Зачем депутаты хотят убрать предметы о религиях из школьной программы?

|

На прошлой неделе депутаты Государственной думы в закрытом режиме обсудили поправки к законопроекту «Об образовании», касающиеся преподавания религиозных модулей в четвертом классе.

Законопроект «Об образовании», принятый в октябре в первом чтении, упоминал учебные курсы, посвященные «историческим и культурным традициям мировых религий». Однако поправки, обсуждаемые на этой неделе, упоминают только «знания об основах духовно-нравственной культуры».

Что значит это изменение? Почему депутаты хотят лишить школьников возможности изучать религиозную культуру? Отвечают протоиерей Максим Первозванский, протоиерей Александр Ильяшенко и муниципальный депутат Илья Свиридов.  

Протоиерей Максим Первозванский, главный редактор журнала “Наследник”: Без изучения религиозной культуры невозможно адекватно понимать русскую историю и литературу

Не знаю, чем закончится эта инициатива, но поскольку исходит она от КПРФ, в очередной раз хочется процитировать слова, сказанные про Бурбонов: «Они ничего не поняли и ничему не научились». Это обсуждение отбрасывает нас к дискуссии десятилетней давности – может ли религиозная культура +преподаваться в государственной школе?

Казалось, все давным-давно обсудили и согласились, что без изучения религиозной культуры невозможно адекватно понимать ни русскую классическую литературу, ни важнейшие события русской истории, ни музыкальные произведения. И ведь многие ведущие светские ученые-гуманитарии – историки, литературоведы, искусствоведы – давно оперируют православными понятиями, а депутаты предлагают снова изгнать религиозную культуру из школы, заменив ее абстрактной духовностью и нравственностью.

Снова становится понятно, каким прорывным был «Закон о религиозных объединениях», констатировавший культурообразующую роль Русской Православной Церкви. И даже после этого нас вновь пытаются убедить, что можно жить в России и считаться культурным человеком, не зная православной культуры.

Напоминаю, что это факультативный предмет – никто не принуждает его изучать, но возможность такая у ребенка должна быть. Да, пока программы далеки от совершенства, но ведь в таких случаях не предмет ликвидировать надо, а улучшать программы, вносить в них что-то новое. Поле для творчества огромное. В идеале, конечно, надо опыт преподавания предмета в 4-5 классах переносить и на старшие классы.

Понимаю, что каждый депутат имеет право выступить с любой законодательной инициативой и даже сказать любую глупость, что происходит в Думе с завидной регулярностью. Но это же не значит, что любое неумное предложение должно становиться предметом обсуждения профильных думских комитетов и приводить к поправкам к закону. Меня сейчас не так интересует личная позиция господина Смолина, но волнует, что из себя представляет думское большинство.

Если предложенные поправки будут приняты, лично я не пойду протестовать на улицу, но как главный редактор молодежного журнала и как активный блогер, сделаю все, чтобы для начала изменить общественное мнение по этому вопросу.

Протоиерей Александр Ильяшенко, директор портала «Православие и мир», настоятель храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре: От качества образования зависит будущее общества

Авторы статьи в «Коммерсанте» пишут, что «больше половины родителей выбрали предметы, не связанные с какой-либо конфессией». При этом приводят конкретные цифры. 42 процента учеников выбрали «Основы светской этики», 18 – «Основы мировых религиозных культур» и 30 процентов – «Основы православной культуры», 9 – ислам и 1 процент – в сумме буддизм и иудаизм.

Интересная статистика, но я бы трактовал ее иначе, чем журналисты «Коммерсанта». Курс «Основы религиозной культуры» связан с религиозными традициями – со всеми, – поэтому некорректно приплюсовывать 18 процентов, выбравших его, к 42, которые предпочли «Основы светской этики». Правильнее говорить, что только 42 процента родителей выбрали для своих детей курс, никак не связанный с религией, а 58 процентов хотят, чтобы их дети в каком-то виде получали религиозные знания.

Отрадно, что несмотря на почти сто лет интенсивной антирелигиозной пропаганды, которую и сегодня продолжают многие СМИ, народ в большинстве продолжает интересоваться религией. Мне кажется, депутаты не имеют права пренебрегать мнением большей части населения и отнимать у образования религиозную составляющую. Или придется признать, что демократическое наше государство только на словах.

И уж совсем непонятно, почему такие вопросы обсуждались в закрытом режиме. То, что обсуждает несколько сотен человек, многие из которых к тому же не являются специалистами по обсуждаемому вопросу, не может быть секретной информацией. Даже сложные военно-технические проекты являются секретными в течение недолгого времени. Закрытость обсуждения, неуместная в данном случае, заставляет говорить о боязни депутатами собственного народа – другой причины я не вижу.

От качества образования в немалой степени зависит будущее общества, поэтому все вопросы о реформах образования должны обсуждаться открыто. Пока нам предлагают изменить только название, но секретность обсуждения и пренебрежение мнением соотечественников настораживают. Но к словам цепляться не нужно, надо смотреть на результат. Напомню ставшую уже крылатой фразу: «Хотели, как лучше, а получилось, как всегда». Для того чтобы не получилось, «как всегда», депутаты должны отнестись к принятию закона об образовании со всей серьезностью и ответственностью.

 

Илья Свиридов, юрист, депутат ВМО «Таганское»: Религия – один из важнейших элементов уникальности нации

Не успел появиться курс «Основы религиозной культуры и светской этики», как нам уже предлагают для него новое название, из которого исключено упоминание о религии. Если эту поправку примут, боюсь, что и из содержания курса уйдет религиозная составляющая.

На мой взгляд, речь должна идти именно о религиозном образовании, то есть о преподавании основ тех религий, которые распространены и исповедуются многими российскими гражданами. Даже в советское время в школьных учебниках писали, что наша страна многонациональна и каждая нация имеет свои культурные традиции, обычаи, особенности. Религия – один из важнейших элементов уникальности нации.

Сегодня есть возможность знакомить учащихся с этим элементом. А знакомить необходимо хотя бы для того, чтобы люди учились взаимопониманию, диалогу, уважению к другим традициям. Мы начали идти по этому пути, а теперь нам предлагают вернуться назад, уйти в религиозную резервацию.

Предложение вполне в духе той реформы образования, которую обществу пытаются навязать и которая может привести только к значительному ухудшению качества образования, а в итоге и к деградации общества.

Я считаю, что если государство будет загонять религию в резервацию, имеет смысл привнести опыт западноевропейских стран. Например, в Германии есть частные католические школы, в которых строже нравы, правила поведения. И они считаются более престижными, чем обычные школы.

Если противники религиозных предметов добьются своего, надо будет создавать свою систему религиозных школ, учащиеся которых будут знать о религиозных основах нашей культуры, истории и государственности.

Подготовил Леонид Виноградов

Помоги Правмиру
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Образование, каким оно должно быть

Педагоги, которые лучше всего помогают детям, — это те, кто ценит и изо всех сил старается…

Продолжительность школьного курса «астрономия» составит 35 часов

Астрономия возвращается в школьную программу с 1 сентября 2017 года

Здесь дети весь урок решают один пример

Одна учительница поработала в Эвенкии год и многое поняла

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!