«Хотя я умер, однако жив…»

Эти слова сказал свт. Иоанн Шанхайский, явившись после своей смерти одной женщине. Приходил он к разным людям. А жизнь всегда переполняла его, била в нем через край, утоляя жажду многих и многих…

…Миша Максимович “жил” еще задолго до дня своего рождения, 4 июня 1896 года, – жил в своих предках из древнего дворянского рода. Самыми известными среди них были святой Иоанн Тобольский, сибирский миссионер, наиболее близкий ему по духу (и тёзка по монашескому имени), и М.А. Максимович, на которого он поразительно походил внешне (тезка по имени мирскому), ботаник и зоолог, философ, историк русской литературы, знаток малороссийского фольклора, друг Н.В.Гоголя. Таким образом, в предках блаженного Иоанна как бы соединилась светская ученость с духовным служением. Сам же он, окончив юридический факультет Харьковского Университета, поступил в Университет Белградский на богословское отделение, чтобы дерево, украшенное листьями – светской образованностью – принесло духовные плоды.

Это был человек, живой всегда – он не “умирал” даже по ночам, ведь “сон – маленькая смерть”. Архиепископ Иоанн не ложился спать в течение 40 лет. Даже засыпая во время скучных бесед, он всё-таки бодрствовал: однажды видели, как Владыка, разговаривая по телефону, уронил трубку и задремал. Трубка лежала на коленях, а блаженный Иоанн продолжал еще долго беседовать с позвонившим человеком. Было ясно, что разговор – чудесным образом – продолжался.

Это был человек, живой везде. Блаженный Иоанн вначале учился и преподавал в Сербии, потом епископствовал в Шанхае, Париже, Брюсселе, Голландии, Сан-Франциско (он знал, кроме русского, еще несколько языков – сербский, китайский, английский, французский, голландский, греческий и др.) и всюду своим присутствием оживлял людей и сохранял от смерти. Так, например, он вместе с пятью тысячами беженцев из Китая провел 27 месяцев на острове Тубабао, находившемся на пути сезонных ураганов. Однако за это время люди только один раз видели тайфун, который внезапно переменил курс и миновал остров, Когда русские спрашивали местных жителей об опасности ураганов, те отвечали, что нечего беспокоиться, ведь “ваш святой человек обходит весь лагерь и осеняет его крестным знамением с четырех сторон”. После того, как людей эвакуировали и они разъехались по разным странам, подули ветры, и налетевший тайфун разрушил лагерь до основания.

Блаженный Иоанн запомнился всем своей жизнерадостностью, простотой, особенно при общении с детьми, своим легким малороссийским юмором. Владыка даже внешне походил на ребенка, только о густой бородой, – низкорослый, немного неуклюжий. Часто после богослужения он шутил с мальчиками-прислужниками, слегка постукивая непослушных по голове посохом. Иногда кафедральный клир бывал смущен, видя, как Владыка во время службы (правда, всегда вне алтаря) начинал играть с маленьким ребенком. А кропить святой водой блаженный Иоанн любил не сверху на головы, как принято, но прямо в лицо (на что одна маленькая девочка воскликнула: “Он брызгается!”) – с явным озорством и полным безразличием к дискомфорту некоторых чопорных персон. Дети были ему абсолютно преданы.

Радость жизни, переполнявшая блаженного Иоанна, особенно ярко проявлялась в пасхальную ночь, когда он облетал, – как описывает очевидец, – весь пространный Шанхайский собор, выкрикивая от избытка радости победоносные “Христос воскресе!”, “Христос воскресе!”. Его подлинному ликованию, казалось, не было предела…” Воистину сбывались слова Христа: “Я пришел для того, чтобы имели жизнь, и имели с избытком”.

Однако представлять жизнь архиепископа Иоанна как сплошной праздник – было бы всего лишь красивой сказкой. Гонения, злословие, преследования – эту чашу Владыке также пришлось испить сполна. Он даже вынужден был появиться в американском гражданском суде и давать ответ на нелепые обвинения и клевету. И блаженный Иоанн пил поругания как воду живую. Множество испытаний, которые на долю праведников выпадают в особенной степени, Владыка переносил все с тем же светлым духом, зная, что только “претерпевший до конца” получит “венец жизни”.

