Женский
Авторы настаивают, что не пытались снять «ура-патриотический» фильм, а хотели разобраться во всей сложности революционного периода. Главная задача ленты, по их словам, – повышение уважения к предкам, в том числе к женщинам, готовым ради Родины жить и ради нее умереть.

К столетию Первой мировой вспоминают о тех, о ком молчали советские учебники. Женский батальон смерти – едва обросшие «ежиком» рядовые – дал присягу на верность Отечеству, получил знамя с надписью «Первая женская военная команда смерти Марии Бочкаревой» и через два дня отправился из Петрограда на Западный фронт (в современную Белоруссию).

О верности присяге женщин-воинов и о предательстве, с которым им пришлось столкнуться, когда они захватили немецкие окопы, сняли фильм. Окончание работы над лентой не за горами, когда она выйдет в прокат – пока неизвестно, но обещают подобрать время без больших западных релизов, чтобы фильм прозвучал громче, и «уложиться» в юбилейный 2014 год.

Женский «батальон смерти»

Женская команда смерти

Среди создателей фильма – автор идеи и генеральный продюсер Игорь Угольников, продюсер Евгений Айзикович, режиссер Дмитрий Месхиев. Вместе с продюсером Федором Бондарчуком, министром культуры России, председателем Российского военно-исторического общества Владимиром Мединским, и исполнительницей одной из главных ролей Марией Кожевниковой создатели представили проект ленты на 36-м Московском международном кинофестивале.

Русская Жанна д’Арк

О батальоне вспомнили к столетию начала войны, хотя сам он был сформирован в 1917 году, когда боевой дух русской армии был уже на нуле. Именно для того, чтобы вдохновить (или усовестить) солдат, вернуть мужчин-дезертиров в окопы, доброволицы и отправились на фронт. Подобного женского воинского формирования не знала ни одна армия мира (хотя женщины в войнах, конечно, участвовали и до, и после).

Инициатором создания батальона (впрочем, в «соавторстве» с главой Временного правительства Александром Керенским) была, разумеется, тоже женщина. Простая русская крестьянка из Новгородской губернии, а с 1915 года – военнослужащая Мария Бочкарева.

Женский «батальон смерти»

Женский «батальон смерти»

Выданная замуж в 15 лет, битая двумя мужьями-алкоголиками, бездетная и, по словам исполнительницы ее роли в фильме Марии Ароновой, по-женски глубоко несчастная, она начала служить в армии по личному разрешению Николая II. На равных с мужчинами ходила в штыковые атаки, выносила из-под огня раненых, четырежды была ранена. И стала первой женщиной – Георгиевским кавалером.

Две тысячи доброволиц записались в ее батальон, полторы тысячи «отсеялись» за первый месяц, в итоге лишь двести отправились на фронт. Среди них были и крестьянки, и дворянки. Например, героиня Марии Кожевниковой графиня Татищева до записи в батальон не умела обходиться без служанки. Мария Бочкарева установила в своем батальоне жесткую дисциплину: подъем в пять утра, занятия до десяти вечера, простая солдатская еда. Актрисам все это пришлось пережить по-настоящему.

По словам создателей фильма, к концу съемок участники массовки и главные героини «обстрелялись» в киношных окопах под Псковом настолько, что стали если не настоящими воинами, то каскадерами. И уж, по крайней мере, мерзнуть и мокнуть под дождем привыкли.

На фронт батальон отправлялся с именем Керенского на хоругви и с санкции Временного правительства, а в отбитых немецких окопах женщин бросил без подкрепления уже революционный комитет. По словам создателей фильма, солдаток Марии Бочкаревой тогда кинулись выручать остававшиеся в тылу офицеры – они срывали погоны в знак того, что приказ оставить женщин без помощи выполнить не могут. Однако в тех окопах погибли 30 женщин.

Мария Бочкарева была контужена, но осталась жива. После Октябрьского переворота она отказалась сотрудничать с большевиками и чуть не погибла, но ей удалось бежать за границу. В 1918 году ее принимал президент США Вудро Вильсон и целовал руку. А король Англии Георг V (также давал ей аудиенцию и обещал финансовую поддержку) назвал Марию Бочкареву русской Жанной д’Арк.

Чего не сумели немцы в окопах под Сморгонью, сделали большевики. Мария Бочкарева вернулась в Россию, Александр Колчак предложил ей сформировать женский военно-санитарный отряд. Однако на фронте к тому времени уже совершилась катастрофа, а сама Бочкарева 7 января 1920 года была арестована. 16 мая 1920 года ее расстреляли в Красноярске на основании резолюции начальника Особого отдела ВЧК 5-й армии Ивана Павлуновского и его заместителя Шимановского.

«Девоньки мои, простите меня!»

О том, поместился ли в сюжетные рамки фильма расстрел Марии Бочкаревой, создатели пока не говорят. Журналистам на ММКФ показали лишь пару эпизодов, причем даже не в окончательном монтаже.

Вот батальон готовится к отправке на фронт. Мария Бочкарева выстроила своих солдаток в две шеренги лицом друг к другу. Двоих поставила в центре: «Бей! Бей ее по лицу!» Дрожащие губы, полное непонимание. Одна выполняет приказ: сначала пощечина, потом удар кулаком, потом и под дых. Другая раз за разом отказывается: «Не могу». «Там вас по-настоящему будут бить», – поясняется Бочкарева и заставляет всех схватиться друг с другом в рукопашную.

Съемки фильма «Батальон смерти» © Фото: Арина Юшенкова, Влад Багно, Артем Емельянов

Мария Кожевникова вспоминает, что драться на съемках приходилось по-настоящему: если режиссер не слышал сильного удара, требовал повторить дубль. Тем не менее роль свою она считает счастьем: в окопах не играли, а жили. «История, в которую мы погрузили себя, сделала меня колоссально счастливой», – говорит актриса.

Следующий показанный эпизод – уже тот самый штурм немецких окопов под Сморгонью. Молитва перед атакой: женский окоп с ниткой зажженных свечей, «…Господи, буди мне милостив и защити мя от прелести вражией Твоим защищением, да не паду пред сопротивниками моими».

Идущие в атаку на пулемет женщины зачем-то зажигают у себя за спиной стену огня. На фоне пламени бегут, кричат и падают, не целясь стреляют, наконец – занимают вражеские окопы. Немцы недолго терпели позор: вот уже с двух сторон по окопам движутся враги. Солдатки понимают: всё.

Жесткая Бочкарева, когда-то собственноручно заколовшая штыком застигнутую с мужчиной солдатку, заставлявшая их бить друг друга по лицу, по-бабьи тонко подвывает: «Девоньки мои!» Целуются. И молитва звучит снова: «…да не порадуется враг мой о мне. Предстани мне, Спасителю мой, в подвиге сем за имя Твое святое, Ты мя укрепи и утверди…»

Чем дело кончилось в истории Первой мировой – известно. Чем кончится в фильме – увидим на большом экране до конца года.

Съемки фильма «Батальон смерти» © Фото: Арина Юшенкова, Влад Багно, Артем Емельянов

Съемки фильма «Батальон смерти» © Фото: Арина Юшенкова, Влад Багно, Артем Емельянов

Слезы и экшн великой войны

Создатели фильма снимали не высоколобую реконструкцию (хотя настаивают на том, что оружие, форма, даже лица героинь идеально подобраны для исторической достоверности), а кино для широкого зрителя. Конечно, это не голливудский блокбастер, и министр культуры Владимир Мединский шутит, когда ставит перед прокатчиками цель сравняться по сборам со «Сталинградом».

Конвертации фильма в 3D тоже не предусмотрено. Однако ориентировались именно на законы кинематографа. Ради плотности и цельности сюжета приходилось отсекать целые линии. Например, в батальоне смерти одной из доброволиц была баронесса София Николаевна де Боде – в 1918 году она командовала отрядом юнкеров во время октябрьских боёв в Москве, была ранена в ногу у Никитских ворот во время боев с большевиками. Ее история просто «не поместилась» в фильм, хотя зритель увидит ее, например, в сценах присяги. И все равно создатели говорят, что «главных» героев в фильме – не менее двенадцати.

Фото: Арина Юшенкова, Влад Багно, Артем Емельянов

Фото: Арина Юшенкова, Влад Багно, Артем Емельянов

По словам автора идеи фильма Игоря Угольникова, снимать о Первой мировой войне труднее, чем о второй: нет ни опыта создания реквизита (в этом вопросе, впрочем, изрядно помогли исторические реконструкторы), ни привычки воспринимать такие ленты у зрителя.

Авторы настаивают, что не пытались снять «ура-патриотический» фильм, а хотели разобраться во всей сложности революционного периода. Главная задача ленты, по их словам, – повышение уважения к предкам, в том числе к женщинам, готовым ради Родины жить и ради нее умереть. Девочки, женщины, солдатки из фильма – прежде всего, живые люди. В основном незвездный состав (главная мужская роль стала дебютом молодого тюменского актера), простые русские лица в массовке, подобранные под фотографии начала ХХ века.

В конце съемок участники группы просто рыдали, говорят создатели фильма. На презентации эпизодов всплакнула Мария Кожевникова. Неизвестно, поможет ли фильм разобраться в истории нашим современникам. Но, может быть, поможет оплакать ее трагические страницы.

Съемки фильма «Батальон смерти» © Фото: Арина Юшенкова, Влад Багно, Артем Емельянов

Съемки фильма «Батальон смерти» © Фото: Арина Юшенкова, Влад Багно, Артем Емельянов

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.