Христос и Адам

Христос – Новый Адам. Мы часто слышим это, мы привыкли и не замечаем трагизма этого выражения. Но вдумаемся: то, что мы называем Сына Божия, Слова Божия Воплощенного и Распятого «Новым Адамом» означает и то, что Адам, первый человек, сотворенный Словом Божиим, не стал Христом.

Сотворение Адама

Сотворение Адама

Нет, стать Сыном Божиим, Вторым Лицом Троицы, человеку невозможно – но «христами», «помазанниками», «мессиями» назывались простые смертные цари Израилевы, начиная с Давида. Например, в псалме 17-ом говорится о Боге: «Величаяй спасение царево и творяй милость христу (помазаннику) своему Давиду и семени его до века» (Пс. 17:51).

Такое имя было словно прообраз именования каждого из нас в том грядущем Царстве Христа, Сына Божия, в которое Он вводит каждого смертного и изуродованного смертью потомка Адама. Он делает нас братьями Своими и не стыдится нас  (Евр. 2:11).

Он делит с нами всё, что имеем мы, и потом, Воскресший вопреки всему, делится с нами тем, что имеет только Он Сам, и никто иной (Фил. 2:6-11).

Он делится «просто и без упреков» (Иак. 1:5) с тем, кто совершил непоправимую ошибку и изуродовал свою жизнь, сделав ее нечеловеческой, превратив ее в длительное умирание.

На иконах Христос и Адам часто изображены со сходством лиц-ликов. Но то же сходство прослеживается и на других иконах, изображающих тайну Нового Адама и радость сыновей Адама ветхого.

Порой становится страшно – уж не Христос ли, лишенный славы, лежит, избитый до полусмерти разбойниками на иконе, повествующей, подобно Евангельской притче в красках, о Добром Самарянине? Нет, это человек, просто человек, поруганный и обнаженный, изуродованный образ Христов, неудавшийся «христос», тот, который не нашел в себе сил противостоять разбойникам, кто слаб, одинок и брошен… Он – неудачник. А кому нужны неудачники?

Только Христу, и больше никому.

И Христос приходит к нему, Он – чужой и незнакомый Странник, которому чужда и незнакома «праведность» священника и левита. Он, действительно, пришел из другого мира – мира Отчего. Он одет в прекрасные ризы, Он красив, Он силен, и воистину прекрасен.

И Он – Сильный, самый сильный, ибо Он сильнее и левита, и священника, которые свое священство получают от Его предвечного священства, –  склоняется к похожему на Него, но изуродованному брату Своему. Он – Спаситель, и Его дело – спасать, как говорил св. Климент Александрийский. А как Он будет спасать, Его Самого не страшит, хотя Петр и воскликнет: «Да будь Ты же милостив к Себе!»

И Он не стыдится называть нас «братьями», омыть раны, дать отдохнуть в гостинице – пусть пока целительный сон в теплой гостиничной постели лечит нас, пока Он исправляет страшную ошибку Адама. Потом больной поправится и будет в силах услышать, чего стоило его исцеление Его нежданно обретенному среди полной покинутости и отчаяния Другу…

…Или вот – история Озы, коснувшегося Ковчега Завета.

«И собрал снова Давид всех отборных людей из Израиля, тридцать тысяч. И встал и пошел Давид и весь народ, бывший с ним из Ваала Иудина, чтобы перенести оттуда ковчег Божий, на котором нарицается имя Господа Саваофа, сидящего на херувимах. И поставили ковчег Божий на новую колесницу и вывезли его из дома Аминадава, что на холме. Сыновья же Аминадава, Оза и Ахио, вели новую колесницу. И повезли ее с ковчегом Божиим из дома Аминадава, что на холме; и Ахио шел пред ковчегом [Господним].  А Давид и все сыны Израилевы играли пред Господом на всяких музыкальных орудиях из кипарисового дерева, и на цитрах, и на псалтирях, и на тимпанах, и на систрах, и на кимвалах. И когда дошли до гумна Нахонова, Оза простер руку свою к ковчегу Божию [чтобы придержать его] и взялся за него, ибо волы наклонили его.  Но Господь прогневался на Озу, и поразил его Бог там же за дерзновение, и умер он там у ковчега Божия.  И опечалился Давид, что Господь поразил Озу. Место сие и доныне называется: “поражение Озы”.(2 Цар.6:1-8).

Давид и Ковчег

Давид и Ковчег

Иконописец отвечает на вопросы, рождающиеся при прочтении этого сложного текста – почти книги Иова в миниатюре.

Вот он – падающий Оза-Адам. Ликом Он схож с Христом – до боли напоминая лежащего во гробе Сына Божия.

Несчастный повторяет поступок Адама – он касается Божественной области, Божественной славы, будучи неготовым, с постыдно обнаженными ногами (а это – нагота, символ стыда и «обнажения от славы Божией»). Он изображен в профиль, как предатель – он предал доверие Божие; также в профиль изображают Иуду на Тайной Вечере и в саду Гефсиманском. Он без трепета, как имеющий право, как знающий, что делает, уверенный в себе, самодостаточный, тянется к святыне – и смерть, непонятная и быстрая настигает его, как Адама, как Иуду…

И падает он, и простерта все еще его рука – «дерзостно простерта», как пишет свт. Григорий Богослов.

Однако динамика удвоенного иконописного изображения ведет взор не назад – от Ковчега к падению Озы-Адама, но странным образом – вперед, от смерти к восстанию. За руку, «дерзостно простертую», уже дана рука Христова, «мужественно распростертая» – в поручительство за брата, который наделал смертельных глупостей, и теперь, выручая его, Сыну Божьему надо стать таким же. До смерти.

И падает в смерть Христос, и восстает из смерти Адам-Оза, и тянется к Ковчегу.

А на Ковчеге изображена Дева, от Которой принимает человеческую одежду горького братства Адамова Сын Божий и Сын Девы, Спаситель Адама.

И ликует Давид и те, кто с ним, и не печалятся более – ибо узрели их глаза спасение Бога Израилева.

Самарянин - отражение ликов

Самарянин - отражение ликов

+++

Ветром бурным ворота срывать –
так только Он приходит, спасая,
горы круша
и кедры ломая –
вниз –
к уже не могущим звать,
тем, кто вдали –
позабыт или брошен,
тем, кто вблизи –
и смертельно устал…
Вниз! –
где неслыханно Имя Божие.
В ризе
дивней горного льна,
Он –
сошедший в забвения бездну
и испытавший ее до дна –
древом Креста – не жезлом железным –
Тот же – все Тот же –
едина черта,
йота едина,
Очи – к очам –
Вынесет,
вызволит –
драхма, –
овча,-
чадо, –
видишь? –
ладоней Его
начертанье…

Читайте также:

Отроки в пещи. Хорег – Сын Божий

Всех скорбящих Радость: икона с грошиками

Не страшись!

Помоги Правмиру
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Научная работа искусствоведов восстанавливает реальную картину художественной ситуации

Со второй половины XVI века имя Андрея Рублева приобрело почти нарицательное значение

Как исследовали иконы “Звенигородского чина”

И страшно ли исследователям икон переписывать историю русского искусства

“Меня не убедили исследования Третьяковской галереи”

Священники-иконописцы разошлись во мнениях по поводу "Звенигородского чина"

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!