Жертва Господу Успеху, или «Грешить разрешили»

|
Во все времена находились люди, которые в борьбе за лучшее будущее полагают добродетель необязательной, а грех – вполне извинительным. Праведность на мирской взгляд кажется вообще уделом бессильных – а тот, кто стремится к высотам, неизбежно грешит. «Не разбив яиц, яичницу не сделаешь», «Лес рубят – щепки летят»,«От трудов праведных не наживешь палат каменных», «Не согрешишь – не покаешься» и тому подобные афоризмы веками привлекаются для оправдания нарушения заповедей в деле достижения Успеха.

Эта философия выражена в рекламном слогане «Бери от жизни всё» и давно продаётся на рынке идей, имея конкретный визуальный ряд как идеология молодости, наглости, индивидуализма, космополитизма и так далее. Обычно при рассказе об этой философии ей противопоставляется коллективизм, дисциплина, семейные ценности, патриотизм и укоренённость в традициях – как служение идеалам противопоставляется эгоизму и гедонизму.

Негоже, дескать, продавать святое за чечевичную похлебку, да и вообще продавать святое негоже.

Однако на днях сайт pravoslavie.ru познакомил своих читателей с новым изданием оправдательных речей во имя Господа Успеха. С той лишь разницей, что оправдывался грех не ради нового айфона, а во имя общественно-полезных начинаний. Этой теме посвящен текст Дмитрия Соколова-Митрича «В защиту жуликов и воров».

Оправдание строится по той же самой схеме, что и личные признания служителей этого культа: да, они грешат, но зато смотрите, сколь велик их Успех – построили МКАД и провели Олимпиаду. Это так важно и прекрасно, что на воровство можно закрыть глаза – не столь уж оно страшно, да и все равно всем плевать. От признания «ну, да, я на работе приворовывал, но зато смотрите, в какой большой красивой квартире теперь живут мои дети» это отличается разве что риторически.

Более того, успешные в деле проведения саммитов и олимпиад люди противопоставляются людям менее успешным, способным лишь снять мало кому интересное кино – и таким образом, связь воровства и наличия Успеха объявляется неразрывной. Получается, что для достижения хороших результатов грех то ли неизбежен, то ли даже вовсе необходим, ибо без воровства получаются неэффективные «нежулики». Которые, по логике автора, воруй они побольше, давно бы уже разродились новым Пушкиным.

Это, в общем, нормальная житейская логика: чем больше человек делает полезного, тем с большим снисхождением окружающие готовы отнестись к его недостаткам. Однако я впервые вижу, чтобы православный ресурс призывал не просто отнестись милосердно к чужим грехам, но прямо оправдывал их– причем не духовными, а чисто материальными соображениями.

Грех остаётся грехом, даже если совершается на государственной службе. Непримиримость к греху, принципиальное несогласие допускать его в свою жизнь – обет, который всякий христианин даёт во время Крещения. «Отрекаешься ли от сатаны и ВСЕХ дел его?» – так звучит вопрос, а не «Отрекаешься ли от сатаны во всех случаях, кроме тех, когда ты будешь строить ЛЭП первой категории надежности?»

Если при достижении высоких социально-экономических результатов можно немного и погрешить, то это уже не христианство. Это в чистом виде Культ Успеха, где слова «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит» забыты прочно и навсегда.

Принято возмущаться лицемерием Запада, который строит своё благополучие на чужих войнах и бедности. Однако если в тексте Соколова-Митрича поменять российских чиновников на натовских генералов, Россию на США, а Олимпиаду на контроль над нефтяными месторождениями – по сути ничего не изменится. Останется такая же апология из другого политического лагеря: людям с серьёзными достижениями можно немного и погрешить, а всем прочим стоит на это закрыть глаза, потому что за последние 20 лет они не сделали ничего сравнимого по масштабу со свержением Саддама Хуссейна и Муамара Каддафи.

Также можно без потери убедительности спуститься с государственного уровня на частный, и заменить чиновников на просто веселого парня Леху, Олимпиаду на красивую девочку Леночку, а немного воровства – на аборт, который Леночка сделала после летнего приключения с веселым парнем Лехой. И тоже можно патетически спросить моралистов – «А где ваши результаты? Леха хоть с очень красивой Леночкой переспал, а вы можете подобный Успех предъявить?»

Это вполне допустимый взгляд – так, в общем, люди и живут, так себя и оправдывают. А когда им со страниц православного сайта разрешают грешить при соблюдении условия в виде обязательного Большого Успеха,то неизбежно рождается вопрос:«А с какого уровня Успех достаточен для того, чтобы «стало можно»?

Кому-то достаточен МКАД, кому-то нефтяные вышки для Shell, а кому-то и вовсе Леночка.

Это, повторюсь, нормальная человеческая логика – простить человеку слабости в обмен на принесенную им пользу или просто потому, что он веселый такой парень. Проблема в том, что в случае воровства чиновных лиц эта житейская логика не работает.

Чиновник ворует не из слабости, а тогда, когда силен. Он не голодный беспризорник, стянувший булку на базаре, и даже не полицейский, присвоивший бумажник задержанного. Эти двое поддаются минутному искушению, ибо слишком слабы, чтобы постоянно держаться принципов. Воровство же с использованием служебного положения в мире бумажных потоков ближе к полноценной квартирной краже или корыстному предумышленному убийству. Оно требует выдержки, организованности, фантазии в продумывании схем и путей ухода от ответственности. Это проявление силы и следствие опьянения властью. Это сознательное гадство, обеспечение лично себе комфорта за счет лишения необходимого тех, о ком ты обязан заботиться.

И демонстративно закрывать на это глаза, мириться с жуликами и ворами – значит провоцировать не на усиленную работу в расчете на благодарное неразоблачение, а провоцировать на утроенное воровство в расчете на попустительство. Всё равно, что не наказывать домушника, при проникновении в чужое жилище проявившего чудеса ловкости.

Думаете, он в следующий раз будет в цирке выступать вместо того, чтобы по квартирам шарить?

И последнее. Моя собственная работа состоит в том, чтобы по мере сил доделывать то, на что государству не хватило ресурсов.

Плодом деятельности жуликов и воров является не только МКАД, ЛЭП и саммит АТЭС. Есть и иные результаты. Например, Виктор мог бы ходить, но в бюджете нет на это денег. Ангелине нужна инсулиновая помпа – но ей уже 18, и государство ей эту помпу не купит. Вот этим трем братьям нужна реабилитация – регулярно, хотя бы раз в год. Но на должное количество государственных реабилитационных центров также не хватает бюджета.

Виктории нужны лекарства. Лизе необходима операция. Саше и Наташе, опять же, реабилитация. Коле – новая почка. Все они граждане России, на решение проблем которых у государства не нашлось денег.

Это и есть цена благодушия к чиновному воровству, прикрытому универсиадами. Или иначе: именно это жертвы, принесенные жуликами и ворами на алтарь Господа их Успеха.

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Наворовал, а потом откупается? Смотрим на динамику

Неважно, что пилит человек – бюджет или соседскую дачу. Любое неправедное стяжание имеет одинаковую природу

Границы священного, или Откуда берутся идолы

Каким образом грех становится не только приемлемым, но и находит оправдание в наших глазах

Воровать и жертвовать? – продолжение разговора

Допустим, жертвуют на храм колокола, на которых написано что-то вроде «От братвы нашего города». Странно, если…