Жители России не готовы помогать тяжелобольным взрослым людям

|
25 апреля. ПРАВМИР. Проект Добро Mail.Ru совместно с ФОМ провел полномасштабное исследование о помощи взрослым в России. Целью этой работы было выяснить, насколько в нашей стране принято помогать взрослым людям, что удерживает россиян от поддержки тяжелобольных взрослых людей и как можно изменить ситуацию.

Результаты исследования, проведенного проектом Добро Mail.Ru совместно с Фондом «Общественное мнение» (ФОМ), показали, что в России не сформирована традиция помощи взрослым. Возможность оказания помощи взрослому тяжелобольному или человеку с инвалидностью не допустил практически никто (лишь два респондента из 533). При этом каждый третий россиянин готов оказать помощь детям, каждый восьмой — пожилым людям. Это говорит о том, что в обществе, несмотря на все усилия благотворительных фондов и гражданских активистов, сегодня существует стереотип о безусловной самодостаточности взрослых.

1

Знакомым взрослым людям россияне помогают гораздо более охотно, чем незнакомцам (43% против 24%). Совсем иная ситуация с детьми: доля респондентов, которые оказывают помощь незнакомым малышам (46%), почти в два раза больше, чем доля тех, кто помогал незнакомым взрослым. Возможно, это связано с тем, что призывы о помощи детям в СМИ и социальных сетях встречаются значительно чаще, чем о помощи взрослым.

2

«Тема помощи взрослым людям касается каждого жителя нашей страны старше 18 лет, потому что каждый из нас может оказаться в ситуации, когда помощь необходима. Но, оказывается, для каждого второго россиянина важен возраст адресата помощи. Кажется, что прежде чем помочь, мы спрашиваем «Сколько тебе лет», а узнав, что нуждающийся в помощи старше 18, отказываем ему. Взрослым по сравнению с другими возрастными группами намерены помогать в самую последнюю очередь. Менять эту ситуацию просто необходимо», — прокомментировала руководитель проекта Добро Mail.Ru Александра Бабкина.

3

Исследование позволило не только определить особенности помощи тяжелобольным взрослым людям в России, но и выявить особенности самоощущения взрослых в России, оценить их уровень защищенности. Важной частью исследования был опрос людей, когда-либо попадавших в сложные жизненные ситуации. Лишь 7% таких респондентов обращались за помощью к государству и только 3% получили ее. Участники фокус-групп отмечают, что наиболее слабый уровень защищенности обеспечивает государство.

4

Большинство опрошенных в ходе фокус-групп в первую очередь ждут помощи от родных (86%) и друзей (69%). Менее четверти респондентов рассчитывают на незнакомых людей (23%), и лишь каждый пятый — на благотворительные фонды. Основными причинами того, что люди не обращаются за помощью к НКО, являются недоверие благотворительным организациям и неосведомленность. Россияне мало знают о деятельности фондов и пока не воспринимают НКО как источник потенциальной поддержки, информации и помощи для них самих в трудной жизненной ситуации.

5

Самыми распространенными источниками обращения за помощью и ее получения также являются родственники и друзья. 41% опрошенных просили помощи у родных и почти половина (45%) ее получили. К друзьям обращались 22% респондентов, получили от них помощь 18%. Более трети респондентов (38%), попав в сложную жизненную ситуацию, не обращались за помощью ни к кому.

6

Исследование выявило факторы, которые мешают россиянам активнее помогать взрослым. Главные из них — низкий уровень доверия к благотворительным фондам и сообщениям о необходимости помощи, а также страх мошенничества. Кроме того, респонденты отмечали общее снижение уровня эмпатии, недостаточность информации о деятельности благотворительных фондов, опасение, что акт оказания помощи будет неправильно истолкован. Помогать мешают также стереотип о самостоятельности и самодостаточности взрослых людей и некорректное представление о трудностях, с которыми они сталкиваются в сложных жизненных ситуациях.

7

Побудить россиян помогать взрослым может развитие социальной рекламы и пропаганда волонтерства и благотворительных фондов как институтов оказания помощи. Люди будут помогать охотнее, если повысится их уровня доверия к благотворительным фондам (этому будет способствовать повышение прозрачности информации о работе фондов).

8

Исследование проводилось в виде репрезентативного телефонного россиян (всего в выборку вошло 533 респондента) и работы с онлайн-фокус-группами (люди, попадавшие в сложные жизненные ситуации; люди, имеющие опыт оказания помощи детям и старикам; люди, не имеющие опыта оказания помощи кому-либо).

Добро Mail.Ru — сервис для благотворительности, созданный Mail.Ru Group. Сервис помогает пользователям участвовать в благотворительных проектах по всей России и призван сделать благотворительность проще и доступнее.
Система поиска позволяет быстро найти организации, действующие в разных городах, и выбрать из них те, которые нуждаются в финансовой поддержке или в помощи волонтеров.Партнерами проекта являются более 90 надежных благотворительных фондов из 23 регионов России.

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Доступ волонтеров в больницы планируют упростить

Об этом заявили на первом заседании совместной комиссии Минздрава и РПЦ

Кого раздражают благотворительные фонды?

Общественная палата РФ пытается объяснить депутатам Госдумы, что такое политическая деятельность, и внести поправки в их…

Попечители 10 фондов попросили Путина вывести благотворительность из-под закона об НКО

Письмо подписали Наталья Водянова, Татьяна Друбич, Евгений Миронов, Юлия Пересильд, Ксения Раппопорт, Владимир Познер, Авдотья Смирнова,…