Земное и небесное. Фильм 7-й. Без Патриарха.

Для качественного воспроизведения рекомендуем перед просмотром сохранить видеофайл (размер 90 МБ) на свой жесткий диск.

 http://www.tvspas.ru/www/Video-wmv/films/Земное%20и%20небесное%20-%207-я%20серия.wmv

“Именно с Петра и начинается великий и подлинный русский раскол… Все должно стать и быть государственным, и только государственное попускается и допускается впредь. У Церкви не остается и не оставляется самостоятельного и независимого круга дел, – ибо государство все дела считает своими. И всего менее у Церкви остается власть, ибо государство чувствует и считает себя абсолютным”.               (Протоиерей Георгий Флоровский)

Правление Петра I – великого реформатора и преобразователя – ознаменовалось крутыми изменениями устоявшихся веками отношений государства и Церкви. Был нарушен принцип симфонии властей, и уже третье столетие мы испытываем на себе последствия этого разрыва. Материализм, духовное обнищание, классовая вражда, терроризм и коммунизм – корни всех этих страшных явлений кроются именно в том времени…

После кончины патриарха Адриана, умершего в 1700 году, новый предстоятель так и не был избран. А в 1721 году императором была учреждена Духовная коллегия – Святейший Синод, который не просто заменял институт патриаршества в России, но и подчинялся непосредственно монарху.

Приемниками Великого Петра было определено новое место Русской Церкви, ставшей лишь “Ведомством православного исповедания”. Все постановления Синода вплоть до февраля 1917 года выходили под штемпелем: “По указу Его Императорского Величества”.

В работе Синода, состоявшего из духовных лиц, непосредственное участие принимал назначенный императором представитель светской власти – обер-прокурор, которому вменялось докладывать обо всех событиях в церковной жизни. С XIX века он становится фактически главой Синода.

Церковь, лишившаяся почти всех земель, реквизированных мирскими властями, была вынуждена “в государственных интересах” нарушать даже священную тайну исповеди. Но именно в это непростое время появился великий сонм подвижников благочестия. XIX век стал эпохой расцвета старчества. В церковной иерархии нет чина старца – учителя и наставника. Старца нельзя назначить, им невозможно притвориться, он должен быть признан церковным народом. Ярчайшим примером старческого служения стала жизнь преподобного Серафима, Саровского чудотворца.

В синодальный период появляется целая сеть духовных учебных заведений. К началу XIX века существовало уже 4 духовные академии и 46 семинарий, где трудились и преподавали величайшие умы отечественной церковной науки.

Рассказывая о столь драматическом эпизоде в истории Отечества и Русской Православной Церкви синодального периода, Юрий Шевчук – поэт и рок-музыкант – раскрывается с неожиданной стороны, как человек верующий и ищущий свой путь к Богу.

rutv.ru

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Темы дня
Но когда-нибудь мы будем скучать по этому хаосу
Он воевал с сарацинами и переписывался с Боккаччо
Как настоятель храма в деревне с 20 жителями топит храм дровами и создает фотокартины

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: