Христос терелеп торган! Шиннэп терелеп торган!

Раннее утро в татарстанской глубинке – как раннее утро в стране «Тысячи и одной ночи»: отовсюду крики муэдзинов, усиленные современной акустической аппаратурой, призывают правоверных к молитве.  

Стереотип пейзажа средней полосы России – неяркое небо, поля, березы и маковка церкви вдалеке – в этих краях претерпевает интересную метаморфозу: то же небо и те же поля, но вместо церкви среди берез – взмывающий ввысь шпиль минарета. Мечети здесь в каждом селе, в каждой, даже самой маленькой, деревне; в районных центрах мечеть – в каждом микрорайоне. 

В пятнадцатитысячном поселке Кукмор, одном из районных центров на северо-западе Татарстана, редко услышишь русскую речь: языком межнационального общения здесь служит татарский. Мечетей здесь в общей сложности – пять; плюс – медресе со штатом преподавателей, где проводятся занятия по шариату и арабскому языку как для детей, так и для взрослых. 

Тем неожиданнее было увидеть здесь строящееся здание, архитектурой своей явственно напоминающее православный храм. Неподалеку от стройки – маленький приземистый домик с восьмиконечным крестом на крыше; стилизованная под древнерусскую вязь вывеска гордо гласит: «Церковь святых апостолов Петра и Павла». 

Выясняем. Изба с крестом – молитвенный дом православного Петропавловского прихода. Приход – в юрисдикции Московской Патриархии, принадлежит Казанской епархии. Настоятель, протоиерей Сергий Елисеев служит здесь уже десятый год, направлен сюда сразу после рукоположения. 

– Когда я сюда приехал, здесь вообще ничего не было, – рассказывает о. Сергий, – была только небольшая горстка людей, зарегистрировавшая в 1994 году православную общину и горячо желавшая обрести Бога, быть со Христом. Со временем поселковые власти пошли нам навстречу и выделили для проведения богослужений вот этот небольшой дом, помещение площадью 30 кв.м. Мы соответствующим образом его оборудовали: устроили алтарь, иконостас, разместили подсвечники и лампады. С тех пор служим здесь, проводим Божественную Литургию и Таинства. 

Спрашиваю: стройка неподалеку – это ваш будущий храм? 

– Да. В первые годы жизни нашего прихода мы о большом храме, можно сказать, и не мечтали: община малочисленная, думалось, хватит нам и молитвенного дома; главное, чтоб храмы в сердцах созидались, ведь так? Но с каждым годом приход рос, нас становилось все больше, этот домик стал уже неспособен вместить всех желающих – и со временем вопрос о строительстве храма превратился для общины в вопрос, что называется, насущнейший. И вот теперь, Слава Богу, – строимся. 

Разговорились об истории этих мест, об истории православия в этих краях. 

– До революции здесь была большая трехпрестольная каменная церковь Петра и Павла. В середине XIX века ее поставили русские купцы-промышленники, которые, собственно, и основали поселок. В 30-х ее уничтожили. Ничего не осталось, – не только стен, но и ни одной иконы, ни одной книги. На образовавшейся посреди поселка площадке поставили, как водится, памятник Ленину. Поэтому жизнь и деятельность нашего прихода, и сегодняшнее строительство Петропавловского храма – это, в некотором смысле, возрождение «хорошо забытого старого».

Помолчав, о. Сергий добавил: 

– Но я не очень люблю, когда о православии говорят только как о «возрождении отеческих традиций». Сегодня здесь живут совершенно другие люди; и они своей дорогой идут к своему открытию Бога и Христа. Прежние кукморские христиане не сберегли своей веры и храма. Сегодняшние – учатся жить и веровать так, чтобы то, что произошло здесь в 30-е, не повторилось. 

Не могу не задать вопрос на тему, звучащую в наше время все чаще: противостояние Востока и Запада, противостояние христианской и исламской культур. 

– О. Сергий, ваш приход живет в плотном мусульманском окружении. Не испытываете ли вы в связи с этим определенных сложностей? Как вы чувствуете себя в исламской среде? 

– Слава Богу, проблема противостояния христианства и ислама в наших краях пока не актуальна, и я надеюсь, ситуация не изменится и в будущем. Мусульмане относятся к нам очень дружелюбно и уважительно. Именно с их помощью мы решаем большинство вопросов, связанных, например, со строительством храма – и практически всегда встречаем искреннее стремление помочь. За десять лет работы здесь я ни разу не встретился с какими-либо конфликтами на национальной и религиозной почве. 

Обращаю внимание на то, что некоторые прихожане в молитвенном доме общаются между собой по-татарски. 

– У православия в Кукморе – свое лицо и свой язык, – смеется о. Сергий, – Среди членов нашей общины много татар, как и представителей других национальностей – удмуртов, марийцев, русских. При этом даже русские здесь владеют татарским языком, он является универсальным средством общения. У нас есть и богослужебная литература на татарском языке, и Священное Писание: перевод этих книг был начат еще до революции, и эту работу продолжают сейчас современные миссионеры-подвижники, такие, как прот. П. Павлов в Казани. Службы нашего прихода проходят преимущественно на церковнославянском, но мы включаем в них молитвы и песнопения и на татарском, и на удмуртском языках. Таким образом богослужение для наших верующих становится еще понятнее и ближе. Или вот пасхальное приветствие: «Христос воскресе! Воистину воскресе!» – мы все с удовольствием произносим его по-татарски. 

– И как это звучит, интересно? 

– Христос терелеп торган! Шиннэп терелеп торган! 

Разговор вновь возвращается к маленькому и тесному молитвенному дому, к строящемуся храму и связанным с этим проблемам.  

– О. Сергий, скоро ли двери Петропавловского храма откроются для верующих? 

– Хочется верить, что скоро. Планировали к осени освятить престол, пригласить архиепископа Анастасия. Сейчас, после майских праздников, рассчитываем установить купола, затем перейдем к внутренним и отделочным работам. На это пока есть и силы, и средства. А вот дальше… Нужен иконостас, нужны иконы, подсвечники, паникадила и прочие необходимые элементы храмового убранства – на все это, к сожалению, денег уже нет, все изыскиваемые средства уходят на строительство. Но мы все же надеемся – что Бог даст и добрые люди помогут, и в этом году у христиан в Кукморе появится свой, настоящий, большой и красивый храм! 

Отец настоятель провожает нас до машины. В этот момент над крышами снова начинает плыть густой и протяжный, с красивыми переливами, зов муэдзина. Улыбаясь, говорю: 

– Отче, искренне желаем вам, чтобы в скором времени в эту музыку органично вплелась и другая – музыка колокольного звона! 

О. Сергий кивает: 

– Дай-то Бог. 

Отъезжая,  мы поравнялись с группой местных жителей, направляющихся, по всей видимости, в молитвенный дом. И услышали нечто, уже знакомое:  

– Христос терелеп торган! Шиннэп терелеп торган! 

Теперь мы знаем: это – пасхальное приветствие «Христос воскресе». Так оно звучит по-татарски. 

Дорогие соотечественники, братья и сестры!

Церковь святых апостолов Петра и Павла в поселке Кукмор Казанской епархии закрыта и разрушена в 30-х годах прошлого столетия. Вот уже несколько лет православная община своими силами возрождает Петропавловский храм. Приход немногочисленный, расположен в татарстанской глубинке, где подавляющее большинство населения – мусульмане. Возрождающийся храм остро нуждается в вашей помощи! 

Наш адрес: 422110, Россия, Республика Татарстан, р.п. Кукмор, ул. Рабочий переулок, д. 40. Местная православная религиозная организация Петропавловский приход р.п. Кукмор Республики Татарстан Русской Православной Церкви (Московский Патриархат). 

Настоятель прихода – протоиерей Сергий Елисеев  

Счет и реквизиты банка: КУКМОРСКОЕ ОСБ № 4641 СБ РФ

ИНН 7707083893

БИК 049205603

КОР/СЧ 30101810600000000603

Р/СЧ 30301810862000606209

В ОСБ «БАНК ТАТАРСТАН» №8610 СБ РФ

ОКПО 02821669

ОКНХО 96130

КПП 162302001

422110 п. КУКМОР ул. ЛЕНИНА д. 16

40703810362090100049

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.
Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!