Выйти
Революция в медицине при помощи социальных сетей уже свершилась. Врачу и пациенту больше ничто не мешает общаться напрямую. Записаться на бесплатный прием в частную клинику? Сдать анализы по низким ценам? За несколько минут выяснить имя лучшего специалиста? Все это возможно, и сделать специальную сеть для общения докторов и пациентов можно в любом регионе. Пока с помощью социальных сетей лечатся только в Баку. «Правмир» рассказывает об этом уникальном опыте.

Социальный медицинский проект «Медпросвет» существует в сети Facebook лишь полгода, а в группе уже около тридцати тысяч участников. Самое интересное, что среди них – около трехсот квалифицированных врачей. Зачем им эта общественная нагрузка? Ради чего они порой совершенно бесплатно помогают людям? Об этом – администратор «Медпросвета», врач-гепатолог Заур Оруджев (католик, в крещении Иоанн) и журналист Сабина Гулиева (православная, в крещении Мария).

Выйти к людям

– Что же такое «Медпросвет»?

Заур Оруджев. Фото с личной страницы Facebook

Заур Оруджев. Фото с личной страницы Facebook

Заур: Это онлайн-проект по оказанию информационной и реальной безвозмездной медицинской помощи, площадка для поиска грамотных врачей и демонстрации своих профессиональных способностей самим врачами. Проект вырос из более ограниченных по своим возможностям медицинских онлайн-проектов, которые работают в своем формате, сосредотачиваясь на врачебных советах в сети. А мы решили «выйти к людям».

Безусловно, наши врачи тоже проводят онлайн-консультации в группе. Но есть вопросы, которые можно решить только при реальном осмотре пациента. А возможность оплатить прием доступна не всем. Поэтому для нас основная цель – медицинские проекты в реальной жизни.

Мы создали проект «Дежурка», в рамках которого предоставили людям возможность получать бесплатные медицинские консультации в частных клиниках, что раньше казалось вообще невозможным. Мы проводим бесплатные семинары, конференции, активно занимаемся благотворительностью – находим возможность для проведения операций нуждающимся, оплачиваем силами группы их дорогостоящее лечение…

– Как я понимаю, такой проект нужен не только пациентам?

Сабина: Зарегистрировано более 300 врачей. Половина из них – очень активны. Вторая половина может принимать участие в определенных проектах, в той же «Дежурке», но редко консультировать онлайн в силу нехватки времени.

Заур: За полгода к нам присоединилось более 30 тысяч людей, при том, что мы никогда не ставили себе целью увеличивать их количество.

– Внушительные цифры, а есть ли какая-то реальная статистика работы?

Сабина: В июне, например, в проекте «Дежурка» приняли участие 63 врача из 40 клиник в трех городах: Баку, Гянджа, Сумгайыт. Они бесплатно проконсультировали 664 пациента. Мы подсчитали, что если бы эти люди платили врачам за приемы, то потратили бы около 35 тысяч манатов (1380000 рублей). Грубо говоря, с нашей помощью только за один месяц удалось сэкономить такую значительную сумму.

Сделать медицину доступной для всех

– А вы делаете упор на бесплатные медицинские консультации для всех желающих или только для нуждающихся?

Заур: Для всех желающих. Цель «Медпросвета» – сделать медицину доступной для всех. Даже у человека со средним достатком может в этом месяце не быть возможности заплатить врачу 30-40 манатов (1200-1600 рублей) за прием. Это, так или иначе, бьет по карману. А если еще нужно пойти на прием к нескольким врачам?

– А все ли врачи, которые принимают пациентов бесплатно по проекту «Дежурка», востребованы пациентами?

Заур: Во многом это зависит от того, насколько врач активен онлайн – так он демонстрирует профессионализм и привлекает пациентов.

Сабина Гулиева. Фото: CBC.AZ/youtube.com

Сабина Гулиева. Фото: CBC.AZ/youtube.com

Сабина: У нас был случай, когда очень квалифицированный врач-ортопед смог выделить на «Дежурку» всего 2 часа. Он тогда успел бесплатно принять в одной из самых известных в городе частных клиник 14 пациентов. Правда, в итоге ему пришлось продлить время приема и задержаться на работе.

– Если у пациента нет денег на платный прием, нужна помощь, а у вас в «Дежурке» нет врачей соответствующей специализации, реально ему помочь?

Сабина: Да. У нас часто бывают случаи, когда пишут, что неимущему человеку нужен бесплатный осмотр, и врачи, даже не заявлявшие о себе в «Дежурке», предлагают помочь – осмотреть и проконсультировать бесплатно, сделать операцию по себестоимости и так далее.

– Как вам удается привлекать врачей в проект?

Заур: Сначала к проекту присоединились знакомые врачи. Потом врачи из клиники, где я работаю. Некоторое время спустя мы стали работать с главврачами клиник, и они уже рекомендовали своим сотрудникам присоединяться к нашему проекту. Целый ряд клиник сейчас работает с нами централизованно. Ну, а со временем группа стала популярной в сети, и врачи сами узнавали о ней и выражали желание присоединиться.

Консультации врачей  в открытом доступе позволяют пациентам выбрать того или иного врача. Например, нашего логопеда недавно пригласили принять участие в осмотре целого детского сада.

– А как вы проверяете компетенцию врача, если не знаете его лично?

Заур: Для начала, мы проверяем наличие у них дипломов. Затем, когда после первых же консультаций пациенты, излечившись, выражают врачам благодарность, мы понимаем, что врач действительно достойный.

Сабина: И самое главное – взаимоконтроль врачей. По каждой медицинской специализации у нас около десятка медиков. К примеру, кардиолог отвечает онлайн на вопрос пациента. Его ответ читает ряд других кардиологов. С одной стороны, они обязательно его исправят, если он даст неправильный совет. А с другой стороны – не уверенный в своих знаниях врач и не будет комментировать вопрос, в котором он не является профессионалом.

У нас был случай, когда один врач начала давать, мягко говоря, неординарные советы по каждому вопросу: от обычного ожога до онкозаболеваний. Мы в шутку назвали ее тогда «всеологом». В результате она была остановлена самими врачами, которые возмутились и удалили ее из группы. Ее комментарии тоже, разумеется, были удалены, и пациенты получили грамотные советы от других врачей. То есть у нас получается своеобразный консилиум.

Чтобы не лечить цирроз подорожником

– И часто приходится удалять из группы врачей или пациентов?

Сабина: Да, бывает. Того «всеолога» мы вынуждены были удалить из группы. Ушли еще несколько, не принявших нашу фундаментальную истину – «Медпросвет» действует только во благо пациентов и требует от врачей соблюдения врачебной этики.

15418318_1406380892714549_7009074978769528322_o

В «Медпросвете» существует еще одно непреложное правило: медицинские советы дают исключительно врачи. Это правило введено для безопасности самих пациентов – чтобы никто не предложил им лечить цирроз подорожником, к примеру. Но иногда бывают особо ретивые комментаторы, которые мало того, что дают никчемные «бабушкины» советы, не имея врачебного образования, но еще и начинают возмущаться, когда их просят этого не делать, и проявляют неуважение. Приходится удалять.

Повторюсь: запрет на комментарии от участников группы, не имеющих медицинского образования, введен во благо самих участников, чтобы не подвергать их риску непрофессионального совета. Так же, как и запрет на публикацию участниками контактов врачей, которых нет в группе. Вам могут посоветовать горе-врача из числа собственных родственников, например. И мы не можем быть уверены в его профессионализме, если он не состоит в группе и не комментирует. Так что наши запреты только на благо участникам, и мы просим их соблюдать.

– А споров между врачами не бывает?

Заур: Изредка, когда пациенты «сложные». На этот случай у нас есть отдельная группа – «Закрытый консилиум Медпросвета», в которую входят исключительно наши врачи. Мы делаем публикацию там, обсуждаем с врачами ситуацию, приходим к консенсусу и публикуем уже окончательную рекомендацию в самом «Медпросвете» для пациентов.

– Кем регулируется работа всей группы?

Заур: В «Медпросвете» 7 администраторов, среди которых не только врачи, но и дизайнер, и журналист. Кроме того, у нас есть волонтеры, которые являются своеобразными «глазами и ушами» администрации. Они мониторят публикации пациентов, следят, чтобы комментировали исключительно врачи, отмечают врачей нужной специальности, чтобы привлечь их внимание к определенному посту. Спасибо им огромное, ибо это помогает периодически «отдыхать» от работы в группе.

– Неужели все так печально в азербайджанской медицине, что нужен медицинский проект, объединяющий на бесплатной основе группу врачей?

Заур: К сожалению, есть определенные проблемы в этих вопросах. Как и в любой стране, хороших врачей мало, но они есть, и их можно найти. Доверие к врачам сейчас редкость. Нужны годы, чтобы люди опять поверили в отечественную медицину. И поэтому мы демонстрируем профессионализм врачей в нашей группе, а также позволяем людям обмениваться мнением о наших врачах, рекомендовать тех, у кого они уже были.

Кроме того, учитывая то, что заработок в частных клиниках выше, чем в государственных, хорошие врачи чаще всего там и работают. Прием там, естественно, стоит денег. Но, даже отправляясь на прием в государственную клинику, наши люди все равно идут с мыслью, что врачу надо заплатить, хотя там они не обязаны это делать. Поэтому мы отмечаем в «Дежурке» и тех врачей, чьи приемы в государственных клиниках и так бесплатны, и тех, кто работает в частных, порой очень дорогих, клиниках – чтобы пациенты в любом случае не терзались мыслями «сколько заплатить» и «есть ли деньги на посещение врача».

Фото: v-spisok.ru

Фото: v-spisok.ru

Женщину с гепатитом С лечили своими силами

– Как государственные структуры относятся к вашему проекту?

Сабина: Министерство здравоохранения, по нашим данным, знакомо с «Медпросветом» и наблюдает за нашей деятельностью. Кроме того, его сотрудники сразу реагируют на жалобы у нас в группе по отношению к клиникам или врачам – помогают быстро решить проблему в пользу пациента. Ну, и самим пациентам мы всегда рекомендуем со всеми жалобами сразу обращаться на горячую линию Минздрава – 9103, а в поиске лекарств предлагаем обращаться на горячую аптечную линию.

– А не пытались обращаться в какие-то фонды за грантами для оплаты тех же операций или лечения для неимущих?

Заур: Мы открыты для сотрудничества с фондами, но с прозрачными. Те фонды, которые пока нас сами находили, преследовали корыстные интересы, намекали нам на отмывание взносов и были сразу «отфутболены».

Мы хотим сами зарегистрировать НПО, но нас уже предупредили, что это будет очень сложно. Практически невозможно. Поэтому пока мы отложили этот вопрос до лучших времен.

Сабина: Пока собираем на лечение сами. Как раз завершили лечение пожилой пациентки с гепатитом С. Лечили бесплатно своими силами, а на анализы и лекарства (со скидками) собирали деньги в группе. Некоторые врачи делают операции в своих частных клиниках бесплатно – были операции по удалению гланд, глаукомы, обрезанию для детей…

Кроме того, через нас клиники проводят акции для пациентов – прошла акция по проведению бесплатных анализов на гепатиты, большую популярность имеют скидки на проведение УЗИ по очень низким ценам.

–Какие у вас планы на будущее? Расширяться, привлекать новых врачей, участников…

Заур: Мы уже сейчас проводим семинары и прямые онлайн-трансляции врачей. 8 июля у нас состоялась медицинская конференция, где было предложено развивать медицинский туризм, но не в привычном для нас формате – азербайджанцы едут лечиться за рубеж – а наоборот. Ведь в Азербайджане очень много возможностей, санаториев с самыми разными направлениями.

Сабина: Кроме того, у нас наполеоновские планы по расширению нашей деятельности за пределами Азербайджана. Так как мы в сети, мы не ограничены ничем, кроме наших желаний. У нас уже есть врачи из Узбекистана, России, Молдовы. Нам задают вопросы пациенты из самых разных стран.

Даже реальный проект «Дежурка» в рамках «Медпросвета» не ограничен никаким пространством. Если, к примеру, московские врачи решат выделить время и принять участие в нашем проекте, мы с радостью расскажем об их деятельности и будем рекомендовать московским пациентам. Наши врачи могут консультировать онлайн москвичей, а наших пациентов, соответственно, могут консультировать московские врачи.

Со стороны врача нужно только желание участвовать в проекте. Со стороны пациента – желание воспользоваться нашими возможностями и получить квалифицированную медицинскую помощь, онлайн или в реале. Мы приглашаем всех желающих присоединиться к «Медпросвету» и желаем всем здоровья.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.