Заманили в сказку

|

В детстве мы влюблялись в те или иные книги не только из-за содержания, но и благодаря иллюстрациям, которые завораживали, притягивали, которые хотелось рассматривать и рассматривать. Вспомнить знакомые с детства иллюстрации можно на выставке «Что за прелесть эти сказки!.. Русские сказки в произведениях художников книги» в Центральном доме художника (Москва). Ее открытие галерея «Веллум» приурочила к ярмарке интеллектуальной литературы non/fiction.

Хайлов Л.М.  Эскиз обложки к книге Л.Обуховой Давным-давно  бу., смеш.техника  32х25

Хайлов Л.М. Эскиз обложки к книге Л.Обуховой Давным-давно бу., смеш.техника 32х25

В привычном для нас понимании книжная иллюстрация возникла на рубеже XIX — XX веков, когда текстовая, содержательная и изобразительная составляющие стали мыслиться единым целым.

Еще для начала прошлого века характерен интерес к прошлому России, увлечение русской стариной. Стариной полуреальной, полумифической, то ли из грез, то ли из сказок, слышанных когда-то.

Коновалова А.С.  1920-е гг.  Иллюстрация к русским народным сказкам  бум.,акв., 28,5х27,5 см

Коновалова А.С. 1920-е гг. Иллюстрация к русским народным сказкам бум.,акв., 28,5х27,5 см

Иван Билибин, чьи иллюстрации уже давно вошли в историю художественной культуры, говорил: «Только совершенно недавно, точно Америку, открыли старую художественную Русь, вандальски искалеченную, покрытую пылью и плесенью. Но и под пылью она была прекрасна, так прекрасна, что вполне понятен первый минутный порыв открывших ее: вернуть! вернуть!»

Афанасьева Н. А. «Басня»

Афанасьева Н. А. «Басня»

У Билибина много иллюстраций к сказкам, ведь прикоснуться к этому волшебному, но все-таки реальному миру, так много говорящему об истории и характере народа, можно через них — вот и стали обращаться художники к этому виду народного или авторского творчества. Иллюстрации к сказкам выполняли даже художники, привыкшие работать с большими холстами или даже с пространством стены — Виктор Васнецов, Илья Репин, Валентин Серов, Михаил Нестеров, а позже, в советские годы — Павел Корин, Александр Бубнов, Александр Герасимов и многие другие.

На выставке представлены иллюстрации к пушкинской «Сказке о Золотом петушке» Билибина. В работах художника — сочетание изысканности мироискусников и традиций древнерусской живописи.

Билибин И.Я.  Иллюстрация к произведению А.С. Пушкина Сказка о Царе Салтане 1906 г., автолитография 21,5х28 см

Билибин И.Я. Иллюстрация к произведению А.С. Пушкина Сказка о Царе Салтане 1906 г., автолитография 21,5х28 см

Сказка — это не обязательно нечто фантастическое, ведь «дела давно минувших дней» все равно воспринимаются нами полусказочно, и вновь реальность соединяется с фантазией, и что здесь оказывается более правдивым и достоверным — большой вопрос.

Краморенко О.Н. Эскиз обложки к сказке Сельмы Лагерлеф «Путешествие Нильса Хольгерсона»

Краморенко О.Н. Эскиз обложки к сказке Сельмы Лагерлеф «Путешествие Нильса Хольгерсона»

Художник Александр Бубнов известен больше как мастер исторической живописи. Те же приемы, которые он использует в своих станковых работах, он переносит и в книжные иллюстрации, потому они выглядят монументально, эпически. На выставке можно увидеть работы из серии иллюстраций к стихотворению А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге», иллюстрации к произведениям Н. В. Гоголя, в том числе к повести «Тарас Бульба».

Бубнов А.П.  Иллюстрация к произведению А.С. Пушкина Борис Годунов  бум., акв., гуашь 44х32 см

Бубнов А.П. Иллюстрация к произведению А.С. Пушкина Борис Годунов бум., акв., гуашь 44х32 см

В экспозиции представлено видение «Тараса Бульбы» еще одним художником — Александром Герасимовым. В его иллюстрациях лиричность, вызывающая в памяти мотивы украинских песен, сочетается с напряжением, предчувствием трагедии.

Динамика боя, острая конфликтность — в работе Константина Рудакова «Большой меч».

Митурич П.В. Эскиз обложки к сказке К.Чуковского «Приключения Бибигона»

Митурич П.В. Эскиз обложки к сказке К.Чуковского «Приключения Бибигона»

Многие иллюстрации, которые представлены на выставке, для взрослых посетителей — еще и напоминание о детстве, о первых знакомствах с книгами, которые читали родители или бабушки-дедушки. Например, оттуда, из далекого детства — иллюстрации Мая Митурича к различным детским произведениям (например, к «Угомону» Маршака»), рассматривая которые выросло не одно поколение читателей. Иллюстрации, наполненные настоящей завораживающей сказочностью, иногда — добрым мягким юмором.

А кто-то впервые знакомился с восточным, таким загадочным миром, с восточной архитектурой, с ее высокими минаретами, гофрированными голубыми куполами, разглядывая рисунки Натальи Афанасьевой к «Халифу-аисту»…

Афанасьева Н.А. Иллюстрация к сказке «Халиф-аист»

Афанасьева Н.А. Иллюстрация к сказке «Халиф-аист»

Так что слова о том, что электронная книга когда-нибудь полностью вытеснит бумажную, безосновательны. Ведь разве можно иначе полюбить читать, чем перелистывая страницы, всматриваясь в иллюстрации — в тот мир, который придумал художник?

Выставка «Что за прелесть эти сказки» проходит в зале 3 Центрального дома художников (Москва) и продлится до 16 декабря.

Кстати, картины повешены так, чтобы и детям было удобно смотреть экспозицию.

Помоги Правмиру
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Удивительно уютные зимние картины

Праздничное веселье начинает сменяться усталостью от морозов? Не поддавайтесь! Посмотрите на зиму позитивно – вместе с…

Илья Глазунов: Главное — воспитать волевую верующую элиту

О феномене по имени Илья Сергеевич Глазунов, настоящем искусстве, коммунистических стройках и любви к России

Когда погиб мой духовник, митрополит Антоний позвонил и спас меня

Отец будил дочь в пять утра, и это повлияло на всю ее жизнь

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!