Женщина и власть

Разрушать или созидать - в чём призвание женщины? Накануне 8 марта о женщинах-воительницах размышляет архимандрит Савва (Мажуко).
Архимандрит Савва (Мажуко)

Архимандрит Савва (Мажуко)

Я люблю Вергилия. И как его не любить? Конечно, это не Гомер с его буйной свежестью первобытных героев. Вергилий изящен, порой подражателен, умерен до искусственности, но — прекрасен, и герои его — захватывают и пленяют. Среди пестрого сонма богатырей «Энеиды» особняком стоит принцесса Камилла, предводительница вольсков, дева-воин. Конечно, есть у Вергилия и другие дамы, одна Дидона чего стоит, но Камилла — особенная.

«Бранный был ведом ей труд и с ветрами бег вперегонки,

В поле летела она по верхушкам злаков высоких,

Не приминая ногой стеблей и ломких колосьев,

Мчалась и по морю, путь по волнам пролагая проворно,

Не успевая стопы омочить в солёной пучине.

Смотрит ей вслед молодёжь, поля и кровли усеяв,

Издали матери ей дивятся в немом изумленье;

Глаз не в силах толпа отвести от неё, лишь завидит

Пурпур почётный, что ей окутал стройные плечи,

Золото пряжки в кудрях, ликийский колчан за спиною,

Острый пастушеский дрот, из прочного сделанный мирта» (Энеида VII, 807 — 817).

Вергилий в окружении муз Клио и Мельпомены

Вергилий в окружении муз Клио и Мельпомены

Образ Камиллы завораживает. В младенческом возрасте она была посвящена богине Диане и хранила девство, занимаясь только ратным делом, а это значит, что Камилла была профессиональным убийцей.

«В землях тирренских она могла бы невесткой желанной

Многим стать матерям, но, одной предавшись Диане,

Знает Камилла любовь лишь к оружью и к девственной жизни,

Свято блюдя чистоту» (Энеида XI, 581 — 584).

Брунхильда

Хранение девства во многих древних культурах было особым знаком. Его связывали с магией силы, прежде всего. И нам, конечно же, вспоминается другая дева-воительница — Брюнгильда — героиня скандинавского эпоса. Она обладала нечеловеческой силой, которая сразу исчезла, как только принцесса вышла замуж и утратила девство. Магическая сила иссякла.

Но только ли магия силы может быть усмотрена в образе девы-воительницы? Нет ли здесь и другой, очень нам понятной интуиции священного благоговения перед святостью материнства, почтения к особому сакральному служению женщины как матери и супруги, чья святость выявляется только в созидании, но никак не в разрушении, чей образ никогда не может быть причастен злу. А потому и воительницей не может быть мать или жена. Только девство — сознательное самоубийство себя как женщины — может примириться с работой убийцы.

Здесь следует сделать оговорку относительно хранения девства монахинями. Их путь — путь созидания, а не разрушения, путь приумножения любви и доброты в девственном служении Богу. Но девство Камиллы было иным. Она была девой-воином, то есть, убийцей, и в сознании людей древности эти вещи несовместны — убийство и рождение, зло и созидание рода и семьи, поэтому, если женщина — воин, значит, она ни в коем случае — не мать и не жена.

Вот описание рядового эпизода военных занятий Камиллы, один из моментов её «трудовых будней»:

«Мужа, что гнался за ней, догнала и, мольбам не внимая,

Дважды удар нанесла секирой тяжкой по шлему,

Медь и кость разрубив, так что мозг полился из раны» (Энеида XI, 696 — 698).

Прекрасная дева-воительница топором раскроила череп молодому воину, забрызгав землю его кровью и мозгом. Убит чей-то сын, брат, муж, отец. Пресёкся род. Умерщвлена целая цепь поколений.

Война это зло. Даже священная война — зло. Вы можете сражаться за родную землю, защищая свои дома, жён и детей, заступаясь за родные могилы и святыни народные. Но служа этим высоким целям, вы обязаны убивать. Без этого никак нельзя. Без этого не бывает войны. И если война священная, освободительная, отечественная — обязанность каждого мужчины взять в руки оружие и сражаться. Но от этого зло не становится добром, а война это зло, потому что на войне убивают, и это убийство может быть меньшим злом, но от этого злом оно быть не перестанет. Мужчины берут в руки оружие, чтобы это оружие не брали в руки женщины.

Женщина и убийство — сочетание невозможное и дикое. У женщины своё особое служение в этом мире. Женщина священна, потому что у неё от Бога есть дар созидания. Первую женщину звали Ева, что значит «жизнь». Женщина несёт миру жизнь, лечит его раны, заражает добротой и любовью. Поэтому нужно делать всё, чтобы её никогда не касалось зло, чтобы она была спрятана от ужаса убийств и насилия.

treebeard_1У гениального Толкина во «Властелине колец» нарисована настоящая икона женщины, её идеальный образ. Я говорю об онтицах, супругах пастухов деревьев, хранителей леса. В отличие от своих мужей-онтов, онтицы посвятили себя разведению садов, они украшали землю, стараясь превратить её в один большой и цветущий сад торжества жизни.

Но пришла война. Сады запылали огнём. Онтицы ушли. А онты уже много столетий кличут своих подруг, поют свои грустные песни, и мне кажется, что тихая и печальная песня онтов и онтиц, сочинённая Толкином, это один из самых красивых и целомудренных опытов любовной лирики в европейской литературе.

Мужчины должны оберегать женщин от зла. Власть это всегда зло. Руководитель никогда не может быть чистым и добрым. Чаще всего ему приходится делать выбор не между добром и злом, а между меньшим злом и большим. Меньшее зло всё равно зло, даже если речь идёт о вынужденном увольнении сотрудника, сокращении зарплат, выговоре и прочее. То, что на протяжении долгих веков женщин не допускали к власти, было не проявлением шовинизма, а неосознанной, интуитивной защитой женщин от зла. Служение женщины — в созидании, рождении нового, украшении и утешении этого мира. Власть — дело мужское, потому что «грязное».

Но времена изменились. Женщины возглавляют институты, заседают в парламенте, руководят государством. Хорошо это или плохо? Мне кажется это противоестественным, ненормальным. Такая ситуация стала возможна в мире, где мужчины отказались защищать своих жён, сестер и матерей.

Великая Маргарет Тэтчер. «Железная леди». В 1982 году как руководитель государства она приняла решение о силовом, то есть, военном решении конфликта на Фолклендских островах. Эта маленькая война, в конце концов, пошла Британии на пользу. Но решение убивать приняла женщина. Мать. Супруга. Война с Аргентиной унесла жизни почти тысячу человек: погибло 258 англичан и 649 аргентинцев. В смерти всех этих людей повинна мать двоих очаровательных детей, верная супруга, почтительная дочь — Маргарет Тэтчер, баронесса.

Маргарет Тэтчер

Маргарет Тэтчер

Подчеркну: дело вовсе не в политике, не в том, кто прав, кто виноват, чьи интересы важнее. Власть невозможна без причинения зла, разрушения, обиды, а порой и пролития крови. Женщина убивает в себе женщину, если каким-либо образом причаствует злу, предаёт вверенное ей Богом служение созидания.

Знаменитая королева Елизавета, правившая Британией в шестнадцатом веке, тоже была причастна войнам, казням и убийствам. Но, по крайней мере, она была последовательной, и подобно Камилле, так и не вступила в брак. Невозможно созидать одной рукой и разрушать другой. Нельзя, погрузившись по ноздри во власть, остаться чистым. Никто не в праве запрещать женщинам идти во власть, но пусть им подскажет правильный выбор тот залог доброты и силы созидания, что вверен им Самим Богом.

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
8 марта: Баба Яга против, а что святой Поликарп?

Праздновать или нет? О чем молчит народ и говорит церковный календарь?

Архимандрит Савва (Мажуко): Взрослых людей не существует

И какие бы скорби нас ни постигали, откровение о том, что «я жив!» – это нечто…

К 8 марта. О рыцарстве

Человек никогда не достигает того, чего хочет. Тем более что он редко знает, чего, собственно, хочет.…