Серость и морось. Холод и пустота. Телевизор заполнен шумом и бодрой рекламой. Жизнь страны превратилась в бесконечные выборы – президентская гонка, депутатская гонка. Именно это – главное событие в жизни, увещевает реклама с каждой стены. Нет, распродажи и магазины – вот, что делает нашу жизнь наполненной событиями и яркой – спорят витрины и телеролики. И вроде бы даже мы уже привыкли к этому – за последние-то двадцать лет… Развал Союза отменил подвиги – ну как же, зачем они нам? Надо и для себя пожить, научиться радоваться простым и вечным ценностям – семье, любви, домашнему теплу, горячему чаю и любимой книжке.

И вдруг – дикие очереди в центре Москвы, перекрыто движение, люди мерзнут, мокнут, падают в обмороки, но стоят. И из-за чего – из-за какого-то лоскутка ткани. Глупость, абсурд, благодать, делать нечего, язычество – на шкале отзывов заняты все отметки – от резко отрицательных до восторженно-положительных.

Кто-то говорит о том, что все-таки люди в нашей стране – верующие, пусть они не причащаются, не ходят в храмы, но все-таки в Бога-то верят. Вот она – сила народная, восклицают они! Вот он – народ богоносец! И в своей восторженности чем-то напоминают народников конца 19 века – идущих в деревню не только просвещать крестьян, но и припасть к народной мудрости.

Кто-то интеллигентно хмыкает – мол, что с них взять, стадо. Ну да – это уже не народники, это наши просвещенные шестидесятники скорее, конец 20 века, взгляд свысока, все надежды на просвещенный Запад, который нам поможет.

Ну, и есть в этом всем третья сторона – те, кто стоит в очереди…

Стоящие день и ночь люди показали всей стране, что у нас есть и чего у нас нет. Есть люди, готовые жертвовать собой, готовые совершать подвиги, готовые забыть о себе. Но у нас нет того, из-за чего это можно было бы сделать. Именно поэтому, в общем-то, не уникальная – скажем уж честно — святыня вызвала такой ажиотаж. И даже зная, что можно найти такой же кусочек пояса в Москве и приложиться без очереди, люди продолжали стоять – и сами признавались, что им хочется стоять, им нужен подвиг. Им нужно чувствовать рядом плечо другого – пусть незнакомого, но столь единомышленного…

Подвиг – это вызов серости и повседневности, в которую нас погружают уже двадцать лет, заставляя делать ничего не значащие выборы между однояйцевыми президентами и стиральными машинами, вызов пошлости, которая затягивает жизнь пеленой и высасывает из людей всю радость, подобно дементорам из детской книжки про Гарри Поттера.

Подвиг – это та самая концентрация всех лучших сил души, которая заставляет разогнать морок и стать человеком. Вспомнить о том, что ты человек. Распрямиться и понять, что есть не только плоскость и повседневность, но и высота, красота и радость жизни. И она – не в новых покупках и не только в уютных мелочах – но в преодолении себя, в победе над собой.

Об этом без конца талдычили в советские годы – и это приелось. Приелось настолько, что подвиги решили просто отменить. Их не стало. Есть – бандиты, убийцы, криминалитет и наркотики, есть обычные люди. А подвигов – нет. Не нужны они, посчитал кто-то там, наверху. А остальные радостно согласились с этим.

Но нет – прошло двадцать лет – и оказалось, что подвиги нужны. Нужны как воздух.

Люди ищут подвигов. И это – хорошо. Но плохо другое – ни правительство, ни Церковь – не способны дать людям возможность совершить этот подвиг, преодолеть себя. Я не говорю о том, что нужно сознательно загонять людей в невыносимые условия жизни, нет. Но планка человеческих понятий должна быть высока, смыслом жизни должно быть то, что заставляет человека тянуться вверх, вырастать из себя, вырываться из скорлупы обыденности.

Это сегодня не требуется. Потому что для политической системы удобнее люди серые, бесцельные, вялые и хаотичные. Для Церкви – в общем-то, тоже – ей, скорее, нужны грешники, кающиеся, плачущие о своих грехах, и, в общем-то, не рыпающиеся больше – может быть, даже из страха согрешить, наделать дел, наломать дров, да и пролететь мимо Царствия Небесного.

Кроме подвигов людям нужно причаститься к чему-то великому, к общему делу, стать частицей целого. И здесь снова – ни Церковь, ни государство не дают людям этой возможности. Проблема общинной жизни в Церкви так и не решена. На уровне государства мы можем наблюдать только фарс под названием «Единая Россия».

Толпа у ХХС была совершенно спонтанна. И сами организаторы не ожидали такого массового шествия.

Эта неуправляемость людской массы, готовой к подвигам – на самом деле, настораживающий симптом. Ведь сегодня эти люди стоят к Поясу Богородицы, но это – случайность. Это понимают люди церковные, об этом свидетельствует и неготовность к тому, чтобы принять и дать возможность приложиться к святыне такому количеству людей.

Но завтра они могут также дружно и решительно выступить против всего, что связано в их представлениях с ложью, обманом и серостью окружающей жизни. И никто не может гарантировать того, что Церковь, раздающая вип-билеты политикам и приближенным, не окажется жертвой этой же «благочестивой» толпы.

В общем-то, глядя на очередь у ХХС, нам не стоит ни восторгаться, ни насмехаться. Нам стоит задуматься. Задуматься о том, что люди готовы к свершениям, они жаждут великого. И каким оно будет – зависит от того, кто сможет им дать возможность войти в историю и приобщиться к вечности.

Фото Юлии Маковейчук

Читайте также:

Не_другая Россия, или 3 дня в Очереди к Поясу

Почему я не ушел из очереди к Поясу Богородицы

Батарейка для святыни

В Очереди Рождественского поста

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.