капусточкой подавились.

А ведь должно быть-то всё по-другому. Если мы, Церковь, не можем повлиять на распорядок жизни этого языческого мира, на бессмыслицу этого мира, так давайте вернем ему, этому распорядку, христианский смысл. Давайте наполним его этим смыслом! У вас праздник, у вас радость по новому стилю? Так вот вам, братья, настоящие праздники по новому стилю! Радуйтесь настоящей радостью и веселитесь истинным весельем!

Хватит твердить, как заклинания, “ах, традиция, ах, традиция” и “ах, будет раскол, ах, будет раскол”. У нас уже раскол с 96 процентами нашего народа, который совершенно не участвует в наших традициях. И который думает не про Христа, не про Его приход к нам, в этот мир, 7 января, на седьмой уже день после самой массовой народной пьянки и гулянки, а про то, что вот эти традиции календарные – будто бы это и есть настоящее Христианство, будто бы это и есть православие.

Давайте покажем народу, что традиции есть. И из них главная – это традиция радости о Боге, грядущем в мир. А вовсе не о том, чтобы эта радость происходила в неизменно назначенные и к тому же неудобные для народа даты.

Давайте вернем людям Рождество, как главный праздник. Пускай праздники начинаются с Рождества, а не заканчиваются им. А простую, ничего не значащую дату астрономической перемены года задвинем туда, где ей самое место. На потом. На после Рождества.

Смотрите, как здорово. Каникулы будут начинаться в Рождество, 25 декабря. Где-то в середине каникул будет Новый год. А в конце каникул, 6 января – Крещение. Каникулы эти называются Святки. Настоящие будут Святки, у всего нашего народа! И в такие каникулы – не грех нам всем будет и погулять, и порадоваться.

Давайте, братья и сестры, вернем уже людям Рождество! С Божьей помощью разберем уже частокол. Ей, гряди, Господи Иисусе!


Читайте также:

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Григорианский календарь – что вы знаете о нем? (тест)

О нем много говорят в последнее время, но все ли говорящие так же много о нем…

Почему я не хочу новоюлианского календаря

Если мы хотим сохранить свою идентичность, то, может быть, и не надо так стремиться слиться с…

Так нам и надо

Христианский мир в нашей стране ушел – и непонятно, с чего бы ему возвращаться