Сегодня, 20 сентября, на Винзаводе открывается выставка «Духовная брань». На ней будет представлено, в том числе, несколько икон, которые напоминают негатив с фотоснимка: лик прорисован темными красками, а глазницы светлыми. Таким образом, перед нами будто предстает обратная сторона видимого мира. Создатели экспозиции, известный коллекционер древнерусской живописи Виктор Бондаренко и молодая художница Евгения Мальцева, утверждают, что их вдохновила нашумевшая акция Pussy Riot в храме Христа Спасителя и что проект не является очередным выпадом против Церкви.

Можно ли называть экспонаты выставки иконами и стоит ли православным посещать экспозицию? Комментиррует иконописец протоиерей Николай Чернышёв, клирик храма в честь святителя Николая в Кленниках, член Патриаршей Искусствоведческой комиссии:

Протоиерей Николай Чернышёв

Протоиерей Николай Чернышёв

То, что я слышал про это мероприятие, мне, естественно, не нравится. Раз используется негативное изображение, то это скорее похоже на антиикону, а не икону. Это всё отвратительно.

По поводу нового типа икон — это дело не самодеятельных художников и даже не каких-то высокопрофессиональных, но светских художников. Это исключительно дело Церкви. Церкви решать, нужны ей новые типы икон или достаточно традиционных.

Церковь призывает к творчеству, и у нас есть развитие творчества: каждый век, каждая эпоха оставляет нам новые стили икон, но, повторю, это смотрится органично, потому что это внутреннее дело глубоко воцерковленных художников.

Никто из серьёзных художников-иконописцев прошлого никогда не ставил перед собой такой искусственной задачи — создать обязательно что-то новое, что-то оригинальное, что-то невиданное. Оно становилось таким по мере искренности автора, по мере его честности. Так происходило углубление церковной традиции.

А если специально ставить такую задачу, то обязательно выйдет что-то пошлое, скучное или даже смешное и карикатурное – это ничем хорошим не закончится. Это безусловно несёт духовный вред, потому что эти направления для человека с нормальной душой, здоровой психикой будут отвратительны.

Повторюсь, что иконописные направления должны создаваться внутри Церкви, соборным разумом. Если это не так, если это какие-то художники, которые сами о себе заявляют, что для них главное — продолжение того отвратительного дела, которое совершили женщины с неприличным названием в храме Христа Спасителя, естественно, это всё архинеприлично.

Вообще, икона призвана изображать вечное. Например, предстояние человека перед Богом. А здесь мы видим попытки людей изобразить дух времени. Апостол Павел нам заповедовал: «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия» (Рим. 12:2). То есть иконе и не нужно отображать какой бы то ни было дух времени, в этом нет задачи иконы. Если дух времени ощущается на иконе, это уже нечто другое, потому что дух времени это нечто преходящее. Призвание же иконы совсем иное».

 

Материалы по теме
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: