Здравствуй, школа? — До свиданья!

|

Почему словосочетание «здравствуй, школа», «скоро в школу» на магазинных растяжках наполняет меня холодным ужасом? Потому что скоро действительно в школу. Лето кончается – это всегда, конечно, жалко. Но школа, школа! С ее неотвратимым приближением не может сравниться никакой самый затяжной дождь, никакие ранние сумерки и холод.

Что же там такого ужасного, в этой школе? Что с ней не так? Или это все-таки со мной?

В конце концов, и вставать рано можно привыкнуть, и тетрадки закупить, и спортивную форму – источник ужаса явно в другом. Школа не знает, что хочет. И значит, не ведает, что творит.

Критические соображения в адрес нынешнего школьного образования в очередной раз обсуждались недавно в связи с публикацией очередной версии законопроекта «Об образовании». И снова все дружно повторили: если прежде школа ясно представляла себе, для какого общества она готовит своих выпускников (для советского) и по каким правилам им предстоит играть, то теперь она в растерянности. Как будто лучшее, что можно сделать в этой ситуации – и примерно десять школ в Москве из тех, поступить в первый класс которых сложнее, чем в Гарвард, так и сделали, – выбрать курс на предельно качественное образование. «Мы не понимаем, в каком обществе будут жить наши ученики, но мы дадим им максимум знаний по математике, биологии, литературе». Вот логика этих школ.

Вроде бы ничего дурного. Хотя в результате уроки с учениками супершкол с утра до ночи делают родители или репетиторы, а индивидуальные суперпрограммы суперучителей оказываются рассчитаны на старательных супердевочек, отличниц, которые способны потянуть этот воз: списки обязательных для прочтения книг, тетрадки новых слов и задачек. Наличие мальчиков – обычно не таких организованных и ответственных, пусть творческих и нестандарто мыслящих, – этими «хорошими» школами словно бы не предусмотрены. Что ж, мальчикам приходится тянуться за девочками. Готова допустить даже, что им это только на пользу. Хотя крамольная мысль о возвращении раздельного образования до 9-го, например, класса, нет-нет да и мелькнет в тяжелую минуту… Интересно, кстати, почему до этого не додумался ни один из современных экспериментаторов? Аргументов «за» не так мало, но это другая тема.

Хорошо, подведем итоги. Уродлива сама система, в которой количество школ, где чему-то учат, а дети не «мочат» друг друга не скажу где, на 11-миллионную Москву, на 143-миллионную Россию – считанное. Уродливо общество, которое никак не разберется, какие граждане ему нужны, какие ценности для него главные. Уродлива, следовательно, и школа, которая не знает, чему, как и в каком количестве учить своих учеников. Ну что, пулю в лоб?

Ровно наоборот. Кажется, единственно возможное решение для сегодняшних родителей как раз не бежать, заткнув глаза и уши, от этого кошмара, а взять ответственность на себя. Согласиться с тем, что никто, кроме них, нормального человека – такого, который им кажется нормальным – из своего чада не вырастит. Значит, это родителям в первую очередь и надо — доступными средствами корректировать его образование (с помощью кружков, частных учителей, собственных занятий – да как угодно!). И новый законопроект, кстати, предлагающий закрепить право на дистанционное, электронное, сетевое и семейное обучение, упростит этот процесс. Это родителям вместе с самим ребенком нужно выбирать и расставлять приоритеты – и нравственные, и карьерные, и жизненные. Школа не знает, что хочет, но я-то (родитель) знаю! Обязан знать.

Родителям сегодняшних школьников принять это довольно трудно, они-то в основном росли как раз в те далекие советские времена, когда участие семьи в воспитании детей особенно и не предполагалось: обычная ситуация в средней советской семье – мама с папой целый день на работе, дети – на продленке или гоняют мяч в родном дворе. Сейчас возможностей посвящать своему ребенку время у родителей все-таки больше. К тому же дело, как известно, не только в возможностях, но и в правильных установках.

В общем, получается как всегда – надеяться только на себя. Не на учителей, не на школу, не на программы. В конце концов, это наши собственные дети. До свиданья, школа!

Источник: Газета ВЕДОМОСТИ

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.
Похожие статьи
«Сколько можно за тебя краснеть?»

Как мы приходим на помощь нашим детям и... наказываем их

Логопед Ольга Азова: Я всегда делала ставку на хулиганчиков

Школьнику с логопедическими проблемами надо дать освобождение, как от физкультуры

9 типичных проблем детей в средней школе

Отсутствие ярких учителей, подростковый протест и бесконечный интернет

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!