Для качественного воспроизведения рекомендуем перед просмотром сохранить видеофайл (размер 90 МБ) на свой жесткий диск.
http://www.tvspas.ru/www/Video-wmv/films/Земное%20и%20небесное%20-%207-я%20серия.wmv
“Именно с Петра и начинается великий и подлинный русский раскол… Все должно стать и быть государственным, и только государственное попускается и допускается впредь. У Церкви не остается и не оставляется самостоятельного и независимого круга дел, – ибо государство все дела считает своими. И всего менее у Церкви остается власть, ибо государство чувствует и считает себя абсолютным”. (Протоиерей Георгий Флоровский)
Правление Петра I – великого реформатора и преобразователя – ознаменовалось крутыми изменениями устоявшихся веками отношений государства и Церкви. Был нарушен принцип симфонии властей, и уже третье столетие мы испытываем на себе последствия этого разрыва. Материализм, духовное обнищание, классовая вражда, терроризм и коммунизм – корни всех этих страшных явлений кроются именно в том времени…
После кончины патриарха Адриана, умершего в 1700 году, новый предстоятель так и не был избран. А в 1721 году императором была учреждена Духовная коллегия – Святейший Синод, который не просто заменял институт патриаршества в России, но и подчинялся непосредственно монарху.
Приемниками Великого Петра было определено новое место Русской Церкви, ставшей лишь “Ведомством православного исповедания”. Все постановления Синода вплоть до февраля 1917 года выходили под штемпелем: “По указу Его Императорского Величества”.
В работе Синода, состоявшего из духовных лиц, непосредственное участие принимал назначенный императором представитель светской власти – обер-прокурор, которому вменялось докладывать обо всех событиях в церковной жизни. С XIX века он становится фактически главой Синода.
Церковь, лишившаяся почти всех земель, реквизированных мирскими властями, была вынуждена “в государственных интересах” нарушать даже священную тайну исповеди. Но именно в это непростое время появился великий сонм подвижников благочестия. XIX век стал эпохой расцвета старчества. В церковной иерархии нет чина старца – учителя и наставника. Старца нельзя назначить, им невозможно притвориться, он должен быть признан церковным народом. Ярчайшим примером старческого служения стала жизнь преподобного Серафима, Саровского чудотворца.
В синодальный период появляется целая сеть духовных учебных заведений. К началу XIX века существовало уже 4 духовные академии и 46 семинарий, где трудились и преподавали величайшие умы отечественной церковной науки.
Рассказывая о столь драматическом эпизоде в истории Отечества и Русской Православной Церкви синодального периода, Юрий Шевчук – поэт и рок-музыкант – раскрывается с неожиданной стороны, как человек верующий и ищущий свой путь к Богу.
rutv.ru