В рамках Основного конкурса 34-ого Московского международного кинофестиваля состоялся пресс-показ и премьера мистической драмы Андрея Прошкина «Орда», снятой по сценарию Юрия Арабова и при поддержке продюсерского центра «Православная Энциклопедия».

Действие фильма разворачивается в XIV веке в Орде, в непонятном мире, гордящемся своими варварскими обычаями. После переворота и убийства хана Тинибека (Андрей Панин), власть переходит к Джанибеку (Иннокентий Дакаяров).

«На царство» его благословляет могущественная Тайдула (Роза Хайруллина), мать Тинибека. Но за предательство сына приходится расплачиваться: Тайдула слепнет по непонятным причинам. Тогда в Орду вызывают московского митрополита Алексия, друга и наставника преподобного Сергия Радонежского. Ордынцы почитают «великим колдуном» и уверены, что он исцелит Тайдулу. Не сомневается в этом и сам митрополит, но…

После просмотра ситуация настала взрывоопасная: журналисты, кинокритики, киноведы горячо обсуждали увиденное. Спорили, горячились, доказывали друг другу свою точку зрения. Таких эмоций не наблюдалось давно, что свидетельствует лишь в пользу авторов фильма: куда хуже равнодушное безразличие.

Андрей Прошкин

Режиссер Андрей Прошкин

Однако вопросы во время пресс-конференции можно считать скорее провокационными, чем экспертными. Но съемочная группа «держалась». Когда задали вопрос про фильм о «московском православии» Андрей Прошкин ответил, что ничего подобного нет и в помине: «Мы снимали, исходя из мысли Юрия Николаевича, что Бог есть».

Ю.Арабов, А.Прошкин, С.Кравец

Автор сценария Юрий Арабов, режиссер Андрей Прошкин, руководитель Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» Сергей Кравец

Максиму Суханову, сыгравшему роль митрополита Алексия, вопрос достался корректный: на чем ему приходилось концентрироваться, если учесть, что сыграть святого невозможно. «И в этой истории, и в моем персонаже для меня очень ценно, что речь идет о гражданском поступке. О том, что Орда так или иначе существует в каждом человеке, внутри. И о том, что никогда низкие энергии не смогут победить все то, что мы называем тонкими, душевными энергиями», — рассказал актер.

Максим Суханов

Исполнитель роли митрополита Алексия Максим Суханов

И все же превалировали вопросы уровня «вы делали фильм к дате 1150-летия призвания варягов на Русь?» Первым не выдержал Юрий Арабов, принявшийся горячо объяснять свою позицию. Вскоре он взял себя в руки и, отвечая на реплику, что в наше время излишне много фильмов, посвященных священнослужителям (митрополит Филипп в «Царе», протопоп Аввакум — «Раскол», отец Александр — «Поп»), спокойно объяснил, о чем «Орда», зачем и что было им заложено в сценарий:

Юрий Арабов

Автор сценария Юрий Арабов

«Кроме вышеозначенных у нас есть и другие герои: Фауст, симпатичный Мефистофель, есть фильм «Брат» и масса артхаузных картин, где вообще не трогаются никакие иерархи и нет и слова о религии. Что касается картин, связанных с иерархами Церкви, сейчас – и это ни для кого не секрет – власть судорожно ищет хоть какие-то идеологические основания для существования самой себя и в результате упирается в Церковь, делая ее идеологическим обоснованием происходящего. Так что иерархи в кино — это ответ наших коллег и наших художников на ситуацию, на проблему. К этому можно относиться по-разному. Многие это приветствуют, но для меня такое «слияние» — проблема.

О чем фильм «Царь» Павла Семеновича Лунгина? О том, что Церковь должна корректировать светскую политику государства. Что светский политик, каким бы он ни был человеком, должен советоваться с Церковью. Если Церковь на его вопрос отвечает «нет», он должен отступать. Павел Семенович делал картину ради этой идеи. С такой точкой зрения можно соглашаться или спорить, но мне кажется, что это довольно благородная позиция с благородной интенцией, но к ним (и к позиции и к картине) возникает очень много вопросов. Начиная с такого: все ли духовные иерархи находятся на определенной морально-этической высоте?

Когда мы делали фильм, когда я писал сценарий, для меня, пожалуй, самым главным было сказать, что Бог не в силе, но в правде. А сейчас Он у нас все больше «в силе» – шашки наголо и скачем. Хотя и шашки затуплены, и техника не работает, а мы встаем, противопоставляя происходящему силу. На деле — совершенное бессилие. С самого начала, когда ко мне обратился Сергей Леонидович (Кравец — прим. ред.), я подумал, что меня просят написать сценарий к картине о государственнообразующей роли Русской Православной Церкви. Я ответил, что такого сделать не смогу, возможно, ему стоит обратиться к кому-то другому. «А какая ваша тема?» — спросил он. Я ответил: «Моя тема — жертва. Жертва, меняющая ход истории. Сергей Леонидович сказал: «Вот это-то нам и нужно». И я, к своему удивлению, приступил к работе над сценарием.

«Орда» — картина о хождении интеллигента во власть, картина современная. Мне было важно сказать, что Бог не в силе, а в жертве, что слабость перемалывает силу. О том, что зло имеет тенденцию к самоистреблению. И том, что Бог на заказы не отвечает, кто бы их ни делал. Для меня это очевидно, я нахожусь в этом пространстве, это мой духовный мир. И, к моему удивлению, сценарий понравился.

Скажу еще, что интеллигенция как только видит заставку «Православная энциклопедия», сразу вспоминает все негативное, особенно последние известные события. А то добро, которое делала Церковь, и та жертвенная роль, которую она играла многие годы, мгновенно забываются. И я уверенно могу сказать, что Сергей Леонидович Кравец сегодня один из лучших продюсеров, культурный человек, который понимает тонкость момента. И мне было очень легко работать с ним на картине.

Иннокентий Дакаяров

Исполнитель роли Джанибека Иннокентий Дакаяров

Не буду скрывать, мой гротеск сильно порезан по отношению к русским. По отношению к орде остался, а по отношению к русским – нет.

Я не знал, что в результате получится, но, посмотрев сегодня «Орду», я понял, что вполне могу за нее отвечать, что Андрей Прошкин и сам раскрылся, и вся съемочная группа раскрылась. Что картина современная».

Текст Марии Свешниковой

Фото Михаила Свешникова

А.Прошкин и А.Миндадзе

Александр Прошкин и автор сценария Александр Миндадзе

Сергей Кравец

Сергей Кравец, руководитель Церковно-научного центра «Православная энциклопедия»

Сергей Февралев

Сергей Февралев, художник-постановщик

Алексей Айги и Сергей Февралёв

Композитор Алексей Айги и художник-постановщик Сергей Февралёв

Алексей Айги

Композитор Алексей Айги

Иннокентий Дакаяров

Исполнитель роли Джанибека Иннокентий Дакаяров

Владимир Хотиненко

Режиссер Владимир Хотиненко

Виталий Хаев

Виталий Хаев, исполнитель роли князя Ивана

Павел Деревянко

Актер Павел Деревянко

Михаил Адашев

Художник Михаил Адашев

Юрий Арабов

Автор сценария Юрий Арабов

Александр Прошкин

Народный артист России, режиссер Александр Прошкин

Александр Яценко

Актер Александр Яценко


 

Читайте также:

Орда: фильм об отношениях человека и Бога

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.