Заключите свое сердце в пустыню

|
«Я не считаю, что могу сказать что-то новое, ценное», – начал свою беседу с журналистами митрополит Лимасольский Афанасий, известный проповедник, чье имя знакомо каждому жителю Кипра.
Заключите свое сердце в пустыню

Никогда раньше Владыка не издавал свои труды, однако, записанные на диктофон прихожанами, его беседы и наставления уже разошлись по всему православному миру. Несмотря на крайнюю занятость, архиерей регулярно сам исповедует и уже более 10 лет четыре раза в месяц выступает с открытыми беседами в храмах Лимасольской митрополии и Кипрском университете.

Книга «Открытое сердце Церкви», вышедшая в издательстве Сретенского монастыря, – первое издание, благословленное митрополитом Афанасием. Владыка лишь отшутился, когда его спросили, почему он выбрал именно русскую православную паству: «Я сам не понял, как это произошло, теперь мы уже ничего не можем сделать – только поблагодарить Бога», – и отметил, что эта книга «издана с большой любовью».

Первая ее часть – сборник воспоминаний о старцах, с которыми митрополиту Афанасию довелось близко общаться на Афоне, Кипре и в Греции. Среди них – живые и сокровенные рассказы об Иосифе Исихасте, Паисии Святогорце, Порфирии Кавсокаливите, Иосифе Ватопедском и других. «Безусловно, само знакомство со святыми людьми не делает человека сразу святым, – напротив, это увеличивает мою ответственность за себя самого и перед Церковью», – признался митрополит на презентации. «Присутствие современных старцев в нашей Церкви свидетельствует о постоянном, непрерывном присутствии Христа в нашей жизни», – добавил он.

«Главный призыв святых миру в том, что Христос является центром жизни. Если у человека есть все, а Христа нет, – значит, нет ничего, если же нет ничего, но в жизни есть Христос, – значит, человек наполнен», – подчеркнул архиерей. Каждый из старцев выражает это своим способом через свою жизнь. «Мы видели много знамений и чудес. Но самое главное чудо заключается в том, как человек может стать истинным чадом Божиим. Это самое великое знамение, которое мы можем увидеть в своей жизни».

Во второй части книги собраны проповеди архиерея. Показать только начинающим свой жизненный путь людям радость жизни со Христом, исцелить раны современного общества, где разводов больше, чем браков, а дети не защищены от серьезных искушений и часто не воспитываются в христианской традиции, – главное стремление автора книги.

«За все благодарите Бога», – постоянно напоминал митрополит Афанасий в течение двухчасовой встречи. Журналисты не отпускали Владыку и интересовались уже не столько книгой, сколько задавали вопросы о собственных трудностях духовной жизни.

Опытный духовник, владыка митрополит с легкостью разрушает в своей книге многие привычные штампы о духовной жизни. Например, он дает остроумный ответ на часто задаваемый, особенно женщинами, вопрос. «Некоторые отмечают в духовной жизни какой-то этап, до которого люди доходят, а затем не растут. Эти люди могут ходить в церковь десять и более лет, но они словно ходят по кругу. Что делать, если нет духовного роста?» – спросила на презентации одна из журналисток. В ответ митрополит Афанасий рассказал историю из своей жизни:
– На первом или втором году своего монашества я как-то подошел к старцу Паисию и пожаловался, что я на Афоне уже достаточное время, стараюсь молиться, но не вижу никакого результата. Геронта удивился: «А какой ты хочешь результат»? «Тот, о котором мы читаем в книгах», – ответил я. Тогда старец сказал: «Вот, у меня сдохла кошка, пойди, воскреси ее! Что ты хочешь: чудеса творить?»

Все эти размышления – «поднимаюсь», «развиваюсь», «не поднимаюсь» – немного искусственны. Когда я скажу, что я что-то сделал, это значит, что я тут же все растерял!

Однажды мы вместе со старцем Паисием плыли на корабле с Афона. К нему подошел один подвижник, который был настоящим аскетом и уже много лет не покидал Святую Гору. Этот монах все время повторял: «Вот мы удаляемся от Афона, сейчас приедем в мир и все, что приобрели, – все растеряем». Он повторил это раз сто и затем прямо спросил старца, что же теперь делать. Геронта ответил: «А у меня ничего нет, поэтому я ничего и не потеряю!»

Святые – доказательство Евангелия

Книга митрополита Афанасия – это искренний рассказ о собственных духовных поисках, о благодатной помощи святых, о том, как они постоянно участвуют в нашей жизни. «Святые – это доказательство Евангелия», – напоминает он. «Мы получаем огромную пользу, читая жития. Наши святые – и русские, и греки, и древние, и современные – это отцы каждого из нас. Мы должны постараться стать их подлинными любящими детьми», – отмечает автор книги. Митрополит Афанасий рассказал, что в греческом мире очень любимы и почитаемы и преподобный Сергий Радонежский, и преподобный Серафим Саровский, и другие русские святые. «Мы чувствуем, что это общие наши отцы, такие святые принадлежат всему миру, Вселенскому Православию», – сказал он.

– Когда я только познакомился с афонскими старцами, мне было 19 лет и у меня было много вопросов. Но когда я прожил рядом со старцем Паисием 16 лет, то понял, что все, что сказал Христос, истина. Все, что сделали святые, – это правда. У меня нет никаких сомнений.

Зачем мне сомневаться, совершал ли Христос чудеса, описанные в Евангелии, если я каждый день их наблюдал на Афоне?

Один раз на Святую гору в гости к старцу Паисию приехал университетский преподаватель, атеист. Они сели поговорить со старцем. Ученый говорил, что не верит в Бога, потому что преподает физику, а «его наука не помогает вере».

«Даже у ящерицы мозгов больше, чем у тебя», – ответил ему старец Паисий. Он поманил к себе одну из ящериц, которые ползали вокруг (в нашем климате их много), и спросил ее: «Есть ли Бог»? И вдруг ящерица поднялась на задние лапы и утвердительно покивала головой – это видели все вокруг.

Без святых Евангелие не могло бы иметь доказательств. Церковь все время рождала святых: и раньше, и сейчас, и завтра.

Как выбрать свой жизненный путь?

Проповеди митрополита Лимасольского, монаха с афонским опытом, часто обращены к молодым мирским людям. Именно несчастья тех, кто живет в бурном житейском море – современной Европе, особенно тронули Владыку, когда он получил послушание распрощаться с любимой Святой Горой и поехать служить в Лимасол – второй по величине город Кипра, крупный экономический и культурный центр.

«Христа я могу стяжать везде: и на улице, и в самолете, и дома, и в монастыре», – напоминает проповедник.

– Если человек не знает, что ему делать в жизни, пусть не отчаивается. Что мы знаем о своем будущем? Только то, что хотим быть со Христом, этого никто у нас отнять не может. Остальное вторично: создадим ли семью, пойдем учиться в университет или уйдем в монастырь.

Если говорить о духовном пути, то, конечно, мы не должны умалять ценность пустыни, которая очень велика и помогает. Но тем не менее мы не можем ограничить силу Божию каким-то одним местом.

Старец Паисий говорил: «Мы должны заключить свое сердце в пустыню, отдаленную от страстей и греха». Это и есть настоящая пустыня. Есть люди, которые живут в миру, а сердце их в пустыне. Есть люди, которые живут в пустыне, а сердце их в миру. Поэтому нужно быть внимательными и понимать, что образ мыслей и способ жизни спасает человека, а не географическое место.

Цель не заключается только в том, чтобы умертвить свой эгоизм, но чтобы облечься во Христа. Человека спасает Христос через Церковь, и, если мы объединены с Ним через Церковь, тогда мы не только освободимся от ветхого человека, но и облачимся в нового. Это может произойти и в монастыре, и в миру.

Каждый день у нас есть множество возможностей, чтобы избавиться от эгоизма, особенно в обществе, в котором мы живем. Это можно делать через терпение и любовь, которые мы должны проявлять к нашим ближним.

Но нужно стараться не только умертвить наш эгоизм, но и искать способ впустить Христа в свое сердце. Если это произойдет, то Он исцелит наше сердце. Грех – это болезнь, и если мы приобретем иммунитет, все болезнетворные микробы погибнут.

Старец Паисий отмечал: давайте подвизаться добросовестно и по доброй воле – не для того, чтобы избежать ада, но чтобы не расстроить Господа. Для него Христос был и отцом, и братом, и другом, и он все делал из любви к Богу.

Подвижник ничего не просил у Христа для себя: ни исцелиться, когда был болен, ни отдыха, когда был усталым. Он хотел только одного: не расстраивать Христа.

В своей книге Владыка делится воспоминаниями о том, как он преодолевал смущение и уныние, когда впервые столкнулся с трудностями пастырского служения в своей епархии.

– На следующий день после того, как меня избрали митрополитом Лимасольским и совершилась моя хиротония, я служил Божественную литургию в кафедральном соборе. Празднования кончились, и пришло время соприкоснуться с действительностью. Во время Литургии я почувствовал, что у меня защемило сердце, и я подумал: «Теперь мы будем в городе, где много проблем». Я сам родом из Лимасола, поэтому имею право описывать город таким, какой он есть, не рискуя быть обвиненным в осуждении(…) Я просил Бога, чтобы Он мне помог, укрепил меня.
Ко мне подошел один из священников и сказал: «У нас долго не было митрополита, и люди очень волнуются, поэтому срочно нужно подписать некоторые бумаги». – «С удовольствием подпишу, дорогой отче». А про себя подумал: «Интересно, где я поставлю свою первую подпись?» Посмотрел и увидел стопку документов с разводами. Тогда я сказал: «Дорогой мой, убери это подальше от меня. Принеси подписать что-нибудь другое». Ведь не ставить же мне мою первую подпись под разводами?!

Тогда мне принесли другие бумаги. «Что это?» – спросил я. «Чеки». – «С этого я тоже не хочу начинать!»

Со временем я понял, что в нашей епархии две проблемы: счета и разводы. Такова грустная действительность.

Однако митрополит Афанасий недолго предавался унынию. Он поставил задачу достучаться до сердец современных молодых людей, и сейчас его усилия дали плоды: в храмы Кипра приходит все больше молодежи.

– На самом деле человек всегда ищет своего Отца – Бога, но ищет Его в неправильных местах. Алкоголизм, наркомания, сигареты – это все не те места. Мы, пастыри Церкви, должны показывать: то, что вы ищете, здесь: приидите и вкусите! И когда человек увидит, то душа его приобретет мир и смысл жизни. Это главное, что я вынес из всего своего совсем небольшого жизненного опыта, – отметил митрополит.

– Иногда люди медлят идти в церковь. Они подобны тем, кто хочет сначала исцелиться, а уже потом пойти в больницу. Не переживайте! Не своими силами мы освобождаемся от греха; вспомните, как одним именем Божиим был взят Иерихон, несмотря на семь рядов оборонительных стен и огромную армию. Идите в лечебницу, и Врач вас исцелит. Имейте доверие Богу. Он не сделал нашу жизнь сложной, Он сделал ее легкой. Старец Паисий в таких случаях напоминал: «Господь – это воздух, не делай из него углекислого газа».

«Сейчас молодые люди на Кипре страдают от многих проблем. Большинство из них, думаю, общие для разных стран, – отмечает митрополит Афанасий. – Это проблемы в семьях, наркотики, насилие, отрицание всего, депрессия, а также то, что мы живем в окружении турок и оттого многие ощущают незащищенность. Но у всех этих скорбей один источник – отсутствие Бога.

Например, если я сниму свои очки, я ничего не буду видеть, жизнь покажется мне совсем иной. А надену – вновь четко буду различать предметы. Если Бог присутствует в нашей жизни, то мы истолковываем все происходящее с нами совсем по-другому, иначе справляемся с трудностями».

По мнению митрополита Афанасия, современные технологии, особенно интернет и социальные сети, очень опасны не только для детей, но и для взрослых. «Неразумно давать детям неограниченно пользоваться интернетом и ставить компьютер в детской комнате», – напоминает он родителям.

– Я не знаю, к чему в результате приведет такое развитие информационных технологий. Через несколько лет без интернета вообще ничего невозможно будет делать! Пусть родители делают сейчас все, что от них зависит. Но, безусловно, запрет – не выход. Ребенок войдет в переходный период, будет сопротивляться, восставать. С другой стороны, неразумно давать неограниченно пользоваться интернетом и ставить компьютер в детской комнате. Установите его в такое место, где вы можете следить. Нужно научить ребенка определять для себя границы.

Однако, в первую очередь, мы должны посвящать свое время детям, разговаривать с ними, чтобы они нам все рассказывали, что их волнует, имели бы к нам доверие. Занимайтесь детьми, а не оправдывайтесь, что спешите. Иначе наступит время, когда будет поздно и виноват окажется не интернет, а мы сами.

Приведет ли экономический кризис в Церковь?

Митрополита Афанасия отличают хорошие управленческие способности. Для накопившихся в епархии проблем он назначил особую комиссию из профессиональных экономистов, и в короткие сроки епархия смогла избавиться от тяжелого долгового гнета. В то же время в своих проповедях он призывает всегда очень осторожно обращаться с деньгами, ведь так просто стать поклонником золотого тельца.

– Сейчас на Кипре пик экономического кризиса. Не знаю, когда будет его спад. Но мне не хотелось бы, чтобы именно из-за кризиса люди приходили в Церковь. Конечно, там их примут с великой любовью. Но если кто-то обратится к Богу из-за кризиса, то, как только кризис пройдет, он забудет Церковь. Таким людям очень трудно понять, что деньги – не идол, не ценность. Только Бог имеет подлинную ценность.Этот кризис искусственен, нам его создали в Европе. Если захотим, мы и его можем использовать духовно, выйти из него более сильными и мудрыми. Но если мы не будем разумными, то понесем урон – и духовный, и материальный.Расскажу одну историю о старце Софронии (Сахарове) из Эссекса. Один миллионер с Кипра очень помогал его монастырю. При этом благотворитель хотел, чтобы каждый раз, когда он посещал монастырь, старец с ним встречался и посвящал ему время, также хотел стоять на почетном месте в храме и чтобы монахи его обслуживали. Однажды батюшка не смог его принять, и богач начал роптать: «Я пожертвовал столько денег, почему же старец меня не принимает?» Узнав об этом, старец Софроний пошел к казначею и выяснил точно, какая сумма была пожертвована обители этим человеком за все время. Это были огромные деньги, но он взял кредит в банке и вернул все киприоту. Вот такие у него были отношения с благотворителями. Старец, не потеряв своей свободы, принес своему благотворителю духовную пользу. Безусловно, каждый дар принят. Бог благословляет людей, которые жертвуют Церкви, и мы благодарим их, но это не значит, что мы обязаны изменять свою жизнь из-за денег. Для нас все люди одинаковые. И наша любовь и уважение должны проявляться ко всем.

Мы любим всех людей. Но должны хранить свою веру

Широко известен случай, что митрополит, известный своим добрым отношением к людям независимо от их вероисповедания, отказался встречаться с Папой Римским Бенедиктом XVI, который прибыл с визитом на Кипр в 2010 году.

– Как христиане, мы должны любить и уважать всех людей, уважать религию любого человека. Но меня это не обязывает верить в то, во что верят они. У меня есть своя вера. Я буду давать любовь каждому человеку, который является образом Божиим.

Например, я люблю Папу Римского как человека, но когда он совершал свой визит на Кипр, то приехал не как простой человек – и я не стал встречаться с ним.

Он сам сказал, когда сошел с трапа самолета, что приехал как преемник святого Петра. Мы знаем, что это значит: Папа считает, что он – представитель Христа в мире, что он – первый епископ всего мира, что он является устами Христа для мира, а главное, – что он непогрешим. С таким папой я не хочу встречаться. Человека в нем я люблю. Если он придет ко мне в епархию, я его угощу, поселю, я ему все дам. Но я не верю, что он непогрешим. Я не верю, что он епископ. Я не верю, что он «представитель Христа». Я считаю, что Ватикан является причиной огромных проблем, которые сейчас есть в мире, потому что папизм выгнал Христа из сердец многих людей.

Это моя вера. Но это не значит, что я кого-то ненавижу. Мы любим всех людей. Но не разделяем веру каждого.

Расскажу вам одну историю. На Святой Горе мы с любовью принимали одного католического монаха – я его провожал к старцам. Когда он был на Афоне, умер папа Иоанн Павел I, и наш гость очень расстроился. Чтобы как-то его утешить, я взял его с собой к старцу Паисию. Старец стал его успокаивать: «Что ты хочешь: Папа был человеком». Католический монах отвечал: «Да, но Папа был очень хорошим человеком». Старец сказал: «Дорогой, не расстраивайся, помолись, чтобы и следующий Папа был хорошим. Не переживай: какой бы Папа ни был избран, он будет “непогрешим”».

Знакомство с русским монашеством

Митрополит Афанасий впервые побывал в русском монастыре, когда приехал в Россию на собрание игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви, которое проходило в Троице-Сергиевой лавре 8–9 октября 2014 года под председательством Патриарха Кирилла.

Владыка рассказал, что он с особым трепетом прикоснулся к святыням Лавры, а также с благоговением побывал в Сретенском монастыре у мощей архиепископа Троицкого Илариона: по промыслу Божию, житие именно этого русского новомученика Владыка прочитал перед поездкой в нашу страну.

Он поделился впечатлениями и от встречи с русским монашеством:

– Моя душа чувствует, что в России происходит великое таинство – таинство Церкви Христовой. Она рождает детей Божиих, которые, безусловно, возрастают, проходят все этапы взросления, пока не станут совершенными людьми. Некоторые из этих этапов мы прошли и в греческом мире. Поэтому я хочу сказать, что нужно иметь доверие ко Христу, ведь Он направляет свою Церковь и людей Церкви, чтобы они исполняли Его волю.

Краткая справка

Митрополит Лимасольский Афанасий, в миру Андрей Николау, родился в 1959 году в семье преуспевающего Лимасольского предпринимателя. Уже в 14 лет он задумывается о служении Церкви и поступает в школу при Священной Митрополии кипрского района Пафос. В 17 лет принимает священный сан и продолжает образование на богословском факультете университета Аристотеля в Салониках.

В 1980 году поступил в число братии Афонского Нового скита, духовником которого был старец Иосиф Ватопедский, ученик Иосифа Исихаста (1897–1959). В 1982 году принял монашеский постриг с именем Афанасий и рукоположен во пресвитера.

В 1992 по благословению Архиепископа Кипра Хризостома I, приметившего на Афоне духовные таланты иеромонаха, направлен в монастырь святого Николая на Пафосе. Восстанавливал монастырь Божией Матери Махера, в 1993 избран его игуменом.

14 февраля 1999 года хиротонисан в митрополита Лимасольского.

Напоминаем посетителям сайта, что этот материал впервые был опубликован в 11-м номере журнала «Монастырский вестник»

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.
Похожие статьи
В истинном паломничестве нет ни капли развлечения

А туризм - глубочайшее погружение в мир, до захлебывания

Участники монашеского форума предложили, как спасти монастыри от “духовного туризма”

Гостеприимство и окормление мирян не должны разрушать внутреннего устроения монашеской жизни

Городской монастырь – как низко летящий самолет, рискующий разбиться

Как сопротивляются вторжению мира в монастырскую жизнь греческие монахи

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!