Блаженный Иоанн – как всякий человек – очень любил праздники, но только те, которые несут жизнь, а не смерть, те, которые доставляют истинную радость, а не сомнительные удовольствия. Однажды Владыка пришел на хэллоуинский бал, где принято рядиться в костюмы ведьм, духов, как бы вызывая темные силы. Это происходило, к тому же, накануне большого церковного праздника, и после службы блаженный Иоанн приехал на маскарад – к полному изумлению участников. Музыка прекратилась, Владыка в полном молчании пристально посмотрел на онемевших людей и стал неспешно обходить зал с посохом в руке. Он не произнес ни слова, да в том и не было нужды: один его взгляд уязвил совесть каждого, вызвав всеобщее оцепенение…

Блаженный Иоанн жил не буквой, которая убивает, а духом, который животворит. Как в Китае, так и в Западной Европе люди постепенно привыкали к тому, что Владыка всегда мог преподнести неожиданность. Однажды, когда архиепископу Иоанну довелось быть в Марселе, он решил отслужить панихиду на месте жестокого убийства сербского короля Александра. Никто из его клира по ложному стыду не захотел служить с ним. Владыка пошел один. Жители Марселя были поражены, увидев священнослужителя в необычных одеждах, с длинными волосами и бородой, расхаживающего с чемоданом и метлой прямо на дороге. Его заметили фоторепортеры и сразу принялись снимать. Владыка тем временем остановился, вычистил метлой небольшую часть тротуара, открыл свой чемоданчик и начал извлекать содержимое. На выметенном месте он положил епископские орлецы, разжег кадильницу и начал служить панихиду.

Юродивый епископ в XX веке, да еще в Европе или Америке, – не сон ли это? В одной из католических церквей Парижа священник пытался вдохновить молодежь следующими словами: “Вы требуете доказательств, вы говорите, что сейчас нет ни чудес, ни святых! Зачем же мне давать вам теоретические доказательства, когда сегодня по улицам Парижа ходит святой – Saint Jean Pieds-Nus (святой Иоанн Босой)?” Такое имя блаженный Иоанн получил потому, что всегда ходил босиком – даже но жесткому гравию Версальского парка. Ему это запретили после серьезного заражения крови от пореза стеклом, предписали носить ботинки. Он их носил – под мышкой. Пока не пришло очередное распоряжение – надеть их на ноги.

Архиепископ Иоанн часто и в церкви служил босиком, чем приводил в недоумение других священников. Однако каждое его действие имело глубокий внутренний смысл и рождалось от живого ощущения присутствия Божьего, Пророк Моисей услышал: “Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая”, – блаженный Иоанн показывал, что ныне вся земля освящена стопами Христа и на всяком месте мы предстоим Живому Богу.

Сам Владыка для многих становился как бы ангелом Божиим. Он был живым на скорую помощь людям; часто он посещал ночью больницы.- и всегда беспрепятственно, хотя в Шанхае во время японской оккупации и смельчаки предпочитали сидеть дома. Один бродяга из Лиона с жаром рассказывал, как блаженный Иоанн ходил по ночному Шанхаю в самые трудные годы и раздавал хлеб и деньги даже пьяницам. Спасать людей от смерти – было одной из главных его забот, и бесчисленны случаи, когда он своим приходом, будто живой водой, напаивал умирающих. Вот что рассказывает, например, госпожа Л.Лью.

“В Сан-Франциско муж мой, попав в автокатастрофу, очень болел: он страдал ужасно. Зная силу молитв Владыки, я думала: “Если бы его пригласить к себе, то муж бы поправился”. Проходит два дня, и вдруг приезжает Владыка – он у нас провел всего минут пять. Тогда был самый тяжелый момент в болезни моего мужа, и после этого посещения у него настал резкий перелом, а вскоре он совсем выздоровел. Позже я встретила господина Т., и он сказал мне, что правил машиной, когда вез Владыку в аэропорт. Вдруг Владыка говорит ему: “Едем сейчас к Л.” Тот возразил, что они опоздают на аэроплан и что сию минуту он повернуть не может. Тогда Владыка сказал: “Вы можете взять на себя жизнь человека?”

Жизнь, переполнявшая блаженного Иоанна, выплескивалась на окружающий мир, как прохладительная влага на безводную пустыню. В одном только Шанхае он был вдохновителем и организатором постройки храмов, госпиталя, приюта, домов для престарелых, коммерческого училища, женской гимназии, общественной столовой. Невозможно перечислить всего, что сделал Владыка…

Но вот 2 июля 1966 года блаженный Иоанн умер, Однако исцеления и чудеса продолжаются и по его смерти для приходящих с верою к его гробнице в Сан-Франциско или для молящихся ему в любой точке земли. Воистину, на нем сбылись слова Спасителя: “Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную”. Для нас нет умерших святых – “Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых”. И каждый, обратившись к блаженному Иоанну, может испить этой воды. А потому легко нам принять его слова: “Хотя я умер, однако жив”.

Автор – Владислав Томачинский  выпускник филфака МГУ, первый главный редактор “Татьянина Дня”

Лучшие материалы Правмира можно читать на нашем telegram-канале

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Свидетель находки века

Сергей Чапнин был первым журналистом, который получил задание рассказать о находке предполагаемых останков детей Романовых в…

Константин Эггерт: Не хватает мирян!

Что видно из горячих песков Йемена? Кто ведет информационную войну против Церкви в СМИ? Почему на…

Сергей Чапнин: Мне дороже всего пример радостной жизни во Христе

Печально видеть, как обострились отношения внутри самих православных. Поиск врагов среди единоверцев, публичные доносы, истерические записи…

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: