Хроника: Международный христианский семинар “Тоталитарные секты в России”

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, № 2, 1994
|
Не успели еще дождь, снег и ветер сорвать со стен московских домов портреты женщины в белом, как общество, кажется, позабыло, что тоталитарные секты опасны. Действительно, ни деяния “преподобного” Муна, ни похождения гражданки Цвигун не сравнятся с экономическим кризисом и разгулом бандитизма, а сектанты не жаждут пристального внимания общественности.

Тоталитарные сектыИдея проведения представительного международного семинара, посвященного методам противодействия сектантству, вызвала скорее непонимание. А между тем православные и католики, лютеране и баптисты — представители 20 Церквей, собравшиеся с 16 по 20 мая 1994 г. в стенах Российской Академии Управления, были озабочены ничем иным, как защитой свободы человеческого духа от порабощения тоталитарными идеологиями.

Семинар был хорошо организован. Интеллектуальный уровень большинства докладов был высок и, наверное, ни один участник не ушел с семинара, не углубив свое понимание проблемы.

Но главное заключалось все же не в этом, а в духе христианского единства, царившем на семинаре. Представители различных конфессий оказались едины в защите ценностей христианства: жизни, свободы, Истины, которая есть Господь Иисус Христос. Христианство не впервые сталкивается с извращенными и изуверскими формами религиозности. Но в XX в., давшем необычайный всплеск религиозных движений по всему миру, Русская Православная Церковь оказалась искусственно оторвана от братских Церквей, в том числе от их опыта противостояния сектантству. Поэтому так важно, что западные Церкви бескорыстно протянули нам руку помощи. Сектантство с его антихристианским характером стало глобальным явлением, и противодействовать ему возможно только на общехристианском уровне, в постоянном контакте и молитвенном единстве. Это ощущалось уже на молебне перед началом семинара, в котором приняли молитвенное участие все гости семинара без различия конфессий.

Первый день семинара был посвящен общим проблемам сектантства: его истокам, причинам его широкого распространения, методам порабощения умов, практикуемым в сектах, а также психическим последствиям пребывания в сектах и путям спасения человеческих душ.

Семинар открыл председатель Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата игумен Иоанн (Экономцев). Коммунистическая псевдорелигия ушла, сказал он, но осталось воспитанное ею тоталитарное сознание. Поэтому такой успех имеют духовные фальсификаторы, поспешившие заполнить возникшую пустоту. Люди, мечтающие о богатстве, славе и безграничной власти над человеческими душами, проникли в органы государственной власти, средства массовой информации, образовательные структуры и развернули организованное наступление на христианство. Заманивая простодушных и доверчивых в свои сети, они духовно калечат их. Христиане, чьей задачей является воспитание в человеке образа Божия, должны дать отпор воплощенному сатанизму.

Свои приветствия семинару прислали Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий и Митрополит всея Америки и Канады Феодосий.

Патриарх указал на благородную цель семинара — защиту свободы и истины. Он констатировал, что в России действуют даже секты, запрещенные на Западе. Во имя будущего детей Церковь обязана выступить с обличением, что невозможно без серьезного изучения сектантства.

Митрополит Феодосий отметил, что христиане России должны стать свидетелями истины, что русский народ, в большинстве своем недостаточно просвещенный, беззащитен перед духовной недобросовестностью.

Ректор РАУ проф. Р.Е.Тихонов выразил надежду на успешное сотрудничество христиан и Академии, на прекращение необоснованного потакания тоталитарным сектам и на углубление понимания государством религиозных проблем.

Ректор Московской Духовной Академии епископ Дмитровский Филарет подчеркнул, что распространение сектантства в России связано с неспособностью современного общества усвоить истину Православия, в котором укоренена вся русская культура. По мнению владыки, секты в истории России — случайное и преходящее явление.

Причины возникновения сектантства осветил епископ Красноярский и Енисейский Антоний. В основе сектантства всегда лежит грех, удаляющий человека от Бога и Церкви. Дьявол постоянно соблазняет человека к отпадению от спасающей веры и толкает его в пучину множества заблуждений. Те религиозно ищущие души, которые, поддавшись на пропаганду сектантов, соглашаются принять из их рук веру без ответственности и спасение без усилий, идут навстречу сатане.

Современные нетрадиционные религиозные движения представил проф. Иоханнес Огорд, директор “Диалог-центра” (Дания). Он отметил серьезный сдвиг в современном религиозном сознании. Если раньше секуляризационные тенденции выражались в атеизме, и религия оставалась областью божественного и высоких идеалов, то в XX в. стало ясно, что человек по природе — homo religiosus. Нынешнее секулярное сознание пытается приспособить религию к своим целям, создавая религию “Новой эры” под девизом: “Нет Бога, кроме человека!” Идеалом этой обезбоженной религии становится прогресс, она зачарована жаждой перемен, а потому рвет связи с Церковью и христианством. Современное сектантство все более превращается в единое антихристианское движение. Истоки этого процесса лежат еще в попытке гностицизма на самой заре христианства объединить его с язычеством и растворить в лоне синкретической мифологии. В нынешнем же виде движение конституировалось в 1893 г., когда в Чикаго собрался религиозный парламент, отмечавший наступление новой эры. Там были представлены необуддисты, неоиндуисты и, конечно же, “восходящая звезда” — теософия, в доктринах которой, по мнению проф. Огорда, таится ключ ко всей идеологии “Новой эры”. Сейчас существует целая империя религии “Новой эры”, от Германии до Аляски, грозящая поглотить и Россию. Главной ее целью является подрыв и религиозного, и мирского порядка жизни и установление своих собственных порядков.

Констатировав опасность, проф. Огорд призвал к изучению сектантских учений в русле древней апологетической традиции, восходящей к св. Иринею Лионскому. “Мы должны вступить с сектантами в “диалог-в-конфронтации” — сказал он, — дабы спасти их от их сект. Они тоже чада Божии и нуждаются в спасении”.

На причинах, по которым люди оказываются в сектах, остановился проф. Рональд Энрот (Калифорния). Сознательно культивируемая в секте идеология “семьи” привлекает молодых людей. Простые и однозначные ответы сектантов на все жизненные трудности оказываются для многих идеальным средством спасения от стресса. Теплохладность и секуляризм, зачастую царящие в нынешних церквях, толкают в объятия сектантов тех, кто размышляет о смысле жизни или просто жаждет чуда. Страх молодежи перед ответственностью или перед реальной жизнью, желание спрятаться за авторитет гуру или пророка, подчиниться четким приказам, требующим полного повиновения, также играют свою роль. Наконец, лозунгом, привлекающим в секты, является “счастье”. Не зря же Мун объявил, что “каждый без исключения борется за свое счастье”, а основатель сайентологии Хаббард назвал свою книгу “Дорога к счастью”.

Специфические условия России выделил в своем докладе д-р А.Л.Дворкин, директор Центра им. св. Иринея Лионского, организатор семинара. Он отметил основные черты религиозного сознания современного россиянина: полное невежество, языческая суеверность, примитивное понимание веры даже у многих православных. Освобождение принесло моду на “религиозность”, но люди

по-прежнему не знают, что такое христианство, а сил возрождающейся Церкви не хватает на просвещение всех. По наследству нам достался страх перед ответственностью, и на нем играют сектанты, предлагающие спасение по дешевке в обмен на полную покорность.

Далее д-р Дворкин и проф. Энрот подробно разобрали методы порабощения умов, применяемые в сектах. Все приемы тоталитаризма, блестяще описанные в книгах Оруэлла, мы видим на практике в пределах одной небольшой общины. “1984 г.” в миниатюре начинается для подростков 14-18 лет с отречения от своего прошлого и от всего мира. Родители — их злейшие враги, все прежние родственные и дружеские связи принадлежат “миру сатаны”. Затем — лишение свободы, подчинение ума и воли, полный контроль над социальным и психологическим окружением человека, непрерывный духовный прессинг в замкнутой среде (информация извне предельно ограничивается). Ничего напоминающего о существовании огромного мира за порогом секты! У членов секты не должно возникать желания связаться с миром, — для этого культивируется духовный элитизм, чувство своего безмерного превосходства и безусловной спасенности.

Контроль над языком и временем — вот два важнейших фактора разрушения личности. Язык формирует стиль мышления, а иногда и властно правит человеком помимо его воли. Поэтому, чтобы навязать членам секты нужные стереотипы поведения, лидеры изобретают “новояз” — новую терминологию, заставляют своих подопечных менять имена, а иногда даже полностью переходить на другой язык. По словам Хосе Ортеги-и-Гассета, человек отличается от животного способностью к самоуглублению. Оказывается, его довольно просто лишить этой способности, — надо только овладеть его временем до секунды, что избавит его от всякого желания размышлять. Сектанты лишаются полноценного питания (немного вегетарианской пищи без хлеба) и нормального сна (2-3 часа на полу, в одежде, да и то с перерывами). Жизнь предельно монотонна: работа — богослужение — работа, уму не за что зацепиться, а воля сломлена физической нагрузкой. В таких условиях человеку возможно внушить самые бредовые идеи. День за днем, без перерыва звучат записанные на пленку проповеди лидера. Чем меньше смысла в его словах, тем лучше: они должны не пониматься, а внедряться в подсознание. Сектантское учение — всегда порочный круг, не дающий уму выбраться из-под власти ложных посылок. Вопросы воспринимаются как опасный бунт. Как и положено в тоталитарной системе, здесь царят ложь и запугивание. Лидеры не стесняются раздавать неисполнимые обещания, внушать несбыточные надежды. Члены секты быстро привыкают к мысли, что без секты они — ничто, они обречены на гибель в адском пламени. Если же кто-то отстаивает свое право на свободу мысли или хочет уйти из секты, к нему применяются методы психического и физического террора.

Результат всего этого — полная деградация личности. Человек всегда следует стереотипной модели поведения и никогда ни о чем не задумывается. Он уже не способен вести самостоятельную жизнь. Душа человеческая опустошена и выжжена.

На психических последствиях пребывания в сектах остановился проф. Ю.И.Полищук (Институт Психиатрии). Он изложил результаты обследования нескольких жертв “Богородичного центра” и “АУМ Синрике”, молодых людей от 18 до 32 лет. Уже через два-три месяца после вовлечения в секты у них возникли серьезные отклонения в психике. Наблюдалась отчужденность и агрессивность по отношению к родителям, уход из дому, бродяжничество, изнурение. Жертвы отказывались от чтения и средств массовой информации, бросали учебу или работу. Лицо приобретало маскообразное выражение, движения становились замедленными, роботоподобными. В сектах практиковалось постоянное недосыпание и недоедание (некоторые теряли по 20 кг), а также различные виды гипнотического внушения: речи “пророков”, самовнушение и взаимная психическая индукция. На собраниях богородичников гипнотическое состояние достигалось с помощью однообразных движений под звуки монотонной музыки и ритмичных выкриков “пророка”. На инициациях “АУМ Синрике” после выполнения комплекса психогенных упражнений участники погружались в 24-часовой глубокий самогипноз, приводящий к ощущению потери тела и личности. Состояние сектантов квалифицируется как глубокий индуцированный психогенный бред. В конце концов жертвы доходили до полного нервного и физического истощения. В перспективе — бред убийства и самоубийства, как показали цитаты из дневника одного из членов “Богородичного центра”: “Моя мать — вампирша и дьяволица… Две змеи пьют из меня кровь, пускают в меня яд — мать и бабка… Моя ветхая мать — уже труп… Мария, я сейчас просто удушу эту бабку… Смерть всем в нашей семье! Мария, прошу тебя, помоги найти топор и снотворное, все остальное сделаю я сам, убью их и отравлю себя”. Ниже нарисован топор со стекающей с лезвия кровью и снотворные таблетки с подписью: “Орудия спасения”. Деградация личности, самоубийство — вот сектантский “путь к спасению”.

Проф. Энрот рассмотрел пути реабилитации жертв сектантов. Он рассказал о появившемся в 60-70-е гг. опыте “насильственного депрограммирования”, когда родители похищали своих детей из сект, а затем приглашали “депрограмматора” (иногда — бывшего члена секты), который должен был объяснить ребенку, что к чему. В результате большая часть детей возвращалась в секты, а юридическая сомнительность подобных действий приводила к частым конфликтам с законом. При добровольном депрограммировании родители уговаривают молодого сектанта встретиться со специалистом. Этот метод можно назвать “душепопечительством выхода”, цель которого — не только увести человека от секты, но и помочь ему пережить кризис, возвратить веру в себя и в Бога. Главная задача — пробудить самостоятельное мышление. Человеку предлагают ответить самому себе на вопросы типа: “Стал ли я счастливей и свободней в секте? Улучшились ли мои отношения с семьей? Возможны ли в секте личные взгляды и вопросы по существу? Уважают ли там взгляды других людей? Честны ли лидеры секты с другими и с самими собой?” Тем, кто выходит из секты, необходимо оказать поддержку в минуты вполне естественных угрызений совести, озлобления и стыда за свою глупость. Бывший сектант должен простить тех, кто причинил ему столько вреда, найти себе новое место в жизни, почувствовать себя свободным от прошлого, а главное — ощутить на себе благодать и любовь Божию.

Второй день семинара был посвящен тем сектам, о которых можно сказать словами апостола: “Они вышли от нас, но не были наши” (1 Ин 2:19), —

— декларирующим свою связь с христианством, но далеко удалившимися от христианского учения.

Датский пастор Ганс-Христиан Неерсков рассказал о пока малоизвестном в России, но распространенном на Западе движении “Богословие процветания”, возникшем после первой мировой войны. Это вероучение представляет собой чистый дуализм, полностью уравнивает Бога и дьявола. Человек, состоящий из божественной и безгрешной души и дьявольского тела, вводящего его в грех, должен бороться с дьяволом собственными силами. Сила и богатство в сочетании с благодатной Божьей помощью ведут к успеху в борьбе. Искуплению в этой концепции нет места. Физическая смерть “дьявольского” тела не может привести ни к каким духовным результатам, поэтому Иисус умер, попал в ад и мучился там, как все, пока Бог не сжалился над Ним и не сделал Его тоже Богом. Следовательно, каждый христианин может переродиться в бога (знаком перерождения служит мирской успех). Христос не обладает никакой силой и ждет, пока церковь получит власть (политическую) над миром и передаст эту власть Ему.

Такова теория. В практике двух ветвей этого движения (“Богословие процветания” и “Позитивное мышление”) — денежные операции за счет доверчивых граждан. Так, техасец Роб Гилтон призывает всех больных и страждущих присылать ему свои молитвы (и чеки), обещая немедленную Божью помощь. Присланные чеки отправляются в банк, а молитвы — в мусорные корзины. Другой проповедник, Питер Попов, разыгрывает целые спектакли с исцелением инвалидов, которых изображают здоровые люди. Другой излюбленный трюк м-ра Попова — узнавание “по указанию свыше” незнакомых людей, имена и приметы которых сообщает ему жена по радиосвязи.

“Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей шкуре, а внутри суть волки хищные: по плодам их узнаете их” (Мф 7:15-16). Эти слова Спасителя вполне можно отнести к секте “Семья” (“Дети Божии”) и ее “пророку” Моисею-Давиду (настоящее имя Дэвид Берг). Об их деятельности рассказал проф. Огорд. Секта получила скандальную известность: ее члены практикуют половые извращения и вербовочную проституцию. И хотя не так давно секта была вынуждена публично отказаться от вербовочной проституции (но не от практики и “богословия” свободной любви), подлинный корень всех зол — лжепророчество Моисея-Давида — не устранен. Берг объявляет себя пророком, превзошедшим Христа и завершившим Его дело, и охотно ссылается на Писание. Ссылки корректностью не отличаются. Например, он любит цитировать стихи

(Втор 18:18-19): “Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого, как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; а кто не послушает слов Моих, которые (Пророк тот) будет говорить Моим именем, с того Я взыщу”, применяя эти слова к себе, но аккуратно опускает следующие за ними стихи 20-22: “Но пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему… предайте смерти. И если скажешь в сердце твоем: “как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?” Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово”. Пророчества Дэвида Берга неоднократно не сбывались, так что только новозаветная гуманность спасает его от побиения камнями.

Крайне агрессивна другая псевдохристианская секта, ураганом прошедшаяся по душам многих россиян — “Церковь Христа””, чью пока что короткую, но печальную историю поведал проф. Энрот. “Международная церковь Христа”, или “Бостонское движение”, была основана в 1979 г. и с тех пор проникла во все страны мира, называя себя в каждом городе местной “Церковью Христа”. Успех секты основывается на ее примитивной доктрине — сильно упрощенном варианте протестантского библейского фундаментализма — и агрессивных методах распространения учения. Главная идея секты — осознание себя единственно истинной новозаветной церковью, вне которой все обречены на гибель. Поэтому “Церковь Христа” не поддерживает контактов с другими конфессиями и перекрещивает всех пришедших в нее. Большое внимание уделяется регламентации всех сторон жизни, строжайшему следованию порядкам секты. Вся структура организации покоится на иерархии наставников, осуществляющих контроль за “младенцами во Христе”: так, член секты имеет право ухаживать за девушкой только раз в неделю, в строго определенное время и в присутствии всей группы.

Пропаганда “ЦХ” рассчитана в основном на студентов естественных и технических вузов, т.е. на людей, которые, в отличие от гуманитариев, не знают, где и как удовлетворить свои духовные запросы. Каждый проповедник имеет “план” по числу людей, которых он обязан завербовать за день. Не выполнить план — значит подвергнуться наказанию. Поэтому проповедники крайне навязчивы и отделаться от них можно, только сильно на них накричав. В США “ЦХ” была изгнана из некоторых университетов, в а Бостонском даже запрещена, что понятно, ибо “ЦХ” является классической тоталитарной сектой.

Если на здании нарисован крест в лучах восходящего солнца, то в нем располагается община “Новоапостольской церкви”, о которой рассказала старший научный сотрудник ОВЦС Е.С.Сперанская. “НаЦ” расходится с христианским вероучением в одном из ключевых пунктов — в вопросе о полноте Божественного Откровения. Признавая богочеловечество Христа, “НаЦ” считает, что в 1828-32 гг. английские и германские католики получили новое откровение. Новые “апостолы” начали проповедь. В 1864 г. движение раскололось на английскую и германскую ветвь. Из Германии проповедь дошла и до России, где “НаЦ” действует в Москве, Подмосковье и Поволжье.

Основой вероучения “Новоапостольской церкви” является Библия, однако это “своя” Библия. Исключительное право толкования Писания принадлежит “апостолам”, без санкции которых Слово Божие ничего не значит.

Но наиболее ярко сектантский дух проявляется в устройстве церкви. Церковь возглавляется 250 избираемыми “по указанию Духа” апостолами, которые тоже с подсказки духа избирают Первоапостола — квазипапу. Евхаристия совершается без призывания Духа Святого. Апостол совершает также особое “духовное крещение”, во время которого молится о соединении своего духа с духом вышестоящего апостола. У апостолов хранится тайное писание — “История Царства Божьего”, т.е. подробная история “НаЦ”, содержащая откровение и руководство по различению духов. Апостолы соблюдают строжайшую секретность, им приходится вести двойную жизнь. Все прочие конфессии считаются заблудшими. В России у “Новоапостольской церкви” прихожан пока немного, — но уже появился свой русский апостол.

Все сектанты имеют одну общую черту, — заметил г-н Огорд, — они обожают быть богами. В этом сатанист Алистер Кроули, заявивший: “Человек — вот единственный бог”, сходится с “Церковью Иисуса Христа Святых Последних Дней”, или мормонами, учащими, что Бог когда-то был человеком. Подчиняясь закону всеобщего прогресса, Он познал закон вечности и стал всемогущим. Но Он по-прежнему развивается и даже теперь имеет страсти. Об этом учил Джозеф Смит, легендарный основатель секты, получивший “Откровение” 16 февраля 1832 г.

Человек, по мормонам, ведет свое происхождение от Бога и небесной матери. Господь, как любящий отец, даровал людям возможность стать богами, составил “замысел спасения”, который выполнил Христос. На Страшном Суде все будут распределены по категориям: грешники попадут в подземный мир, праведники-немормоны получат в удел землю, а боги-мормоны — небо. Критерии обожествления для мормонов весьма многочисленны; их храмовые ритуалы строго засекречены.

Организация, пропагандирующая войну и разрушение, предстала в докладе протопресвитера из Греции д-ра Антониоса Алевизопулоса, рассказавшего о секте “Свидетелей Иеговы”.

“Свидетели” были основаны в 70-90 гг. прошлого века Ч.Расселом как издательство, печатавшее его сочинения, где он объявлял себя “устами Бога Иеговы” и призывал искать религиозную истину только в его творениях. Его преемник судья Рутерфорд, также считавший себя гласом Божьим, заявил о создании мирового теократического правительства в Бруклине. Следующий лидер, Н.Кнорр, потребовал от всех государств мира беспрекословного подчинения.

Идеи Рассела, развитые Рутерфордом, выглядят устрашающе. Бруклинская теократия — единственное законное мировое правительство, все государства и религиозные организации (и особенно христианская Церковь) подлежат уничтожению. Мир наступит только тогда, когда все правительства откажутся от власти в пользу Бруклина, и Иегова устроит Армагеддон, в котором погибнут все враги теократии. Будущее Царство Иеговы будет разделено на два класса: избранные правители и все остальные иеговисты, которые будут рабски служить детям Божиим, не имея прямой связи с Богом.

Заявления иеговистов о миролюбивом характере их организации — это так называемая “тактика Иоава”: усыпить врага, чтобы нанести смертельный удар. Главные догматы этой организации — строжайшая дисциплина, беспрекословное подчинение Бруклину. “Свидетели” любят цитировать Библию в особом “боговдохновенном” переводе, беззастенчиво искажающем оригинал. Иеговисту запрещено самому изучать Библию и вообще критически мыслить.

На стыке между “христианством” и оккультизмом, которому был посвящен третий день семинара, располагается учение мунитов (“церковь объединения”), о котором говорил пастор Томас Гандов (Берлин).

Движение Муна основано родившимся в 1920 г. корейцем Мун

Сан-Мьюнгом. Он рано увлекся спиритизмом. В 1935 г. ему “явились” сначала Христос, а затем Будда, Лаоцзы и Конфуций и призвали закончить их дело. В 1948 г. он был осужден за нарушение брачного законодательства. Во время корейской войны основал спиритическую группу, став ее медиумом. В 50-х гг. он был уже мессией. А в 1960 г. совершилось “космическое событие”: Мун заключил брак с совершенной женщиной Хан Хак-Я. С этого момента и началось спасение человечества, путь которого описан в цитатнике Муна “Божественный принцип” и в надиктованных с того света откровениях его сына Ён Ина, погибшего в автокатастрофе.

Доктрина мунитов, подаваемая ими как завершение Божественного Откровения, является смесью даосской космологии и корейского шаманизма в упаковке псевдохристианских терминов. Бог, по Муну, — вечная энергия, пульсирующая между мужским и женским началом. Целью творения была совершенная семья, но этот замысел сорвался, так как Ева согрешила с сатаной и родила от него Каина, так что все мы — дети сатаны. Спасти человечество может только совершенный человек, создавший совершенную семью. Иисус стал совершенным, но не успел жениться. Мун, создав совершенную семью, завершил спасение. Корея стала центром Вселенной, и весь мир духов признал Муна своим владыкой. Осталось только обновить кровь человечества — и Мун, не жалея сил, создал мощнейшую организацию, направленную на завоевание мирового господства. Во главе движения стоит чета Мун, а само оно включает сотни тысяч людей и многочисленные экономические, политические, общественные структуры, среди которых собственно церковь занимает далеко не главное место. Всего Муну подчиняется около 300 организаций.

Очищение крови мира производится с помощью обряда “осоления” помещений (эту процедуру умудрились проделать даже в Успенском соборе), а также причащения особым “вином”, в состав которого вместе с другими двадцатью компонентами входит кровь Муна. В секту принимают неженатых молодых людей. “Усыновленные” Муном юноша и девушка вступают в брак, т.к. членство возможно только семейное. Брачная жизнь сопровождается причудливыми обрядами, вроде ритуального совокупления.

Мунитов в мире около 250 тыс., и они представляют собой внушительную политическую и экономическую силу, контролирующую средства массовой информации. “Церковь объединения” — не столько секта, сколько отдел мощной организации, стремящейся к мировому господству.

Проф. Норман Гайслер из Иллинойса коснулся проблемы оккультизма в различных его проявлениях. Он указал, что причина интереса к оккультизму —

— вполне естественное влечение человека к чудесному и непонятному, желание управлять силами природы. Не находя удовлетворения в Церкви, мечта о чуде устремляется к разного рода удивительным феноменам: магии, спиритизму, гипнозу, ясновидению и т.п. Возникает идеология оккультизма — стремление к контакту с паранормальным и желание овладеть скрытыми силами мира. Основная идея оккультизма — понимание Бога как безличной морально нейтральной силы, царящей в мире относительных ценностей.

Профессор предостерег от попыток объяснить все оккультные феномены чисто естественными причинами. Он прямо указал на силу бесовскую как на корень оккультизма и призвал выходить на борьбу с ним, облекшись в оружие праведности и взявши щит веры.

Андре Коул, президент “Ассоциации христианских фокусников”, будучи опытнейшим специалистом в организации сложных трюков, заверил собравшихся, что никто из оккультистов не в силах повторить чудеса Христа. Г-н Коул даже выразил сомнение в участии в оккультных феноменах бесовской силы, сведя все “чудеса” к обману. Сам Коул однажды предложил пари в 25000 долларов тому, кто сумеет доказать свои сверхъестественные способности, — и из нескольких десятков тысяч желающих ни один не прошел даже предварительного теста. Затем знаменитый фокусник немало позабавил присутствующих, продемонстрировав трюковый характер таких явлений, как чтение мыслей, предсказания, вход в астральное тело, “операции” филиппинский знахарей без использования медицинских инструментов.

На проблемах астрологии и уфологии сосредоточила свое внимание инспектор Свято-Тихоновского Богословского Института И.Г.Меньшова. Будучи язычеством в одеждах науки, сказала она, астрология пытается заключить договор с демоническими силами, получить от них некое тайнознание, не имеющее ничего общего с приобщением Божественных тайн. Взяв в руки гороскоп, человек начинает игру с бесами по их правилам, игру, в которой он, как в наперсток, никогда не выиграет.

Уфология, которую докладчица осмысливает с православных позиций, —

— это теософия под атеистической маской. Людей привлекают в летающих тарелках технические возможности и неподвластность законам этого мира. Внешний вид НЛО и их “пассажиров” полностью соответствует научно-фантастическим описаниям инопланетян и, следовательно, ожиданиям контактеров. Зато некоторые черты поведения пришельцев напоминают детали, знакомые по свидетельствам борьбы с демонами. Это бессмысленные действия и жестокость: убийства, калечения, похищения, навязывание общения с собой. Большинство контактеров рано или поздно сходит с ума или погибает. Заметим, что контакт становится совершенно невозможен при таком незначимом с атеистической точки зрения действии, как чтение Псалтири.

М.Ю.Медведев, председатель Пермского Православного центра “Панагия”, остановился на вытекающих из контактов с “пришельцами” теориях космизма, в последнее время распространяющихся в Перми. Эти теории основываются на оккультном опыте, на который теософы опираются как на науку. Космизм базируется на следующих идеях: экологическая катастрофа на Земле беспокоит Космос, который либо спасет Землю, либо уничтожит ее; для спасения Земли Космос создаст расу сверхлюдей, которые дадут новую интеррелигию и преобразуют мир. Затем докладчик охарактеризовал вакханалию оккультизма в провинции. Некий лама, “прошедший посвящение в высокогорном монастыре в Тибете”, предсказал участие в жизни землян XXI в. стихиалий — высших стихийных духов. Дабы подготовить сограждан к общению с духами, он вывозит группы в Краснодарский край на тренировки. Результат — самоубийства и сумасшествия. Некий эзотерический центр проводит для всех желающих семинары по темам: “О новом космическом правительстве”, “Снятие порчи”. Сибирское отделение РАН зовет всех на курсы астрального карате (sic!). Оккультисты и теософы проникают в школы и даже детские сады, непоправимо калеча детей. Православных в школы

по-прежнему не пускают.

На взаимоотношениях Церкви и системы образования в связи с деятельностью неоязыческого центра “Юнивер” остановился диакон Андрей Кураев, декан философско-богословского факультета РПУ. Все началось с того, что начальник отдела образования Юго-Западного округа Е.Ямбург обязал 4 подведомственных школы ввести у себя с 1 по 11 класс предмет под названием “Искусство быть и стать человеком”, который должны преподавать представители Информационно-методического центра “Юнивер”, предусмотрительно не называюшего себя религией. Его лидер, бывший студент ИнЯза Иван Гавриленко, аттестует себя не иначе как “представитель высокой нечеловеческой цивилизации, владеющей эзотерическими знаниями”, именует себя Жаном Гавером, паспорта никому не показывает, а на вопрос о возрасте задает встречный вопрос: “До нашей эры — считается?”

В основе идеологии секты лежат теософско-синкретические доктрины равноправия добра и зла, которые для юниверовцев символизируют мужское и женское начала. Все доктрины сектантов упираются в совершенно нефилософский пункт “сексуального просвещения” малолетних. Лидер заставляет членов секты, как детей, так и взрослых, публично признаваться в своих нехороших качествах и дурных поступках “ради самоочищения”. В результате в сейфе у Гавера накапливаются толстые папки компромата. Кроме того, он увлекается проповедью сатанизма и самообожествлением. В молитвах и гимнах, написанных для поклонения самому себе, он иначе как “Великим Учителем” и “Словом Бога” не величается. Протесты родителей и учителей натолкнулись на сопротивление не только сектантов, но и чиновников образовательного ведомства. Лишь привлечение к секте внимания общественности смогло несколько потеснить сектантов в школах.

С другим вариантом неоязычества ознакомил участников семинара доцент Института философии РАН Г.Е.Балагушкин. Он рассказал об оздоровительном движении Порфирия Иванова. Культ этого “народного учителя” принимают те, кто совершенно незнаком с его жизнью. Это был полуграмотный шахтер, бросивший дом и работу и ведший жизнь странствующего знахаря; зимой и летом босой и в шортах, он создал себе репутацию учителя закаливания. Это был проповедник пантеизма, поклонения земле, воздуху, воде, решительно восстававший против Бога и религии. Зато богом Порфирий считал себя, сочиняя корявые стишки в честь бога земли Паршика. “Паршик” объявлял себя спасителем и бессмертным благодетелем, что не помешало ему скончаться в 1983 г. Однако его поклонники верили, что он жив, и регулярно “выходили на связь” со своим богом. Они-то и разработали совершенно абсурдную знахарскую систему, заменяющую лечение обрядами, поклонением Паршику и “общением с космосом”.

Мнение православного пастыря о неосатанизме высказал о. Антониос Алевизопулос. Есть три вида сатанизма: оккультный — исповедующий сатану как реальную личность; рациональный — проповедующий его как символ сопротивления воле Бога; эосферический — считающий сатану и зло другим видом добра, альтернативным Божественному. Опаснее всего группы первого вида — молодежные группировки. Это “сатанизм от нечего делать”, к которому ведут пустота и безответственность, стремление почувствовать свою силу, власть, свободу от моральных запретов. В такие группы молодых людей толкают юношеский нигилизм, отрицание авторитета родителей и Бога, жажда безнаказанности. Вербовка в них осуществляется на различных молодежных сборищах, где ребят привлекают оккультными фокусами или наркотиками. Иногда сатанисты прячутся под вывеской философских или культурных обществ. Подростков соблазняют обещанием чудесной силы, полной свободы, обогащением сексуального опыта. Сатанистская доктрина очень проста: нет другого Бога, кроме меня. Сатанистское учение, сформулированное в писаниях Алистера Кроули “Сатанистская библия” и “Мессия сатаны — Лавей”, призывает: “Делай все, что хочешь, ты имеешь право на все и можешь убить тех, кто посягает на твои права”. Все моральные преграды сознательно нарушаются, безнравственность возводится в принцип, сила и безжалостность — в культ.

После того как неофит доказал свою верность сатане каким-либо гнусным преступлением, торжественно отрекся от Христа и заключил договор с дьяволом, он становится членом секты. Сектанты приносят в жертву животных, пьют добровольно предоставленную кровь живых людей, служат черные мессы, собираются в заброшенных церквях или на кладбищах с выпивкой и наркотиками. Кончается все это обычно смертью или психбольницей.

О. Антониос отметил, что единственное надежное средство избавления от сатанизма — покаяние и воцерковление. Заблудшие души должны осознать, что есть одна освобождающая Личность — Иисус Христос, и один путь к свободе — соблюдение Его заповедей.

“Трудно говорить о них беспристрастно, — заметил проф. Огорд, начиная доклад о сайентологах, или, говоря официальнее, “Церкви сайентологии”, — это воистину порождения ехиднины”. Вовлечение в одну из опаснейших тоталитарных сект начинается на улице. Вам предлагается бесплатный психологический тест. Как бы вы ни отвечали, вам сообщат, что у вас страдает сфера общения, и пригласят на соответствующие курсы, пока что недорогие. В процессе обучения на этих постепенно дорожающих курсах вас научат осуществлять психологический террор, навязывая людям свои цели и вкладывая им в уста нужный вам ответ. Вас ознакомят и с трудом основателя секты Рона Хаббарда “Дианетика — наука душевного здоровья”. Дабы полностью выздороветь, вам предложат пройти очищение от энграмм — психических травм раннего детства. Во время очищения вам будут задавать весьма нескромные вопросы и выведывать самые интимные тайны до тех пор, пока не соберут полное досье. Очищенный человек полностью здоров, не нуждается ни в костылях, ни в очках — если, конечно, он не общается с ПЛ (подавляющими личностями), принципиально неочищаемыми людьми, вредно влияющими на окружающих. В число ПЛ, в частности, попадают все противники сайентологии.

Однако это только начало. Далее следует собственно религиозная часть. Вам расскажут, что много веков назад в космосе шла гражданская война. Все люди, а точнее, их бессмертные духи — тетаны — сражались на стороне светлых сил. Но темные силы победили и сослали тетанов на землю. Затем вам предлагают сделать действующим вашего тетана, что обойдется уже в кругленькую сумму. Став действующим тетаном, человек помнит всю череду своих жизней, может путешествовать по космосу и делать с окружающими все, что ему заблагорассудится.

На этой стадии ваша личность уже искалечена, вы лишены возможности мыслить самостоятельно, а место истинной памяти занимают наркотические фантазии Хаббарда. Теперь вы готовы к вступлению в секту, организованную на манер военно-морских сил, где служил Хаббард. Центральная организация именуется “Морской Конторой” (Sea Org), вы подписываете с ней контракт на

1 000 000 000 лет, обещая полное повиновение (известно, с к е м подписывается контракт на такой срок). После этого вы обязаны работать на секту, у которой —

— своя полиция, служба безопасности и суды. Те, кто задает лишние вопросы, заносятся в черный список; зато, хорошо работая и принося секте прибыль, можно получить право на все вплоть до убийства.

Сайентология — прежде всего хорошо организованный бизнес. Создавая секту, Хаббард руководствовался принципом: “Хочешь сделать деньги — изобрети религию”. Для этого и понадобилось название “церковь”, освобождающее от налогов. Секта осуществляет активное проникновение в государственные органы, имеет подставные организации. В 1977 г. 11 крупных сайентологов, в том числе жена Хаббарда, были осуждены за кражи документов из государственных учреждений США и попытку проникнуть в ЦРУ.

К противникам сайентологии применяется так наз. “принцип честной игры”. Это означает, что с ним можно сделать все — оклеветать, ограбить, убить. ПЛ не имеют права на ни собственность, ни на жизнь. К ним применяются самые грязные методы — шпионаж, травля, постоянные судебные иски, запугивание. В этом смогли убедиться и участники семинара, так как уже на следующий день после доклада о них сайентологи стояли у ворот РАУ и раздавали материалы, опровергавшие (впрочем, скорее комически) некоторые из обвинений по их адресу.

Четвертый день семинара был посвящен в основном синкретическим религиозным культам, имеющим восточную окраску. С оригинальным мнением о причинах распространения в России псевдовосточных религий выступил доцент РАУ А.В.Пименов. Он отметил типологическое сходство между подобными культами и системой квазирелигиозной коммунистической идеологии, обуславливаемое общим мировоззренческим фундаментом. Причисление коммунизма к псевдохристианским идеологиям неверно, его ближайший прообраз — мифология индуизма и буддизма. В советской литературе мифологические архетипы выступают наиболее отчетливо. Так, Ленин — главный бог советского пантеона — не совпадает с личностью В.И.Ульянова, “самого человечного человека”. Ленин — это вечная божественная сущность, всезнающая и всеприсутствующая. Подобно Будде или Вишну, Ленин воплощается в различных людей, а потому смерть для него — прекращение существования всего лишь конкретной личности. Абсолют вечен; “Ленин и теперь живее всех живых”. Подобное понимание сходно, например, с идеологией Махаяны, считающей Будду вечной сущностью, безличной мировой субстанцией. Абсолют Ленина воплощался и в Партии, и в Тексте, безличном и непогрешимом тексте постановлений. Таким образом, интерес к псевдовосточной экзотике объясняется существенным сходством структур советского и восточного религиозного сознания.

Одно из важнейших понятий, на которых строится антихристианское учение “Новой эры” — реинкарнацию — проанализировал г-н Марк Альбрехт из США. За последнее столетие, сказал он, Запад от полного незнания реинкарнации пришел к почти повсеместной вере в нее. Сейчас 25% людей на Западе признает реинкарнацию. Докладчик объяснил это падением активности христианских церквей под давлением атеизма и забвением учения о Воскресении. Попав на Запад, идея реинкарнации приспособилась к вкусам западного человека. Для индийцев переселение душ — это ужасный закон сансары, бесконечное скитание души по жизни, отягощенное кармой — совокупностью деяний, утяжеляющих душу (карма для индийцев — всегда фактор отрицательный). Единственный выход, единственное спасение — соскочить с колеса перевоплощений, уничтожить свое сознание и отказаться от бытия, растворившись в пучине Абсолюта. У индуистов это состояние называется мокшей, у буддистов — нирваной. Но для теософов сансара — лестница, ведущая к самосовершенствованию, круг реинкарнаций — увлекательное приключение. Карма может поднять человека на ступень выше, если она “хорошая”, и спустить ниже, если она “плохая”, и только от самого человека зависит, как высоко он сможет подняться по лестнице совершенства.

Такое учение о реинкарнации далеко и от традиционных восточных религий, и, тем более, от христианства. Для христианина достаточно и одной жизни, чтобы обрести Христа и спасение. Учение о реинкарнации противоречит самым основам христианства: идее личности, так как личность при перерождении разрушается; справедливости, так как человек, не помня прошлых жизней, вынужден страдать за чужие грехи; упованию на окончательную победу над злом, так как зло видится в самом факте существования. Попытки доказать, что Христос верил в переселение душ — просто фальсификация.

В заключение м-р Альбрехт остановился на случаях так наз. “воспоминания о прошлых жизнях”. Он объявил неубедительными воспоминания под гипнозом, относительно же спонтанных воспоминаний заметил, что сами индийцы считают их следствием одержимости.

Известный баптистский проповедник проф. Джош Макдауэлл рассказал о форме йоги — системе “Трансцендентальной Медитации”, с 1958 г. распространяемой по всему миру. Сейчас организация “ТМ” насчитывает около 5 млн человек. С некоторого времени религиозный характер движения скрывается, так что он был установлен по суду. “ТМ” обещает своим последователям душевное здоровье, сверхчеловеческую силу, интеллектуальный рост, прямой путь к Богу и фактическое обожение при жизни. Эти результаты должны достигаться через медитацию. Основная часть медитации — скандирование секретной мантры и поклонение портрету основателя “ТМ” Шри-гуру-дэва.

Система “ТМ” строится на обмане; присутствуют в ней и элементы демонизма. Так наз. “секретеных мантр” всего 16; применение выдуманной мантры, взятой из головы, дает тот же эффект, что и секретная мантра. Люди, занимающиеся “ТМ”, ни умом, ни силой духа, ни сверхъестественными свойствами не отличаются. Особенно курьезным оказалось заявление, что там, где медитируют, снижается рост преступности. Оказалось же, что вокруг университета “ТМ” и в нем самом (!!!) преступность растет.

“ТМ” утверждает, что между ней и христианством нет противоречий, хотя ее лидер Махариши прямо отвергает Христа. На сегодняшний день центры “ТМ” в СНГ насчитывают до 20 000 учащихся.

Другой вариант йоги, скрещенной с буддизмом и слегка подгримированной под христианство, предлагает религиозная корпорация “АУМ Синрике”, о деятельности которой рассказал д-р Дворкин. Эта секта, основанная в 1987 г., ведет свою пропаганду в России уже несколько лет, но заметна она стала только осенью прошлого года, когда стала закатываться звезда “Белого братства”, и портреты Марии Дэви сменились изображениями бородатого японца с одутловатым лицом. Это и был Секо Асахара, “спаситель мира” и создатель научно обоснованной религии. Настоящее имя его — Титзуо Мацумото, в прошлом он познал на собственном опыте, что “наркотики — это много хуже, чем мантры и медитации”. Плакаты на улицах и в вагонах метро, книги, программы на “Маяке” и третьем канале ТВ приглашают посетить концерты астральной музыки, послушать проповеди, а также принять участие в инициации, где Учитель возьмет на себя все грехи вашей кармы и пробудит в вас творческую энергию. Проповеди и инициации привлекают большое количество охочих до “восточной мудрости” людей.

Эти люди скоро оказываются втянутыми в секту, где все основано на вымогательстве. Платить нужно за все: портреты Учителя, “секретные” мантры, инициации, литературу и проч.; суммы исчисляются сотнями тысяч. При вступлении в секту все получают свои номера и сообщают свою профессию и способ возможного использования в секте. Иерархия ее очень динамична, продвижение по ступеням осуществляется в зависимости от количества баллов, набранных за успешную работу, хорошего поведения и от суммы внесенных пожертвований. Сборы от пожертвований, торговли и инициаций (инициация лично у Асахары обходится в 500 тысяч) позволяют секте активно вкладывать капитал в российскую недвижимость, благо в России налоговое законодательство еще плохо разработано.

Истолкование Библии Секо Асахарой сводится к необходимости вносить пожертвования. В 1990 г., первый раз в жизни открыв Новый Завет, он вдруг понял, что он… Христос; правда, высший, несущий высшее откровение, а потому распятие больше не нужно. Асахаровское толкование Библии можно изложить одной фразой: “Все Писания свидетельствуют о необходимости пожертвований в “АУМ”.

Однако не следует представлять себе Асахару заурядным вымогателем. Он несомненно связан с вполне определенного сорта духовными мирами. Об этом свидетельствуют признания его последователей, которые невозможно читать без смеха, ужаса и отвращения: “За время моего пребывания в “АУМ” у меня стало значительно меньше мыслей… Перед моим зрением я увидел змею серого цвета, она поднялась по позвоночнику и начала метаться в голове. Тело начало совершать большие и частые прыжки… Боль поднималась изо дня в день до головы. Из меня вытекала желто-зеленая флегма…”

Разрушительное влияние йоги на личность человека рассмотрел в своем докладе проф. Кристиан Шурко (Оксфорд). Он отметил, что современная йога имеет мало общего с древней ведийской религией, так что заблуждаются те, кто хочет, занимаясь хатха-йогой, достичь древнеиндийской мудрости. Вредные последствия для психики обуславливаются самой йогической космологией, которая понимает тело как микрокосм, внешний мир как иллюзию, а “Я” — как безличный и внебожественный Абсолют — цель медитации. Медитативная практика йогов направлена на прекращение умственной деятельности и достижение измененных состояний сознания. Она включает в себя самогипноз и погружение в галлюцинаторное состояние. В организме йога погашаются все жизненные процессы, прекращается восприятие внешнего мира, исчезает самосознание. Подобные опыты кончаются десоциализацией, расстройством умственных способностей, диссоциацией личности и наконец сумасшествием.

Кришнаизм — пожалуй, единственная из распространенных на Западе “восточных религий”, могущая претендовать на реальную близость с великим восточными религиозными системами, отметил в своем докладе г-н Огорд. Это вариант традиционного индуистского поклонения Вишну, смешанный с тантризмом. Современный кришнаизм ведет свое начало от Бхактиведанты Свами Прабхупады, основавшего в 60-е гг. в США “Международное Общество Сознания Кришны”.

Кришнаиты верят в Кришну (он же Вишну), воплотившегося в ряде великих личностей. Учение его изложено в “Бхагавадгите”, авторитет которой для кришнаитов вполне сравним с авторитетом Библии для нас. Кришнаиты предсказывают, что нынешний век скоро кончится и Кришна явится на землю и спасет нас.

Смысл жизни для кришнаита состоит в том, чтобы избавиться от “плохой” кармы и после ряда перерождений достичь близости к Кришне. На эту цель ориентирована вся весьма жесткая структура движения. Важную роль в ней играют духовные наставники — гуру. Их власть безусловна, подчинение им должно быть беспрекословным. Кришнаитское учение о наставниках проповедует божественность гуру и даже их власть над Богом. Сохраняется в “Сознании Кришны” и кастовое деление. В браке, заключаемом только ради рождения детей, положение женщины крайне принижено. Ей не разрешается спать на постели, есть обычную пищу. Самая умная женщина считается глупее самого глупого мужчины.

В другом своем докладе проф. Огорд затронул ключевую для понимания “Новой эры” тему теософии и антропософии. В их основе — идеи индуизма, буддизма и гностицизма, приспособленные для нужд современного западного секулярного сознания, а также синкретизация любых религиозных и научных идей, соответствующим образом препарированных.

Ключ к теософии — пантеизм и идея реинкарнации. В писаниях Блаватской и Безант реинкарнация стала способом самосовершенствования. Возникла идея семи миров, подъем по ступеням которых мыслится как эволюционный процесс. По мере набегания процентов с “капитала добра” люди поднимаются к высшим духовным сферам, которые пока что доступны только высшим духовным существам — махатмам.

Всепримиряющий “капитализм спасения”, разработанный теософами, пришелся по вкусу многим. Несмотря на вражду между разными поколениями теософов, на ряд разоблачений, как, например, история поддельных “Писем махатм”, теософия по-прежнему остается основой “нового религиозного сознания” и ядром движений “Новой эры”.

Вариант теософии, созданный семейством Рерихов, проанализировал о. Андрей Кураев. Рерихианское движение в странах бывшего СССР зачастую поддерживается на государственном уровне. Учение Рерихов, маскирующее свой религиозный характер, преподносится прессой как духовное сокровище России, ведущее к миру и счастью всех людей. Однако эта картина далека от реальности.

Отношение Рерихов к другим религиям хорошо видно из писем Елены Рерих: “Христос не был обещанным Мессией… Все церковники — ханжи и изуверы… Основа тления — Церковь… Стать христианином значит примкнуть к силам тьмы…” Не лучше и о восточных религиях: “Индия, изгнав буддизм, предпочла рабство индуизма… Буддизм и ламаизм отошли от учителей…” О теософском движении: “Штайнер к концу жизни сошел с пути света… Книга Анни Безант ужасна…” “Наберется не более сотни духов (не людей!), знающих истину”. Одним словом, лучи света в темном царстве — это Блаватская, махатмы и само “святое семейство”.

Ученое сословие Рерихи именуют не иначе как “ползучими гадами”. “Обращать внимание на мнение умников” не следует. В соответствии с этим Рерихи и владыка Шамбалы (один из высших махатм, с которым Рерихи вели оживленную переписку) развивали свои собственные естественнонаучные воззрения. Оказывается, “пчелы и муравьи принесены с Венеры Великим Учителем Света”, а человек появился из общения духов Венеры между собой. Владыка Шамбалы выдвигал лозунги в стиле “Правды” 20-х гг., например: “Шире использовать асбест!” и называл Ленина одним из великих махатм.

Основа, на которой Рерихи собирались объединяться с презираемыми ими религиями, весьма своеобразна. “Мы верим только в Природу, только в Материю, Материю как истинную Природу”. Личность человека, как и все божественное, представляется Рерихам началом зла. Люцифер оказывается тождественным Богу и истинным спасителем человечества. И при всем этом Рерихи говорят о своем “христианстве”.

Развивала Елена Рерих и учение об идеальном обществе — обществе победившей теософии, напоминающем Советский Союз образца 38-го года. Государственный строй — теократия при монизме теософского культа. Вожди теократии ведут борьбу с невеждами, ибо “Учитель любил битву”, а “знамя мира —

— это знамя беспощадной войны с противниками”. И вообще, “когда колесница направлена к благу, то возница не отвечает за раздавленных червей”.

Мысли всех будут открыты, и не останется места сомнениям. “Шестая раса”, раса господ, уничтожит медицински вредные кладбища и духовно вредные библиотеки. Запылают на кострах книги и взлетят на воздух христианские храмы — ибо “средневековое идолопоклонство Христу” должно быть уничтожено. Будут уничтожены даже домашние животные и детские игрушки.

О движении “Новой эры” (New Age) говорил председатель братства святителя Тихона (г. Клин) Сергей Чапнин. Он отметил, что фактическая тема данного семинара — это “Нью Эйдж” на Западе и в России, широкий антихристианский блок сектантов.

Главной идеей этого движения является эсхатологическое ожидание скорого наступления новой эры, “Века Водолея”. Эта эра сменит “Век Рыб”, т.е. христианство, в котором недооценивалось значение оккультных знаний. Противопоставляемая чаемому христианами будущему веку, “новая эра” обещает принести единство религий, братство людей и откровение тайных сил. Человечество овладеет всеми оккультными знаниями и создаст суперцивилизацию.

“Нью Эйдж” — это движение, объединяющее оккультистов самого различного толка и готовое принять в свои ряды любого, кто не согласен с традиционным западным христианством. По этой причине ньюэйджеры записали в свои ряды даже Православие. На деле “Нью Эйдж” является пестрой смесью древних антихристианских гностических доктрин, псевдохристианских ожиданий третьего завета, с одной стороны, и идей утопического социализма и теософии — с другой.

Основные направления ньюэйджеров — откровенное язычество. Это —

— экология, вдохновляемая мифологемой священной матери-Земли, знахарство, изучение и систематизация мифологии всех времен и народов для извлечения из нее крупиц “знания”. “Нью Эйдж” пытается овладеть различными духовными силами. Природа этих сил ньюэйджеров совершенно не интересует, им не важна этическая оценка происходящего, лишь бы был эффект, приносящий прибыль. Большинство энергий, с которыми они работают — демонические, а печальные последствия контактов с ними известны.

Единственное, что по-настоящему занимает ньюэйджера — это достижение богатства оккультными средствами. Каждый из них настаивает на том, что высшее откровение принадлежит только ему, стремясь извлечь из него максимально высокие барыши. Хаббарда и Муна, Махариши и Кривоногова объединяет то, что все они — миллионеры. Еще один объединяющий фактор —

— ненависть к христианству и мечта о его уничтожении.

Г-н Чапнин остановился на связях между “Нью Эйдж” и “Белым братством”. Он отверг мысль об околоправославном происхождении братства. Налицо сходство терминологии “Нью Эйдж” и “Белого братства”. Даже само понятие “Б.Б.” есть в “Словаре Нью Эйдж” и означает “широко распространенное название племени особой расы светоносных существ, обладающих большим могуществом и активно вмешивающихся в историю планеты” (!!!) Название “Б.Б.” носит несколько организаций, входящих в “Нью Эйдж”. Все это движение преследует единые цели и действует по единому сценарию, входя в общепланетную “иерархию света”. Марина Цвигун только пешка в этой большой игре.

Деятельность Марии Дэви началась в 1990 г., когда журналистка, депутат местного совета и председатель комиссии по свободе печати, жена оккультиста и психотехника Ю.Кривоногова Марина Цвигун решила стать спасительницей мира. Мария Дэви Христос и пророк Юоанн Свами (Ю.Кривоногов) стали проповедовать новое учение. Главное место в этом эклектичном “откровении” занимали идеи скорого конца света, спасения через крестную смерть Марии Дэви, полного повиновения “мессии” и лютая ненависть к христианству. Однако суть — не в учении, а в психотехнической практике, полностью подчиняющей себе человека. Эта практика была разработана Кривоноговым не без поддержки “братьев” с Запада и основана на извращении метода кодирования от алкоголизма и на новейшей теории нейронных сетей, позволяющей давать недекодируемые коды.

Молодые люди, почти дети, мечтающие о вере и обретении Бога, уходили из дома, рвали все связи с миром и превращались в невменяемых. В проповедях Кривоногова и Цвигун использовались новейшие средства комплексного психического воздействия. “Братья” впадали в крайне угнетенное состояние с отчаянием, агрессивностью и фанатизмом.

Ритуал посвящения проводили набранные Кривоноговым экстрасенсы. С помощью мелодии, воздействующей на подсознание, группа из 20-30 человек приходила в экстаз. Нескольким особо доверенным заранее внушалась модель поведения: падать на пол, плакать, биться и просить очищения грехов. “Креститель” касался лба каждого из присутствующих, смотрел в глаза, проводил рукой по позвоночнику, произнося заклинание. После этого сектанты становились во всем покорны своим руководителям.

О. Михаил Редкин отметил разрушительную, антихристианскую направленность деятельности “Богородичного центра”. В основе его учения — идея третьего завета, эры Святого Духа, определенная еще во времена раннего христианства как еретическая, тем более что Духа еретики традиционно отождествляют с Богородицей. “Богородичный центр” утверждает, что Христос заключит Новейший Завет с людьми через Богородицу, которая уже сейчас правит миром. Пользуясь почитанием Матери Божией в Православии, богородичники выдают себя за православных. Уберечь людей от подделки можно только широкой информацией, ведь дело доходит до абсурда: в одном из своих “пророчеств” лидер секты Иоанн Береславский потребовал от Вооруженных сил России немедленной присяги на верность Богородице.

Богородичники пытаются внести смуту и раскол в христианскую Церковь, не признают ее и порочат. Все “священники” богородичников — самосвятцы.

Казалось бы, от горячих поклонников Девы Марии нужно ожидать рыцарского отношения к женщине, но богородичники отрицают половую жизнь и семью, всех женщин (а особенно — родных сектанта) называют сатанистками и вампиршами, а детей считают наказанием за грехи и со спокойной совестью бросают. Читателю, конечно, запомнились те чувства и намерения, которые питал к матери, бабке и самому себе автор процитированного в начале хроники дневника.

Пятый, последний день работы семинара был посвящен, в частности, положению сектантства в провинции и подведению итогов.

Профессор МГУ И.Я.Кантеров сообщил много важных сведений о деятельности сект в России. Он отметил, что штаб- квартиры большинства сект находятся поблизости от метро и ВУЗов в многокомнатных квартирах, оснащенных новейшими средствами связи. Их информированность о происходящем в стране и об антисектантской пропаганде позволяет им в кратчайший срок создавать контрпропагандистские материалы и быстро реагировать на любое изменение обстановки. Многие из них обзавелись охраной. Сектанты арендуют кинотеатры, крупные спортивные сооружения; очень часто проникают в школы, иногда на постоянной основе. Все чаще под сектантские мероприятия отдается Дворец Съездов: так, 21 ноября 1993 г. там прошла встреча с супругой Муна.

Среди “полных членов” секты Муна 80-90% — молодежь с высшим образованием, почти 100% владеет английским. В Петербурге среди мунитов довольно много учителей, есть даже директора школ. “АУМ Синрике” привлекает достаточно аморфную массу; большинство составляют мужчины 30-40 лет. Сайентология соблазняет в основном научно-техническую интеллигенцию и имеет сильную базу в МИЯФ им. Курчатова. “МЦХ” является лидером в пропаганде по ВУЗам; некоторые даже предоставили им читальные залы.

В 1994 г. муниты организовали конференцию, собрав несколько бывших президентов различных стран, в т. ч. и М.С.Горбачева. На содержании у Муна находятся известные общественные деятели, политики, журналисты и т. п. Мун ухитрился даже устроить совместный с МВД семинар по борьбе с преступностью, а также семинар ректоров ВУЗов в Гурзуфе и семинар работников СМИ.

Западные секты все более активно готовят кадры миссионеров, хорошо разбирающихся в русских реалиях. Особенно активную миссионерскую деятельность ведут мормоны, у которых каждый молодой человек обязан два года провести в миссии. Постепенное изменение общественного и государственного отношения к тоталитарным сектам создало для них трудности. Они начали мимикрировать, готовить русские кадры… В последнее время отмечается тенденция к прекращению роста и к стабилизации числа членов сект.

Капитан внутренней службы С.А.Лукьянов осветил проблему “секта и преступность”. Он отметил весьма частую криминализацию тоталитарных сект. Чаще всего сектантов привлекают к ответственности за убийство (ритуальное или для сохранения тайны), доведение до самоубийства, истязание, похищение людей, надругательство над могилами, оборот психотропных средств, сексуальные преступления, а также организацию массовых беспорядков. Совершаемые сектантами преступления отличаются высокой степенью нераскрываемости. Докладчик указал, что типологическое сходство структуры тоталитарной секты (лидер — среднее звено (информация, безопасность) — рядовые члены) и преступной группировки (авторитет — “шестерки” — “боевики”-исполнители) вызвано общей природой этих организаций.

О сектантской литературе в России рассказала главный библиотекарь отдела комплектования РГБ С.В.Андрюшина, отметив рост количества такого рода литературы в последние три года. Наибольшее количество литературы издает “Богородичный центр”. В докладе было указано на плохо скрываемую агрессивность тона, на конфессиональную анонимность многих изданий.

Отношений государства и религии в России коснулся доцент РАУ М.И.Одинцов. Он указал, что до ХХ в. никто не пытался отрицать, что Россия —

— страна христианская. Недооценкой этого и попыткой полностью искоренить религию и объясняется нынешний всплеск сектантства.

Сообщения с мест сделали: Архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний — о положении с сектантством в его епархии; Сергей Говорун — о неоязычестве на Украине; Н.Ефимчук — о складывании в Москве единого сектантского блока; Лидия Чаковская — о деятельности “Нью Эйдж” в Москве; Владимир Вепринцев — о связях сект со спецслужбами; Виктор Королев — об акциях “Юнивер” и сатанистов во Фрязино; Антон Ятамбек — о сектантском характере “экстремальной педагогики” Ю.М.Устинова; о. Виталий Шастин — о защите инвалидов от сектантской пропаганды; о. Алексей Унминский — об опасном влиянии “Розы Мира” Даниила Андреева; проф. И. Огорд — о задачах и деятельности Диалог-центра.

Игорь Гаркавый обратил внимание на возрождение среди московского студенчества интереса к славянскому неоязычеству, что объясняется как отходом от полного атеизма, так и активной пропагандой против христианства. Это движение началось с работ ак. Б.А.Рыбакова и его школы, пытавшейся реконструировать древнюю славянскую мифологию и обряды. Попутно пропагандировался миф о “добром язычестве”. Один из самых активных вождей движения, проф. Аполлон Кузьмин, прямо заявил, что русский народ должен оставаться в язычестве. Новоявленные язычники пустили в оборот и печально известную “Велесову книгу”. Филологи уже давно доказали явную несостоятельность этой подделки, в которой перемешаны все славянские диалекты и лексические слои с древнейших времен до XVIII в. Однако неоязычники строят на этом непрочном фундаменте мифологию “русских Вед” и создают абсурдные теории, зачастую носящие шовинистический и антисемитский характер.

Группа родителей из Комитета спасения молодежи поведала горестные истории своих разрушенных богородичниками, АУМом и “Белым братством” семей, информировали о деятельности этих сект и о практикующихся методах обмана, вымогательства и психического насилия.

Взгляд католического пастыря на причины роста влияния тоталитарных сект и на способы, которыми Церковь может нейтрализовать это влияние, представил о. Реми Хукман. Он отметил, что сектантство распространилось на Западе в эпоху брожения умов. Человек чувствует себя более чем неуютно в условиях автоматизации общества, распадения всех социальных связей; секты же предлагают людям суррогат общения, которого не дает Церковь. Задача Церкви сегодня — дать христианский ответ на вызов времени. Пастыри обязаны помочь людям найти в церкви искреннюю дружескую атмосферу, чуткое духовное руководство, действительную целостность жизни во Христе. Человек должен открыть для себя величайшие богатства христианской культуры, найти в Церкви ее мистическую сокровенную сторону, постоянно вершащееся чудо, наконец, обрести уверенность в будущем и ощутить способность сделать что-то для этого будущего, благо дел у Церкви непочатый край. Лишь тогда люди пойдут не в секту, а в Церковь.

О. Антониос Алевизопулос указал в своем докладе, что православное учение способно дать исчерпывающий ответ на фундаментальные вопрошания человечества о Боге, человеке, мире, жизни и свободе. Вероучения сектантов представляют жизнь как бездонный океан безличного Абсолюта, личность — как рябь на водах океана, появляющуюся на секунду и вновь исчезающую. Все управляется неумолимым законом перевоплощений, лишающим людей свободы, ответственности и смысла жизни; точнее, смысл жизни видится в том, чтобы умереть, уйти в небытие, ибо бытие есть само зло.

Этой мрачной перспективе противостоит свет православной истины. Свобода, любовь, жизнь, личность укоренены в самом триедином Боге. Бог, выходя из своей трансцендентности, создает мир и человека, тоже в личном свободном бытии. Цель и смысл жизни человеческой в том, чтобы свободно соединиться в любви с Богом.

Именно свободного обращения ко Христу заблудших сектантов, обретения ими Пути, Истины и Жизни и просили у Господа участники молебна по окончании семинара, когда десятки христианских сердец слились в молитвенном единстве прошения за заблудших, внимая словам благовестия (Мф 15:4-10): “Кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу… Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся”.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность о семье и обществе.

Похожие статьи
Чем мы готовы делиться?

Церковь не борется с сектами - Церковь борется за спасение душ

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: