Выставка «Духовная брань» – игры политтехнологов?

|

20 сентября в «Гельман-галерее» в московском центре современного искусства «Винзавод» открылась выставка Евгении Мальцевой «Духовная брань». Автор и организаторы выставки называют экспонаты «актуальными иконами» и утверждают, что их вдохновили участницы панк-группы «Pussy Riot».

На ряде картин, в том числе и имитирующих священные изображения, действительно можно увидеть лица в масках-балаклавах, подобных тем, в которых «выступали» исполнительницы печально известного «панк-молебна» в храме Христа Спасителя.

На открытие выставки на «Винзавод» пришли казаки и православные активисты, расценившие экспонаты и замысел авторов как кощунство. Их целью было заблокировать вход в галерею. Сорвать мероприятие не удалось, но вход на «Винзавод» пришлось перекрыть, вокруг были зафиксированы драки и беспорядки, в результате нескольких православных задержала полиция.

Является ли подобная реакция на современное культурное явление для христианина допустимой? Отвечают протоиерей Александр Ильяшенко и протодиакон Андрей Кураев.

Фото Юлии Маковейчук

Фото Юлии Маковейчук

Протодиакон Андрей Кураев:

Выставка «Духовная брань»: игры политтехнологов?

Сами экспонаты выставки «Духовная брань» я не видел, смотреть не хочу, а, значит, и комментировать не стану.

Впрочем, самый странный экспонат там — это организатор выставки, коллекционер Виктор Бондаренко. Эмигрант из СССР, гражданин США, он сделал деньги в мире, связанном экспортом русского оружия (во всяком случае, издавал журнал «Военный парад» и каталог «Оружие России»). При этом сами американцы обвиняют его в коррупции и откатах и в свою страну не впускают.

Был и светлый аспект в жизни этого недоучившегося танкиста. Бондаренко увлекся собиранием икон. Я был в его доме и видел замечательные образа. Не столь давно был издан внушительный каталог с ее описанием (см. например, здесь или здесь). Иконы из собрания Бондаренко можно увидеть на выставках, проводимых Центральным музеем древнерусского искусства им. Андрея Рублева.

Его нынешний крен в сторону карикатур — это же знак какой-то жуткой человеческой катастрофы. Он отрекся не от Кураева-Чаплина-Смирнова, не от конкретных (вполне, может быть, малосимаптичных) церковных деятелей, а от Андрея Рублева, Дионисия и Феофана Грека. Один спрос с человека, не знакомого ни с какими шедеврами иконописи, кроме продукции «Софрино». Но здесь-то человек видел настоящую красоту, трогал ее руками, жил рядом с ней — и на тебе… Такая метаморфоза с этим человеком мне видится загадочной.

Но вообще меня мало интересуют безобразия, творимые нецерковными или антицерковными персонажами — им так по статусу положено. Меня гораздо больше напрягает, когда мои собственные единоверцы превращают Церковь в ролевой клуб боевых урукхаев.

События на «Винзаводе» не являются первыми такого рода для православных активистов. Судя по их счастливым лицам, они абсолютно уверены в своей правоте, а, значит, никто из церковного руководства не пробовал всерьез объясниться с ними и одернуть их. А ведь именно церковное руководство эти хулиганы ставят в неудобное положение.

До событий на «Винзаводе» у меня не было оснований не верить официальным заявлениям о том, что отношения Церкви и государственной власти у нас в стране близки к идеальным. Но если бы это было так, одним телефонным звонком кощунственная выставка была бы пресечена. Этого, однако, не произошло — а потому и взбрыкнул «погромчик».

Погромы и самосуды — это действия социально слабых людей. Когда человек убежден, что обычным путем он до власти не докричится, что в рамках обычного правового пространства его интересы и святыни не защищены – он начинает защищать себя сам. Вспомним фильм «Ворошиловский стрелок».

Так что, с одной стороны, эти события ставят под сомнение любимейший тезис либеральной антицерковной пропаганды, а именно тезис о симфоничности отношений между сегодняшней церковной и светской властями. Но с другой стороны, они же дают основания считать официальные заявления слишком оптимистическими и комплиментарными.

Серьезнее другое: то, что такого рода акции повторяются без какого-то внятного, сурового одергивания со стороны церковной власти, означает, что кому-то это нужно. Рождается предположение, что где-то рядом с Патриархией появились политтехнологи, принесшие уже до боли знакомый сценарий. Тот сценарий, который хорошо известен колониальным князькам, строящим свои отношения с имперским центром.

Они вроде бы борются с экстремистами. Но на деле они заинтересованы в сохранении радикалов — потому что на них можно показать пальцем, говоря имперским кураторам: «Мы, конечно, сволочи, но если не мы, то придут вот эти. А с ними вообще никакой диалог невозможен. Поэтому лучше потерпите наши фокусы, нашу коррупцию и прочее».

Говорят еще, что девушки стараются завести подружку-дурнушку, чтобы на ее фоне выглядеть красавицей. А еще если приучить население жить с ощущением «страна Советов в кольце фронтов», то оно (население) будет послушнее и управляемее… В общем, любой политтехнолог расскажет, как выгодно пугать и своих и чужих, и как бывают полезны молодые подрощенные ручные экстремисты. «Ловите гранату. Не бойтесь, она ж ручная!»

Когда-то первые гетто в европейских городах создавались совсем не по инициативе христианских властей, а по воле раввинов: собранную в единый гурт паству было легче контролировать. Без антисемитских выходок и угроз (тщательно собираемых и с усилением пересказываемых) еврейская идентичность не закалилась бы так прочно, как она закалилась. Заимствуем опыт?

Если погромщики не осуждаются Церковью, если они все время говорят, что кто-то из высоких кабинетов им подмигивает, то как иначе понять их уже растянувшийся на полгода рукосуйный «перформанс»? Кому нужны боевые урукхаи?

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре:

Нужно воспитывать у людей художественный вкус

Фото Анатолия Данилова

Фото Анатолия Данилова

– На современное бескультурное явление христианин может реагировать по-разному.

Одна модель поведения может быть проиллюстрирована известной басней про слона и моську. Мало ли какие моськи-пуськи лают на Церковь. Верующие имеют полное право считать, что обращать внимание на такие проявления жизни ниже их достоинства.

Другой подход, вполне совместимый с первым: нам нужно очень активно и на самом высоком профессиональном уровне раскрывать перед нашим народом, как верующим, так и неверующим, основы православного вероучения, в том числе рассказывать, что такое икона, как к ней относиться, ее историю, традиции и, главное, что, обращаясь к иконе, воздавая честь образу, мы обращаемся к Первообразу.

Поэтому кощунство перед иконой — это пренебрежение к тому, кто на ней изображен. Люди должны понимать, что Бог поругаем не бывает. Мне отмщение, Аз воздам, – говорит Господь. На тех, кто кощунствует и соблазняет окружающих, лежит очень тяжелый грех.

Есть и третий путь — пытаться блокировать такие мероприятия, заявлять свой протест явным образом. Боюсь, что на этом пути минусы могут перевесить плюсы, потому что привлекать внимание к этим ничтожествам, мне кажется, хуже, чем если бы несколько человек пришли на эту выставку, увидели, что это пустота и бездарность, плюнули бы и ушли. «Троица» Андрея Рублева живет уже 600 лет. Люди перед ней стоят и молятся, а это псевдоискусство как возникло, так и исчезнет.

Да, конечно, такая экспозиция возмутительна, безобразна и просто глупа. В каждом произведении искусства проявляется душа того, кто его сотворил. В «Троице» Андрея Рублева — удивительная чистота и святость его души. А в этих произведениях дремучее состояние помраченной грехом души этой — не знаю, будет ли точно назвать эту женщину художницей.

Мне кажется, первые две реакции предпочтительнее. Мы должны очень тщательно и взвешенно продумывать последствия наших действий. Очевидно, что выставка «Духовная брань» – это провокация. Очевидно, что ее организаторам нужно, чтобы на них реагировали — тогда они будут кричать еще громче и устраивать следующую провокацию. Вот поэтому и нечего привлекать к ним внимание. Мы покажем, что это ниже достоинства верующего человека. Дразнить того, кто не реагирует, неинтересно, и провокации постепенно сойдут на нет.

А вот воспитывать у людей художественный вкус, знакомить их с достижениями мировой культуры необходимо. Сейчас для этого есть все возможности, в первую очередь благодаря интернету. Но наша деятельность в этом направлении должна быть не ответом на подобные проявления на самом деле полного бескультурья, а постоянной творческой, созидательной, просветительской и миссионерской работой.

Читайте также:

Винзавод. Несостоявшееся открытие «Духовной брани»

Прот. Николай Чернышев о выставке «Духовная брань»: Пошлость не может называться иконой

Протодиакон Андрей Кураев про православные дружины, Дмитрия Энтео и мудрость педагога

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи