Запреты, которые ведут к любви

«Когда в 90-е годы свобода обернулась вседозволенностью, многие люди пришли в Церковь именно потому, что им не нравилось происходящее в миру, за церковной оградой. Им не нравились видеосалоны, организованные бывшими комсомольцами, – там показывали фильмы, которые было стыдно смотреть», – протоиерей Александр Балыбердин, благочинный церквей города Кирова, продолжает разговор о запретах в Церкви.

В «лихие девяностые»

Протоиерей Александр Балыбердин

Протоиерей Александр Балыбердин

Подход к православию как к религии запретов существует в основном у людей, которые православия не знают и судят о нем со стороны. Почему? Во-первых, такое отношение к Православной Церкви, к православной традиции и культуре в течение нескольких десятков лет насаждалось на уровне государства. Семь десятилетий людей учили, что Церковь и «нельзя» это синонимы и будто бы именно запреты составляют суть церковной жизни.

Во-вторых, когда период негативного восприятия Церкви сменился на спокойное отношение благожелательное или равнодушное – на дворе были девяностые. Время, когда вдруг оказалось можно все.

И когда в 90-е годы свобода обернулась вседозволенностью, многие люди пришли в Церковь именно потому, что им не нравилось происходящее в миру, за церковной оградой.

Им не нравились видеосалоны, организованные бывшими комсомольцами, там показывали фильмы, которые было стыдно смотреть; не нравилась желтая пресса; не нравились люди, зарабатывающие нечестным путем. И поэтому, стремясь сохранить свою душу и не желая поддаваться тенденциям лукавого времени, многие люди пришли в Церковь. Но это вовсе не означает, что охранительная позиция в Церкви главная.

Радостное ожидание

Если мы внимательно прочтем апостольские послания, то увидим, что письма эти полны тревоги за окружающий христиан мир. То есть охранительное начало в этих письмах также присутствует. Тем не менее они наполнены не унынием, а радостным отношением к миру, светлой верой в торжество добра. Неслучайно апостолы приветствовали друг друга словом «Радуйтесь!»

И действительно, как утверждает апостол Павел, никто и ничто не может отлучить нас от любви Божией (ср. Рим. 8:38, 39). Если ты веришь в Бога, если ты возлагаешь на Него все свои надежды, то понимаешь, что Бог тебе Отец, а ты Его сын или дочь, и отец, как говорит Христос, не может дать тебе камень вместо хлеба или змею вместо рыбы (ср. Лк. 11:11). Если ты это понимаешь, то тогда и твоя вера становится радостной. Понимаешь, что несовершенство мира, окружающего Церковь, не является поводом к унынию, потому что с нами Бог. А если с нами Бог, то чего нам бояться?!

Без одежды на мороз?

Да, в церковной жизни есть различные «нельзя», «не стоит». Но они объясняются просто. В семье, когда рождается ребенок, родители так же ограждают ребенка от того, с чем он пока еще не может справиться. Родители всегда берегут свое любимое дитя. Они не оставляют его на двадцатиградусном морозе без одежды, не заставляют свое чадо голодать.

Фото: tatarstan-mitropolia.ru

Фото: tatarstan-mitropolia.ru

Ограждая своего ребенка от зла, любящие родители обязательно формулируют определенные запреты. Мы нормально относимся к тому, что, скажем, нельзя подойти к окну, встать на подоконник, представить себя птицей, раскинуть руки и полететь. Нормальный человек понимает, что произойдет: ты упадешь вниз и разобьешься. Но ребенок этого еще не знает. И тогда родители говорят ему: «Так делать нельзя», а ребенок прислушивается к совету родителей, потому что любит их и доверяет им.

Подобно тому, как родители направляют свое дитя, Церковь направляет своих чад. На этом пути поддерживают и наказывают, вразумляют и учат, с помощью определенных запретов ограждают от того, с чем дети пока еще не могут справиться самостоятельно.

Поэтому надо любить Церковь, вглядеться в нее и увидеть в ней добрую, заботливую мать, которая вместе с Богом любящим Отцом первое время носит тебя на руках, потом аккуратно ставит на ноги и говорит: «Иди теперь сам». Сначала поддерживает за руку, потом начинает отпускать чуть подальше. Но всегда готова снова тебя принять, как блудного сына, и всегда готова помочь. Когда ты с любовью смотришь на Церковь и Бога, тогда те запреты, которые существуют в церковной традиции, как, впрочем, и в любой культурной традиции, становятся тебе понятны.

Запрещается не любить

В любой культуре есть разного рода запреты, даже в культуре нецерковной. Например, ряд этих запретов отражен в уголовном кодексе. Часто запреты не фиксированы в письменной традиции и сохраняются устно. Например, когда нас вызывает начальник, мы, зайдя в его кабинет, не заваливаемся в кресло и не задираем ноги на стол. Мы понимаем, что так вести себя в кабинете начальника нельзя. При этом мы не упрекаем организацию, в которой работаем, за этот негласный, но понятный нам запрет.

В чем особенность церковной культуры? В том, что она направляет человека к Царствию Небесному. Запреты, которые в ней существуют, ориентированы прежде всего на воспитание в человеке любви к Богу и ближнему. На то, чтобы человек жил по заповедям Божиим. Поэтому когда христианин заходит в кабинет к начальнику, он также не складывает ноги на стол. Но не потому, что начальник снизит зарплату, а потому, что это проявление неуважения к человеку, а значит, проявление нелюбви. Мы же, христиане, должны жить иначе и все делать с любовью (ср. 1 Кор. 16:14).

Портал «Православие и мир» и независимая служба «Среда» проводят цикл дискуссий о приходской жизни. Каждую неделю – новая тема! Мы зададим все актуальные вопросы разным священникам. Если вы хотите рассказать о болевых точках православия, своем опыте или видении проблем – пишите в редакцию, по адресу discuss.pravmir@gmail.com.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Даже в условиях жесткого прессинга человек может оставаться самим собой

Протоиерей Александр Балыбердин о том, что делать, когда опускаются руки

Убирая сор из глаза ближнего, оставьте ему все-таки глаз

Оно стояло, ничуть не смущаясь, и вращало головой, озираясь по сторонам, и вдруг… само перекрестилось!

Запрещать проще, чем разрешать

Апостольская проповедь никогда не начиналась с запретов

самое читаемое
  • N/A
  • лучшие авторы

    N/A

    Дорогие друзья!

    Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

    Помогите нам работать дальше!

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: